Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Архимандрит Амвросий (Макар). Условия христианизации общества в древнем мире

Феномену христианизации языческого общества в Римской Империи после провозглашения Миланского эдикта в 313 году были посвящены многие исследования, но в эпоху дехристианизации общества тема превращения античного общества в общество христианское представляет особенный интерес для современной ситуации. Написано множество статей, книг, защищены докторские диссертации по этому вопросу1, но авторы этих работ сосредоточены либо на историческом или философском аспектах, либо рассматривают его как явление религиозной науки, которые имеют определенный интерес, но не в полной мере объясняют христианизацию языческого общества в древнем мире.
Необходимо более тщательно исследовать это явление, чтобы ответить на вопрос: почему стала возможна христианизация языческого мира, каковы были условия и предпосылки для обращения язычников в христианство? Другими словами, мы должны исследовать, как смотрела на евангелизацию древнего мира сама Христова Церковь, что о ней говорит Священное Писание, учение Церкви, богословие. Такой подход поможет нам понять ее должным образом, а не смотреть на христианизацию только как на явление человеческой истории.
Светский взгляд на историю становления раннего христианства усматривает в ней только естественный процесс, не замечая ничего сверхъестественного в быстром распространении новой религии, не видит того, какой вклад она внесла в жизнь общества, и не ценит этот вклад. В основном преобладают такого рода комментарии: «Четвертый век — это уникальное время баланса между язычеством и христианством, что делает его особенно интересным для изучения «мирных» методов христианизации»2.
Однако для Церкви Христовой процесс обращения язычников в христианство — явление необычное и сверхъестественное, выходящее за рамки обыкновенного в человеческой истории. Только с этой позиции можно объяснить, почему языческий мир, который выступал против расширения, распространения христианства в обществе и преследовал христиан, изменил свое отношение к христианам, и язычники стали массово обращаться ко Христу, креститься и становиться членами Христовой Церкви. Это явление христианизации древнего языческого мира объясняется сверхъестественностью, божественностью Церкви, которая есть Тело Христово (Еф. 1:23).
Естественные условия подготовки к христианизации народов Римской империи
Конечно, были естественные условия для христианизации народов Римской империи. Как свидетельствует история, в Римской империи происходила внутренняя подготовка языческого мира к принятию христианства (развитие языческой религии, которая тяготела к монотеизму, философские размышления, наука), была также и подготовка внешняя (политическое объединение под римским господством, аполитичность населения, роль евреев и еврейского прозелитизма в Римской империи, социальные кризисы и нищета). В связи с этим авторы часто обращаются к свидетельствам древних христианских писателей. Епископ Мелитон Сардийский в 175 году обратил внимание на тот факт, что христианство и империя в мире появились почти в одно и то же время и развивались бок о бок, — так, очевидно, было предопределено провидением3. Ориген в своей работе Против Цельса пишет: «Бог подготовил людей и следил за тем, чтобы римский император господствовал над всем миром… потому что существование многих царств было бы препятствием для распространения учения о Боге на земле». И добавляет: «Это была полнота времен» (Гал. 4: 04, Ефесянам 1: 10).
Однако все это само по себе не могло изменить языческий мир и сделать его христианским. Эти условия были только приготовлением, помогающим распространению христианства, но они одни не могли сделать его господствующим в мире, в котором было множество других религий. Победу христианству дало что-то другое. Христианизация языческого мира была глубоким изменением, которое возродило, преобразило народ. В ранней Церкви это возрождение было подготовлено оглашением и было исполнено в таинстве крещения, когда новый верующий умирает для плотской жизни и рождается свыше от Духа Святого для жизни духовной и святой, как учил Иисус Христос: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3: 5).
Поэтому, когда речь идет о христианизации языческого общества, необходимо говорить о существенном изменении человека, и это также привело к изменению общества, языческого мира, который становится христианским, переходит из жизни плотской, от жизни во тьме к жизни в Духе, к жизни в свете, в надежде, в истине, чистоте и радости. В связи с этим можно привести слова пророка Исаии: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9: 2). На это пророчество указывает евангелист Матфей, когда начинает описывать выход Иисуса на проповедь Благой Вести.
Но до этого обращения древнего общества от язычества к христианству шла ожесточенная борьба язычества с христианством, борьба тьмы против света. Ранняя Церковь пережила три века мученического свидетельства, страданий во времена преследований; знаком победы стал крест, борьба, которая означала для христианства терпеливое перенесение преследований, приведшее к победе.
