Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

25.06.2011. ТУЛЬЧИН. Архиепископ Ионафан. А, был ли нарушен устав УПЦ на последнем Киевском Синоде?

На портале «Кредо.ру» недавно появилась публикация, в которой был дан анализ деяний последнего заседания Священного Синода УПЦ, в частности, решения о введении в его состав трёх новых постоянных членов, двое из которых — викарные архиереи.
Автор кредовской публикации полагает, что назначение новых иерархов в Священный Синод УПЦ произошло с грубым нарушением норм действующего Устава об управлении УПЦ, поскольку, была нарушена уставная процедура принятия такового решения http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=84773).
Суровый вывод, который автор, хотя словесно и не обозначил, но является логическим следствием его суждений, таков: новые постоянные члены Священного Синода УПЦ (митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, викарий Киевской епархии УПЦ митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, викарий Киевской епархии архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишенский Александр) — нелигитимны, а Священный Синод УПЦ, принимая данное постановление, превысил свои полномочия (и, между строк, возможно члены Синода УПЦ якобы не свободны в принятии решений). «Обвинения» серьёзные и не отреагировать на них, хотя бы в частном порядке, невозможно.
Разумеется, любое нарушение Устава УПЦ, утвержденного Полнотой Архиерейского Собора, недопустимо. Но, прежде чем присоединиться к легковесным обвинениям членов Священного Синода УПЦ в нарушении ими Устава УПЦ, надо внимательно (и не предубеждённо) изучить весь объём Устава УПЦ и непременно задаться вопросом: а, есть ли в нём такие канонические нормы, которые коренным образом меняют всякую отрицательную оценку его последних решений?
Отвечая на этот вопрос, следует заметить, что такая норма в Уставе УПЦ (да и в Уставе РПЦ) есть: Священный Синод УПЦ канонически наделен Архиерейской Полнотой УПЦ властью управления Церковью между её Архиерейскими Соборами — высшим органом управления УПЦ. Эта уставная норма, определяя компетенцию Священного Синода УПЦ, является церковно-правовым фундаментом для принятия последним необходимых решений канонического, административного и судебного характера на всей канонической территории УПЦ.
Имеется лишь одно «иерархическое» условие для вступления в окончательную силу любого деяния Священного Синода УПЦ — все определения последнего непременно должны быть утверждены Архиерейской Полнотой УПЦ.
В свете уставной компетенции Священного Синода УПЦ, деяние последнего о дополнительном включении в свой состав новых постоянных членов, в том числе из числа иерархов-викариев, канонически и формально не нарушают Устав УПЦ. Священный Синод УПЦ вправе поднять и решить вопрос об увеличении своих постоянных (и временных) членов и пополнить его состав любым иерархом УПЦ, с последующей передачей решения на суждение и утверждение Архиерейского Собора УПЦ, как высшей иерархической инстанции. Что и было им сделано.
Читая же соответствующие публикации по настоящей проблеме на портале «Кредо.ру», всегда полезно вспоминать слова Священного Писания: «Не спешите колебаться умом» и «Исследуйте духов — от Бога ли они?».
Архиепископ Ионафан,
член синодальной
Богословско-канонической комиссии УПЦ.