Представитель Президента в Православии?

Опальный, лишенный священнического сана, бывший Предстоятель УПЦ экс-митрополит Филарет опять поверг в шок общественность, преподнеся еще один урок своей политической непотопляемости. Загнанный в угол, отвергнутый епископами и паствой, оставшись один на один с церковной казной и горсткой своих приверженцев, он проделал уникальный маневр. На совместном со священниками-автокефалами собрании 25 июня в Киеве он провозгласил объединение украинского Православия и создание единой национальной Церкви — Украинской Автокефальной Православной Церкви Киевского Патриархата.

Таких чудес история еще не знала. В один день были «распущены» две конфессии и создана третья, их «правопреемница». Причем в первой Филарет является лишь скромным монахом, а руководитель другой — патриарх Мстислав в своей далекой Америке, — оказывается, еще и не знает, что возглавляемая им Церковь приказала долго жить. Более того, престарелый американский владыка не ведает, что отныне является главой уже другой Церкви, а его злейший враг Филарет поставлен его заместителем на Украине. По сути, под влиятельного человека создана церковь, как в былые годы таким образом образовывались ведомства и министерства. Ох, знакомый до боли почерк правящей бюрократии. Мстислав, по той же традиции, поставлен перед фактом и вряд ли возропщет.

Как объяснил ситуацию митрополит Антоний (УАПЦ), времени было в обрез, и в спешке (почему, спрашивается?) до старика не смогли дозвониться из-за «телефонной блокады со стороны антигосударственных сил Украины».

Согласно зачитанному постановлению, все монастыри, храмы, духовные семинарии, финансы, расчетные счета в банках и т. д. УПЦ и УАПЦ отныне переходят под контроль новорожденного патриархата во главе с Филаретом. Самому владыке Собор вернул его московские титулы и признал недействительными акт 1686 года о передаче Киевской митрополии Москве. (Хотя ни на то, ни на другое не имел права, поскольку подобные решения могут приниматься лишь канонической Церковью, а не раскольниками.) Кстати, сам организатор Киевского патриархата УАПЦ, первый владыка этой конфессии митрополит Иоанн (Боднарчук), в свое время ударившись в автокефальный раскол из-за гонений Филарета, после падения последнего раскаялся и подал 11 июня прошение о возвращении в лоно УПЦ.

Кроме того, собравшиеся обратились к Президенту с челобитной отдать их церкви святыни православия — Софийский собор и Киево-Печерскую Лавру. Так что неудавшийся ее штурм филаретовцами, увы, видимо, не последний.

Как и следовало ожидать, Украинское радио и телевидение дружно ударили в торжественные литавры, воспевая «вписанный золотыми буквами в историю народа» судьбоносный Собор православия. Филарет четко объяснил причину «объединения»: в независимой державе должна быть независимая Церковь. Это, как известно, слова из предвыборной программы Л. Кравчука. Поэтому владыка оказался всего лишь смиренным исполнителем набросанных Президентом очередных задач Православной Церкви в Украине. А потому всеобъемлющая поддержка государства Филарету обеспечена.

При этом никто не собирается замечать следующего: а почему, собственно, один расстриженный до монаха может вершить судьбы миллионов верующих, распоряжаться тысячами православных храмов и всенародными денежными пожертвованиями, а двадцать законных епископов, собравшиеся 26 июня на Собор УПЦ в Киево-Печерской Лавре, лишены этого права?

В тот же день в Союзе писателей Украины была организована пресс-конференция «Комитета защиты украинского православия», куда вошли парламентарии Украины и сочувствующие. Приглашенным сразу стало ясно, что Комитет даже в лицо не знает тех, кого собирается защищать, а занят опасной политической интригой. Это продемонстрировала ведущая пресс-конференции. Скучающая в обществе двух «митрополитов» (Филарета и Антония), она вдруг заявила, что начало брифинга задерживается из-за отсутствия митрополита Антония, чем очень сконфузила сидящего рядом «владыку» и позабавила журналистов.

Пресс-конференция, как нетрудно представить, неоднократно прерывалась аплодисментами после всякого выпада владык и депутатов против «промосковских» украинских епископов. Впрочем, трогательное единство вчерашних противников, еще недавно на таких же брифингах не сказавших друг о друге ни одного доброго слова и отказывавших друг другу в святости, выдавало вынужденный компромисс. Бедствующей УАПЦ и не снилось стать «правопреемницей» имущества всесильной УПЦ, а Филарету действительно отступать было некуда.

Не блеснули принципиальностью и слуги народа. Еще два месяца назад в редакцию принесли обращение двадцати пяти народных депутатов ВС Украины к народу, где на двух листах методично доказывалось, что Филарет не вправе возглавлять УПЦ и духовное возрождение народа из-за своего аморального образа жизни и связей с репрессивными органами и партноменклатурой. Сей документ лег в свое время на стол московского Собора. Ныне же эти депутаты в рядах защитников владыки. «Почему? Неужели Филарет перестал быть аморальным?» — спрашиваю у одного из них, — О. Шевченко. Оказывается, ныне «патриотическим силам» нет до этого дела, поскольку Филарет теперь завзятый национальный государственник. Так что и вавилонская блудница имеет шанс стать демократической любимицей, лишь бы изрекала антимосковские лозунги. Даже бескомпромиссный Степан Хмара оказался под крылом у Филарета.

Однако более всех поразил «защитник православия», народный депутат В. Червоний. Он заявил, что в отсутствие Л. Кравчука кое-кто из его окружения (Колесник, Михальченко, Середа и др.) «дезориентировали» представителей Президента на местах, в частности, в Киеве относительно позиции Президента и Верховного Совета по отношению к Филарету и Харьковскому Собору. (Вероятно, тому, что Лавру отбили у бандитов, а приезд главы УПЦ Митрополита Владимира обошелся без бойни, мы обязаны этой «дезориентации».) «Через два-три дня мы переломим ситуацию и наведем порядок на своей земле», — заверил меня «парламeнтский христолюбец».

Вот так выстраданная идея объединения Православия в Украине превратилась в жалкий фарс, от которого за версту тянет лукавством, лживыми компромиссами и жаждой насилия. И все потому, что объединением занялись великие мастера политических игр, лицемерно декларирующие свoе «активное» невмешательство в дела Церкви.

Непонятно только, причем тут «вера отцов», христианские заповеди, духовное возрождение, нравственность... Не проще было бы без лишнего шума и всенародного смятения просто-напросто назначить бывшего предстоятеля УПЦ Филарета представителем Президента в Православии, как бывших руководящих бонз в областях и районах? Быть может, это было бы не совсем канонично (а на кой, действительно, нам эти « каноны»), но зато, по крайней мере, честно. Ей Богу!

В. Анисимов

Когда верстался номер, стало известно, что разрекламированное единодушие на соборe УАПЦ — миф. Епископ Ивано-Франковский Андрей хлопнул дверью, заявив, что беспрецедентное депутатское давление может привести к расколу в Церкви и что верующие за Филаретом не пойдут.

Его поддержали Антоний, епископ Хмельницкий, Николай, епископ Луцкий и Волынский, и Василий, епископ Тернопольский. Так что четверо из восьми высших иерaрхов УАПЦ тоже отвернулись от Филарета.

«Независимость», 27 июня 1992 года