Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

23.04.2012. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Проект «Информационное окно»: Мы прощены, мы спасены и искуплены — Христос воскресе!

«ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!» В этих двух словах все сказано. На них основана наша вера, наша надежда, любовь, христианская жизнь, вся наша премудрость, просвещение, Святая Церковь, сердечная молитва и вся наша будущность. Двумя этими словами уничтожены все бедствия человеческие, смерть, зло и дарованы жизнь, блаженство и свобода.
Праздник Пасхи – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник.
Пасха Христова — это торжество из торжеств. Пасха — это Праздник, обращенный к нашему будущему. В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Воскресение Христово – это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.
О самом моменте преславного Воскресения Христа Спасителя не повествуется во Святом Евангелии. Первыми весть о воскресении услышали святые жены-мироносицы. Ее возвестил Ангел, сидящий у гроба Господня. Явление Ангела, отвалившего камень от двери гроба, сопровождалось землетрясением, которого очень испугались воины, бывшие на страже; они бежали от гроба, но впоследствии свидетельствовали о воскресении Иисуса Христа перед Его врагами. После этого Господь явился Своей Пречистой Матери и Марии Магдалине, а потом и другим женам-мироносицам. В тот же день воскресший Господь явился апостолу Петру, двум апостолам, шедшим в Эммаус, и «дверем затворенныем» (сквозь закрытые двери) одиннадцати апостолам, собравшимся вместе «страха ради иудейска».
Светлый праздник Воскресения Христова назван Пасхою. Такое название этот праздник получил по внутреннему соотношению с ветхозаветным праздником Пасхи, который, в свою очередь, был назван от еврейского слова «песах» («проходить мимо») — для обозначения того события, которое имело место при исходе евреев из египетского рабства. Ангел Господень, губивший первенцев, видя кровь пасхального агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо них и оставлял неприкосновенными еврейских первенцев. Сообразно с воспоминаемым в этот праздник событием воскресения Христова наименование Пасха в христианской Церкви получило особый смысл и стало обозначать прохождение от смерти к жизни, от земли к небу, что выражается и в священных песнопениях Церкви: «Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе победную (песнь) поющия (Ему)»; «Христос — наша Пасха, Пасха чистительная».
Христиане должны участвовать в самом Воскресении Христа.
«Аще же Христос не воста, суетна вера наша» (1 Кор. 15,17), — говорит святой апостол, и, следовательно, мы празднуем величайший христианский праздник — всех праздников праздник, ибо на Воскресении Христовом основано само христианство. Но должно ли состоять это празднование лишь в соблюдении церковного устава и в одном нашем присутствии в храмах? Где же внутренний, духовный смысл праздника? Одно воспоминание о великом мировом событии, Воскресении Христовом, может ли принести нам спасение? Нет, христиане должны участвовать в самом Воскресении Христа! Как участвовать? Таинством покаяния и причащения Святого Тела и животворящей Крови Спасителя, дабы соединиться с Ним — воскресшим Искупителем. В дни Великого поста, в дни покаяния, очищения и возрождения мы должны обновить свои сердца, дабы воскрес в них Христос. Поэтому, кто не участвовал в самом Воскресении Христовом, тот не разумеет и не вмещает в себя истинное значение этих слов «Христос воскресе!» и ответа «Воистину воскресе!»
Славя Пасху, Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества оставляет в храмах Царские Врата открытыми. В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день. Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня — до Вознесения Господня.

*****
Как себя вести на Пасху и пасхальные дни: Пасха — это повод испытывать радость друг от друга.
Самое главное — на Пасху нужно радоваться сердцем, а не алкоголем и желудком. Наш народ привык на Пасху напиваться и наедаться до отвала, а нужно подумать о своем здоровье и о ближнем. Древние христиане великий праздник Пасхи святили особыми делами благочестия, милости и благотворения. Подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти, благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников (но не уголовных преступников). Простые христиане в эти дни помогали нищим, сирым и убогим. Еду, освященную на Пасху, раздавали бедным и тем делали их участниками радости в Светлый праздник. Нам будет на пользу в пасхальные дни проявить себя в делах милосердия и любви к ближним — поздравить ветеранов войны и труда, посетить детские дома, приюты, интернаты и дома престарелых, места лишения свободы, поздравить находящихся там людей, вручить подарки и пожертвования, провести концерты и духовно-просветительские беседы.

*****
Благодатный огонь
Схождение Благодатного огня тесно связано с главным чудом христианства — воскресением из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Чудо это подтверждает истинность православного вероисповедания, ведь огонь сходит на Православную Пасху, и право принимать его испокон веков принадлежит исключительно православному Патриарху. Небесный свет осиял Гроб Господень в момент Воскресения Христа. И вот с тех пор Благодатный огонь, который ежегодно сходит на Гробе Господнем в Великую Субботу, не оставляет Православную Церковь.

*****
Радоница
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников, сразу после Светлой пасхальной недели, как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому человек должен с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоять у гроба усопшего.
Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением (первое после Пасхи), а с другой — разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому позволению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

*****
Почему яйцо является символом Пасхи? Какое значение несет яйцо или оно является просто традицией не несущей смыслового содержания?
Есть предание, что св. равноапостольная Мария Магдалина, дойдя с проповедью до Рима, преподнесла римскому императору Тиберию куриное яйцо со словами Христос Воскресе! Император, проявил сомнение в том, что кто-то может воскреснуть, так же как белое яйцо не может стать красным. В это время произошло чудо: белое яйцо стало окрашиваться в красный цвет. После этого христиане усвоили этот символ и стали красить на праздник Пасхи яйца. Из яйца рождается новая жизнь. Скорлупа изображает гроб, а красный цвет указывает одновременно на пролитую кровь Иисусом Христом за людей и на царское достоинство Спасителя (на востоке в древности красный цвет был царским).
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ПОМОЩЬ
Чтобы получить помощь, позвоните по телефону в любое время на номер 373-03-93 (по городу звонок бесплатный, межгород или с мобильных телефонов – тариф оператора связи. Код Днепропетровска 056) или 0900 310 093 (стоимость минуты разговора – 1 грн. 98. коп.). Более подробно об этом проекте можно узнать на сайте в сети Интернет – http://flcc.com.ua. Там же можно увидеть и прослушать богослужение.
Пресс-служба Днепропетровской епархии