Испытания христиан гонениями – сверхъестественные условия христианизации древнего языческого общества
Слова Иисуса Христа, обращенные к народу во время его проповеди, — «О, род неверный и развращенный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» (Mт. 17: 17; Лк 9: 41) — являются суждением Спасителя о современном ему языческом и еврейском мире. Характеристику языческого мира дает апостол Павел в первой главе своего Послания к римлянам, где пишет, что язычники, «познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, — то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям» (Рим. 1: 21-25).
Иисус Христос, Сын Божий, пришел в этот мир, чтобы спасти его. Точно так же Иисус посылает Своих учеников и апостолов проповедовать Евангелие в мире, напоминая им: «Если Меня гнали, будут гнать и вас: если они Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все это сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. Если бы я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. Тот, кто ненавидит Меня, ненавидит и Отца Моего. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего» (Ин. 15.20-24).
Апостолы последовали за Иисусом, претерпев преследования из-за своей проповеди Евангелия. Церковь Христова продолжит следовать путем святых апостолов, неся в языческий мир Слово Божие и свидетельствуя самой своей жизнью об истинности Евангелия, дав множество мучеников во времена гонений в первые три века существования Церкви. Эти испытания, хотя они носили спорадический и локальный характер, были тяжелы для христиан, но верующие в Иисуса Христа знали и понимали, что этот путь, идущий вслед за распятым Спасителем, приведет Церковь к победе над злом и к воскресению, к изменению, к обращению языческого общества ко Христу. Вера помогла христианам ранней Церкви, в то время, когда они не были в чести, были преследуемы в языческом мире, но, несмотря на это, были миролюбивыми и милосердными, были терпимыми и сострадательными, были послушными законам даже больше, чем другие граждане. Как свидетельствуют Павел, христиане, хотя их преследовали, служили обществу: «Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, [как] прах, всеми [попираемый] доныне» (1 Кор. 4: 11-13). И Павел напоминает самим христианам: «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте» (Рим. 12: 14).
Вначале христианство было отвергнуто большей частью языческого общества в Римской империи, всеми его слоями. Древние христианские писатели, такие, как апологеты, позволяют нас почувствовать ненависть части общества к христианам. Татиан восклицает: «Греки, почему вы нас преследуете? Почему вы ненавидите тех, кто следует Слову Божию, как если бы они были самые мерзкие?»4. Тертуллиан говорит еще сильнее: «Ибо сколько раз вы свирепствовали против христиан то по собственному желанию, то из повиновения законам? Сколько раз враждебная к нам чернь, даже миновав вас, нападала на нас камнями и огнем по собственному произволу? В самые неистовства вакханальские не щадят христиан даже мертвых, так как вытаскивают их из гробов, некоторых убежищ смерти, уже иными, уже не целыми, так как их рассекают и разрывают на части. Однако слышали ли вы когда-либо о нас, которых вы считаете за толпу заговорщиков, решившихся на смерть за свое дело, чтобы мы мстили вам за все это? А ведь одна ночь с немногими факелами могла бы щедро отмстить вам, если бы позволительно было у нас воздавать злом за зло. Но да отсутствует то, чтобы божественная секта защищалась человеческим огнем, или чтобы она скорбела о том страдании, которое служит к ее испытанию» 5. С одной стороны, христиане были открыты по отношению к людям, помогая и служа им, с другой стороны, так как верующие в Иисуса Христа были не от мира сего, они создавали в своих общинах особую среду. Христиане, однако, имели предназнаение нести в этот мир свет, истину, любовь к Небесному Царствию. Язычники не понимали этого и, зная о собраниях христиан, считали христианство сектой, члены которой встречаются для того, чтобы тайно предаваться постыдным делам. Афинагор Афинский говорит о трех пороках, из-за которых на христиан были возложены обвинения: «Нас обвиняют в трех преступлениях: в безбожии, в ядении человеческого мяса, подобно Фиесту, в гнусных кровосмешениях Эдиповских»6. Именно так все представляли себе христианские агапы.
