Где так вольно дышит Филарет?

(«Объединение» церквей с правовой точки зрения)

На последней пресс-конференции Л. М. Кравчук поделился с журналистами воспоминаниями об истоках нынешнего антиправославного произвола в Украине. Когда в Харькове епископы УПЦ (18 из 20) провели Собор и решили на нем судьбу своего собрата Филарета, сместив его с должности главы УПЦ за клятвопреступление, о чем сообщили в заявлениях Президенту и народу,— то это, оказывается, было событием тайным. Оттого Президент и не признал решение вышеупомянутого Собора. Когда же через некоторое время один бывший епископ УПЦ (Филарет) от имени (!) всей церкви объединил ее с УАПЦ, причем таким образом, что не только верующие двух церквей, но и сам глава УАПЦ Мстислав об этом не ведал ни сном ни духом, то сие — деяние законное.

Впрочем, Президент простодушно заявил, что не является профессионалом в вопросах церковных законов. Пусть так. Но ведь о правовой стороне насильственного объединения церквей Президент был осведомлен вполне. О чем, в частности, свидетельствует и «секретная» записка на его имя тогдашнего председателя Совета по делам религий при Кабинете Министров Украины Н. А. Колесника.

В ней Николай Афанасьевич, отмечая искусственность и провокационность образования УПЦ-КП, перечисляет нарушения Устава УАПЦ, признанного действующим в новосозданном религиозном объединении УПЦ-КП. Обратимся к некоторым положениям этого документа.

«Постановление т. н. Всеукраинского православного Собора о создании «УПЦ — Киевский патриархат» принято без участия и против воли народа и епископата УПЦ. Оно декларирует идею, но не отражает действительное положение вещей. Провозглашение новосозданной церкви собственницей всех финансов и имущества, ранее принадлежащего УПЦ и УАПЦ, не соответствует установленному законом порядку решения этих вопросов и игнорирует существование УПЦ со своими структурами, имеющими законное право на принадлежащие им финансы и имущество. Этот пункт постановления объединительного собора (Филаретa-Антония) может спровоцировать борьбу за храмы и культовые сооружения между сторонниками названных церквей и еще больше дестабилизировать религиозную обстановку в Украине.

Организаторы Всеукраинского православного Собора (Филарет-Антоний) и сам Собор допустили ряд существенных нарушений Устава об управлении УАПЦ, признанного действующим для УПЦ-КП до принятия нового Устава.

Основные нарушения следующие:

— Собор был созван без инициативы и благословения патриарха УАПЦ Мстислава;

— процедура выборов и количество делегатов на Собор не были определены патриархом этой церкви, в то время как это предусмотрено п. 4 раздела IV Устава УАПЦ;

— вносить изменения в Устав УАПЦ, в числе которых введение поста заместителя патриарха и создание Высшего церковного совета (п. 5 и 9 постановления), имеет право только поместный Собор УАПЦ (раздел XIX Устава), а не «Всеукраинский православный Собор» (Филарета-Антония);

— п. 8 постановления Всеукраинского православного Собора (Филарета-Антония) организует Священный синод УПЦ-КП из пяти архиереев, однако в его составе нет патриарха Мстислава, хотя в п. 2 раздела Устава УАПЦ записано, что в Синод епископов входит патриарх как его председатель, два постоянных и два временных его члена.

Полагаю, что чрезмерная реклама в средствах массовой информации факта объединения УАПЦ с бывшим предстоятелем УПЦ Филаретом и его немногими сторонниками, при одновременном замалчивании деятельности УПЦ, дезориентирует местные органы исполнительной власти, осуществляющие государственную политику в отношении религии и церкви, а также нарушает ст. 5 Закона о свободе совести в части, где говорится о том, что установление каких-либо преимуществ одной религии или религиозной организации в отношении других не допускается. Нарушения этой нормы закона могут привести последователей УПЦ к нежелательным методам защиты своей церкви».

Председатель Н. Колесник скромно умолчал о том, что Филарет и Антоний (Масендич), под сурдинку критики якобы незаконности Харьковского Собора УПЦ, отстранившего от власти Филарета, тайно от Мстислава и коллег внесли в Устав УАПЦ пункт, позволяющий им уволить патриарха на покой по старости лет.

Сам Н. А. Колесник пал жертвой своей принципиальности, ибо не учел, что Президент Кравчук уже был вовлечен в политическо-клeрикальную аферу, поспешив одобрить не только идею создания «независимой» церкви, но и «объединительный Собор» (Филарета-Антония). В результате, несмотря на нарушения этим «Собором» законодательства Украины, Устав УПЦ-ПК был зарегистрирован Советом по делам религий при КМ Украины. Что, однако, не спасло Колесника, и он был вынужден уйти на пенсию.

Василий Анисимов

«Независимость», 14 ноября 1992 года.

P.S. Николай Колесник, пожалуй, был, после спецслужб, самым осведомленным в подноготной создания филаретовского патриархата. Все ждали от него книги. Однако Николай Афанасьевич был обнаружен мертвым на своей даче под Киевом. Как водится, «сердечный приступ»...