Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

06.09.2011. СИМФЕРОПОЛЬ. В гимназии № 1 им. К. Д. Ушинского возрождаются православные духовные традиции

По благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря в гимназии № 1 им. К. Д. Ушинского в школьную программу введён курс «Основы православной культуры Крыма». С 2009 года преподаёт этот курс Дмитрий Александрович Борисов, учитель истории и директор Музея истории гимназии № 1 им. К. Д. Ушинского, историк, краевед. В 2010 году Дмитрий Александрович участвовал в городском конкурсе «Учитель года» в номинации «Основы православной культуры Крыма». Летом 2010 года руководил группой крымских школьников в паломнической поездке в Грецию. С 2010 года преподаёт курс «Основы православной культуры Крыма» на базе Внешкольного учебного заведения Министерства образования и науки АРК «Центр туризма и краеведения учащейся молодёжи». Воспитанники Д. А. Борисова неоднократно принимали участие и занимали призовые места на ежегодной конференции «Православие в Крыму. История и современность».
Редакция сайта предлагает читателям познакомиться со статьёй Дмитрия Александровича Борисова, подготовленной к 200-летию старейшего учебного заведения Крыма — Симферопольской казённой мужской гимназии (ныне Симферопольской гимназии № 1 им. К. Д. Ушинского). Статья написана в соавторстве с Иваном Копыловым, в прошлом — выпускником гимназии, в настоящее время вице-президентом общественной организации «Гостеприимный хозяин Крыма».
К 200-летию Симферопольской казенной мужской гимназии
«С Богом!», или о религиозном воспитании
в Симферопольской мужской гимназии
В 2012 году исполняется 200 лет старейшему среднему учебному заведению Крыма — Симферопольской казенной мужской гимназии (ныне симферопольская гимназия № 1 им. К. Д. Ушинского). Данная статья является первой публикацией к юбилею гимназии и посвящена ныне забытой странице ее истории — преподавании религиозных дисциплин и духовному воспитанию гимназистов.
С Декрета Советской власти, в котором «церковь считается отделенной от государства, а школа от церкви» прекращается религиозное воспитание, а именно, преподавание Закона Божьего в средних учебных заведениях, которое существовало наряду с общеобразовательными предметами около 100 лет.
Источники по данному вопросу находятся в Государственном архиве АРК, а также содержатся в книге «Историческая записка о симферопольской гимназии с основания по 1 июля 1881 года», составленной преподавателем истории и географии и крымским краеведом Ф. Ф. Лашковым.
Впервые преподавание Закона Божьего «служащего к увеличению объема преподавания этого предмета и вообще к усилению религиозного направления в обучающемся юношестве» вводится в перечень предметов гимназического преподавания в 1816 году.
Первым средством к духовно-нравственному воспитанию учащихся правительством Российской империи признавалась религия. Уже с 1816 года директору и всем учителям предписывалось собираться в училищном зале и после окончания урока Закона Божьего вести учеников к обедне и наблюдать, чтобы все было «тихо и благоговейно», стояли и слушали чтение и пение церковное. А за всякий разговоры и шум в церкви, нерадивое отношение к посещению богослужений, строго наказывать, заносить на черную доску и налагать другие строгие взыскания по мере вины ученика.
Император Александр I своей Высочайшей волей пожелал, чтобы «с этого времени коренным и неизменным правилом было во всех учебных заведениях военного и гражданского ведомств обучать юношество закону Божию, а на ежегодных публичных испытаниях всегда начинать экзамен с этого предмета, как заключающего в себе главную и существенную цель образования».
Этим же императорским указом начальникам училищ было поставлено в непременную обязанность приглашать на этот экзамен почетное духовенство, и если на испытаниях будет видно, что учителя этого предмета не имеют достаточных к преподаванию способностей, то представители почетного духовенства должны давать им в подобном случае наставления и рекомендации. Вскоре, в 1818 году, последовало новое распоряжение высшего начальства на счет того, чтобы ученики гимназии в праздничные и воскресные дни, собирались в гимназии перед литургией и там слушали читаемые законоучителем соответствующие дням места из Библии Ветхого и Нового завета.