Образованным классом, интеллектуалами, философами христиане не могли быть поняты из-за своей жизни, поскольку они, как казалось, отказались от своей древней культуры и цивилизации. Языческое государство не могло понять христиан, потому что Церковь была независимым организмом, христианство было религией для всех народов и исключало все остальные культы, в том числе – официальные имперские культы. Языческое государство преследовало христиан в основном по следующим причинам: как членов тайного общества, находящегося в оппозиции к официальной религии, как противников культа императора, что считалось государственной изменой и поэтому тяжким преступлением.
Однако Церковь не только не была уничтожена, не потерпела поражение со стороны язычества, но расширилась, распространилась, процветала и обретала силу. Это стало возможным благодаря божественной силе, данной Господом Своей Церкви.
Это была борьба Церкви Христовой против тьмы века сего, против зла, которое исходит от дьявола. Верующие помнили, что в этой борьбе их силой является Дух Святой, который перебарывает зло, дьявольскую силу. Апостол Павел сказал своему ученику: «Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа» (2 Тим. 2: 3). В своем послании к Ефесянам он объясняет, что значит быть воином Христовым, и что такое борьба, которую каждый христианин ведет в этом мире: «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф. 6: 10-18).
Ведя таким образом борьбу против зла и греха, христиане не могли быть побеждены, даже когда они были предаваемы смерти, потому что эта борьба осуществлялась невидимой силой, в этой борьбе Церковь Христова побеждает, следуя своему Господу, Иисусу Христу распятому, Который победил грех и смерть. Христианские мученики вместе со Христом всегда были победителями мира, который преследовал их, победителями тех, кто убивал их. Церковь, прославляя своих мучеников, поет в тропаре им: «Мученицы Твои, Господи, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего: имущи бо крепость Твою, мучителей низложили, сокрушили и демонов немощныя дерзости». По этому поводу Тертуллиан писал: «Кровь мучеников есть семя христианства». Зрелище казни мучеников, убиваемых, но не побеждаемых, которые своей смертью побеждали мучителей, стояло перед глазами, перед взором народа Римской империи и это привлекло внимание к жизни мучеников, к любви и милосердию христиан, к несправедливости преследователей. В то же самое время, самопожертвование мучеников укрепляло жизнь христианских общин.
Язычники обращаются в христианство
В течение трех веков гонений на Церковь Христову в Римской империи становились все более явными признаки серьезных социальных и нравственных проблем. На фоне несправедливости и коррупции жизнь христианских общин, которые пытались осуществить на практике учение Евангелия, отличалась религиозной и нравственной чистотой.
Самое масштабное и жестокое преследование произошло в 303-311 гг. при императоре Диоклетиане. Когда царствование Диоклетиана окончилось, императором стал Константин. Его мать Елена была христианкой, поэтому он находился под влиянием христианства с самого детства, однако объявил себя христианином только в зрелом возрасте и не был крещен вплоть до своего смертного одра.
По словам биографа Константина Евсевия Кесарийского, в битве у Мильвиева моста в 312 году Константин посмотрел на солнце и увидел над ним крест из света со словами на греческом языке: «с сим победишь». После победы в решающей битве Константин провозгласил себя императором на Западе. Войдя в Рим, он не принес обычные жертвы языческим богам в честь победы. В 313 году Константин вместе с Лицинием, своим соперником, обнародовал Миланский эдикт, который дал свободу христианам, как и всем другим, исповедовать свою религию и вернул конфискованное имущество Церкви. Указ сделал империю официально нейтральной по отношению к религии, это положение не запрещало языческий культ и не сделало христианство официальной религией. Но христианство теперь имело больше свободы для своего распространения. Чистая и строгая жизнь христиан, учение о бессмертии в будущей жизни привлекали к себе все больше и больше людей, которые тоже хотели креститься. Государственные законы также испытали влияние христианства. Казнь через распятие была запрещена (хотя смертная казнь по-прежнему оставалась), улучшилось обращение с осужденными и заключенными. Воскресенье стало официальным выходным днем.
Хотя вклад Константина в распространение христианства был, конечно, велик, труд по распространению христианства был делом самой Церкви — иерархии и духовенства, а также всех членов Церкви, поскольку для обучения и миссионерства примером более могущественным, чем слова, является жизнь, отражающая учение Евангелия — любовь к ближнему, служение ему, кротость, чистота и все другие евангельские добродетели. Это была сила, посредством которой христианство привлекало к себе новообращенных в первые века гонений, затем — в условиях свободы и официальной поддержки, это та сила, которая и сегодня привлекает людей ко Христу.