Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

ДНЕПРОПЕТРОВСК. Архипастырское богослужение во вторую неделю Великого поста

31 марта, во вторую неделю Великого поста, управляющий епархией митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней возглавил соборное служение в Свято-Троицком кафедральном соборе Днепропетровска. В этот день праздновалась память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского (1359) и преподобных Киево-Печерских святых.
В канун воскресного дня, правящий архиерей совершил всенощное бдение, за которым помазал богомольцев святым елеем.
Утром в воскресенье под сводами главного храма города митрополит Ириней в сослужении соборных клириков совершил Божественную литургию Василия Великого.
После чтения Евангелия правящий архиерей произнес проповедь, посвященную духовному подвигу святителя Григория Паламы и евангельскому повествованию об исцелении расслабленного.
Текст читаемого Апостола в это воскресенье (Евр. 1, 10 – 2, 3) посвящен превосходству Господа Иисуса Христа, как Ходатая Нового Завета, пред Ангелами. Апостол Павел приводит целый ряд ссылок на Ветхий Завет, главным образом, изречения из псалмов, которые ясно показывают превосходство Сына Божия, даровавшего нам Новый Завет пред Ангелами, которые всего лишь только «служебные духи, посылаемые на служение для хотящих наследовать спасение» (ст. 14). Говоря о превосходстве Сына Божия пред Ангелами, а вследствие того – и превосходстве Нового Завета пред Ветхим, апостол отмечает, что если чрез Ангелов преподанный людям ветхозаветный закон должен был строго соблюдаться и нарушение его наказывалось, то тем более подвергнется наказанию тот, кто станет пренебрегать новозаветным законом, который проповедан был Господом.
В этот день чтение Евангелия за литургией говорит об исцелении Господом Иисусом Христом расслабленного (Мк. 2, 1-12), которого спустили через кровлю и положили пред Иисусом Христом. Видя веру принесших, Господь сказал расслабленному: «Чадо! прощаются тебе грехи твои». И когда книжники соблазнились Его словами, Он добавил: «Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?» И повелел расслабленному встать и идти.
Словами и действием Господь Иисус Христос показал, что болезни человека – следствие его греховности и имеют нравственную основу и что борьба со грехом, чтобы получить блаженную жизнь за гробом, должна быть главным делом человека на земле. Поэтому мы не должны искать лишь исцеления от болезни, но и освобождаться от греховности, из-за которой нам посылается и сама болезнь. Исцелив больного у Овчей купели, Иисус Христос сказал ему: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5, 14). Поэтому и мы, когда болеем, первым долгом должны изгладить свои грехи на исповеди перед священником и соединиться с Богом в таинстве Причащения.
По окончании Литургии священнослужители совершили славление празднуемым святым.
Вечером в главном соборном храме областного центра митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней в сослужении соборного духовенства совершил вечернее богослужение, за которым прочитал Акафист Божественным Страстям Христовым.

К СВЕДЕНИЮ:
Второе воскресенье Великого поста посвящается памяти святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского († 1359), защитника учения о несозданном Фаворском свете. Он подчеркивал реальную возможность познания Бога не через абстрактные философские размышления, а через явления реальной энергии благодати Святого Духа всему человечеству в опыте духовной жизни. И в этом и пропасть, которая лежит между Откровением Божиим и всеми достижениями светской философской и психологической мысли: Бог философов остается абстрактной интеллектуальной формулой, неживым философским понятием, тогда как Христос Новозаветного Откровения – Живой, Близкий и Личностный Бог. Он не только открывается глазам религиозной веры и чистого сердца, Он Сам Себя дает всему человечеству в Таинстве Евхаристии.
Святитель Григорий Палама был епископом города Фессалоники уже на закате Византийской империи, в XIV веке. В Церкви он почитается как участник и победитель одного из самых сложных богословских споров в истории христианства. Не вдаваясь в тончайшие оттенки этой полемики, можно объединить их общим вопросом: каким образом сотворенный Богом мир связан со своим Создателем и существует ли эта связь вообще; или же Бог настолько далек от мира, что познать Его человек может лишь после собственной смерти, когда его душа покинет этот мир?
Святитель Григорий Палама выразил свою точку зрения на это в блестящей формулировке: «Бог есть и называется природой всего сущего, ибо Ему все причастно и существует в силу этой причастности, но причастности не к Его природе, а к Его энергиям». С этой точки зрения весь наш огромный мир существует благодаря творческим энергиям Бога, непрерывно поддерживающим этот мир в бытии. Мир не является частью Бога. Но и не отделен от Него совершенно. Их связь можно уподобить звучащей музыке, которая не является частью музыканта, но в то же время является осуществлением его творческого замысла, и звучит (то есть – имеет бытие) лишь благодаря творческому действию ее исполнителя.
Святитель Григорий Палама утверждал, что творческие энергии Божества, поддерживающие бытие мира, человек способен увидеть еще здесь, в земной своей жизни. Таким явлением этих нетварных энергий он считал Фаворский свет, который видели апостолы во время Преображения Иисуса Христа, а также свет, который открывался некоторым христианским подвижникам в результате высокой чистоты жизни и длительных аскетических упражнений. Таким образом, была сформулирована главная цель христианской жизни, сама суть нашего спасения. Это – обожение, когда человек по милости Божьей всей полнотой своего существа посредством нетварных энергий соединяется с Богом.
Учение святителя не было чем-то новым в Церкви. Догматически его учение является сходным с учением преподобного Симеона Нового Богослова о Божественном (Фаворском) свете и учением преподобного Максима Исповедника о двух волях во Христе. Однако именно Григорий Палама наиболее полно выразил церковное понимание этих важнейших для каждого христианина вопросов. Поэтому Церковь и чтит его память во вторую Неделю Великого поста.

Пресс-служба Днепропетровской епархии