Зачем кесарю Богово?

Новости с православного фронта — одна головокружительнее другой. Верующие Почаевской Лавры на руках вынесли за пределы монастырской ограды епископа Иакова, последнего архиерея, поддерживавшего бывшего Киевского митрополита Филарета. И закрыли за ним ворота. Андрей, епископ Львовский, не принимавший участия в работе Харьковского Собора УПЦ, высказался в поддержку его решений. Таким образом, все высшее духовенство Украины отвернулось от бывшего Предстоятеля Украинской Православной Церкви, заклеймив его клятвопреступником.

10 июня в Трапезной церкви Киево-Печерской Лавры состоялось епархиальное собрание священников и мирян Киевской и Черкасской областей — вотчины самого бывшего владыки. Насельницы Покровского, Флоровского, Красногорского монастырей, служители Киево-Печерской Лавры, а также священники из многих церквей отказали Филарету в праве быть Предстоятелем УПЦ. А также приняли обращение к властям против их вмешательства в дела Церкви. Из последней опоры Филарета — Владимирского кафедрального собора — ушел церковный хор, ветераны-священнослужители, оо. Иоанн, Николай, Василий, протодиаконы Сергей, Никита отказались служить вместе с Филаретом.

11 июня в Свято-Даниловом монастыре в Москве состоялся Архиерейский собор РПЦ — высшая законодательная, судебная и исполнительная инстанция Церкви между Поместными Соборами. В его работе приняли участие 18 (из 21) правящих архиереев УПЦ. Собор признал обоснованность и подтвердил законность решений Харьковского собора УПЦ о лишении Филарета священнического сана.

Однако опальный владыка не сдается. В нарушение всех церковных канонов он чуть ли не ежедневно начал рукополагать в епископы священников. А своих бывших соратников отлучил (!) от Церкви. Только от какой? От Филаретовской?

В нелепом положении оказались пропрезидентские средства массовой информации Украины, телевидение и радио. К народу не пробилось ни одно постановление и обращение Харьковского Собора епископов. Даже телеграмма Алексия II Президенту была скрыта. Напротив, сам опальный владыка оказался героем телеэкрана и газетных полос. И это понятно. Бесконтрольно владея церковной кассой и являясь одним из учредителей коммерческих структур, Филарет может позволить себе выбросить на собственную рекламу 8 миллионов рублей. А на организацию конференции в свою защиту выложить сотни тысяч «деревянных».

Но самое удивительное — это упорство, с каким держатся за владыку государственные и правительственные структуры. Демонстрируя свое «невмешательство» в дела Церкви, они однозначно указывают, на чьей стороне их симпатии. Конечно, Филарет о многом мог бы поведать. Например, кого из кандидатов призывали поддерживать священники на парламентских и президентских выборах. Да и тайны правительственного двора, куда он был вхож многие годы, для него не являются секретом.

Не потому ли и сам Президент неласково прошелся по Харьковскому Собору: мол, не там собрались и не так доложили — стоит ли им верить? Нет слов, много лучше было бы, если бы архиереи собирались не в провинции, а в столице, а еще лучше — в кабинете бывшего заведующего идеологическим отделом ЦК КПУ. Но это мы, кажется, уже проходили. И, право же, неясно, до каких пор наши кесари будут притязать на то, что принадлежит одному Богу — Христову Церковь.

В. Анисимов.

«Независимость», 13 июня 1992 года.