В интересном положении
оказались Кравчук и Плющ

Приезд новоизбранного Предстоятеля УПЦ Владимира (Сабодана) состоится сегодня, 20 июня. Но еще до этой даты стало ясно, что именно его поддержит подавляющая часть духовенства. Поэтому в отличие от простых мирян, которые считают в церковных играх все карты равно краплеными и никаких скоропостижных заявлений не делали, главам государства и парламента есть над чем задуматься.

Ясно, что сохранение за полностью дискредитировавшим себя в личном плане экс-митрополитом Филаретом (во владениях которого внезапно выпадают из окон кассиры кафедральных соборов) предстоятельского поста возможно лишь в случае признания его восточными патриархами Православной Церкви. Они же, напротив, с завидной согласованностью предпочли признать Владимира. Любителям поименного перечисления приводим примерный список по состоянию на 18 июня.

1. Патриарх Иерусалимский Диодор І: «Глубоко обеспокоены антиканоническими акциями... митрополита Филарета Денисенко... мы не признаем ни одного из его действий, посвящений и назначений епископов».

2. Парфений ІІІ, Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки: «Заверяю моего дорогого брата о наших молитвах о Новом Предстоятеле Митрополите Владимире».

3. Игнатий IV, патриарх Великой Антиохии и всего Востока: «Просим передать наши поздравления Митрополиту Владимиру, единственному законному Предстоятелю в Украине».

4. Архиепископ Кипрский Хризостом: «От всей души поздравляем Ваше возлюбленное Высокопреосвященство по случаю избрания Митрополитом Киевским».

А главное: доподлинно известно, что Патриарх Московский Алексий ІІ начал консультации с главами Поместных Православных Церквей по поводу скорейшего предоставления автокефалии УПЦ, так что и поборники «независимой церкви в независимой державе» (фраза из предвыборной листовки Президента Кравчука) могут наконец уснуть спокойно. Интересно, что сохраненный усилиями самого же Филарета Украинский Совет по делам религий, почувствовав, очевидно, маразматичность ситуации, практически пошел «на мировую» с Митрополитом Владимиром, отбив министру внутренних дел пану Василишину телеграмму об организации эскорта и охраны приезжающему Митрополиту. В телеграмме Митрополит Владимир без обиняков именуется «новым Предстоятелем Украинской Православной Церкви»5.

В этой ситуации украинское руководство, официально заявившее о непризнании Харьковского Собора и, соответственно, Митрополита Владимира, оказалось в интересном положении. Разрешиться от тяжкого бремени оно может теперь лишь двумя путями. Первый: полный разрыв с мировым Православием в глобальном масштабе, жесткая ориентация на Греко-Католическую Церковь и создание крошечного, никем не признанного «правительственного православия» во главе с помятым, но не покоренным Филаретом. Второй: быстрое признание того факта, что «кое в чем мы были неправы». На последнее отведено всего несколько суток.

Большинство экспертов признают Кравчука6 одним из наиболее профессиональных и ловких политиков. Так как в решающий момент он вновь оказался за пределами Украины и лично не делал никаких далекоидущих заявлений, у него есть отличные шансы разобраться с тем, что наворочал парламент в церковной сфере без особых потерь для себя лично. Посмотрим, хватит ли времени на этот раз.

Ю. Радченко

«Независимость», 20 июня 1992 года.