Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

15.02.2011. КИЕВ. Всилий Анисимов: Власти не должны помогать раскольникам удерживать людей во лжи

Приход к власти Виктора Януковича существенно изменил практику церковно-государственных отношений на Украине, не случайно в последнее время то тут, то там раздаются жалобы неканонических религиозных организаций на якобы имеющие место «притеснения» и поддержку властями страны одной-единственной христианской конфессии — Украинской православной церкви в подчинении Московского патриархата.
О том, насколько обоснованны претензии недовольных и как в действительности обстоят сегодня дела в диалоге Церкви и государства, в интервью порталу «Интерфакс-Религия» рассказал руководитель пресс-службы Украинской православной церкви Василий Анисимов.
- Василий Семенович, завершился Архиерейский Собор Русской православной церкви. Приветствие ему направил Виктор Янукович, Cобор ответил своим посланием Судя по всему, отношения власти к Православной церкви на Украине претерпевают серьезные изменения.
- Предыдущие руководители Украины тоже направляли послания и Cоборам, и Святейшему патриарху, они не были столь публичными, как правило, лоббировали интересы расколов, собственно говоря, под их диктовку и писались. Нынешний Архиерейский Собор был посвящен проблемам совершенствования церковной жизни, в частности, социального служения. Для любой власти иметь подданными православных граждан — это невероятное счастье. И не только потому, что православие — родная вера нашего народа, но и потому, что Православная церковь с младых ногтей воспитывает в ребенке важнейшие человеческие и гражданские качества — любовь к ближнему, патриотизм, трудолюбие, законопослушание, неприятие насилия, стяжательства, воровства, уважение к традиционным ценностям семьи и так далее. Причем это засвидетельствовано ее тысячелетней историей на нашей земле. Поэтому власть, если она адекватна и действительно мечтает о возрождении народа и государства, кровно заинтересована в успешном выполнении Православной церковью ее миссии, в устранении всех преград, унаследованных от атеистического прошлого. У Виктора Януковича, в отличие от трех предыдущих наших президентов, очень силен еще и личностный фактор в отношении к Православной церкви, чего недопонимают наши политологи и политики. Он прошел через очень серьезные жизненные испытания, не надуманные, а реальные, и, по его словам, выстоять ему помогла вера. Это для него серьезно, думаю, он не будет играть в околоцерковные политические игры, поддерживать самозванцев-раскольников. Хотя, когда речь идее о политике, зарекаться, конечно, ни в чем не стоит.
- Однако такая позиция украинского президента вызвала протесты оппозиции: с обращениями по этому поводу выступили депутаты Верховной Рады и даже Львовский и Тернопольский облсоветы.
- Это всего три-четыре десятка депутатов редеющего Блока Юлии Тимошенко и несколько ющенковцев. Сама лидер оппозиции никаких обращений не подписывала. Вот если мы говорим о серьезном отношении к Церкви, то недавно был такой характерный случай. Мужу Юлии Владимировны должны были сделать сложную операцию. И она, и соратники, и все, кто об этом знали, конечно, очень переживали. Блаженнейшего митрополита Владимира в это время не было в Киеве и даже в Украине. И я, признаться, был несколько удивлен тем, с какой настойчивостью тимошенковцы по просьбе Юлии Владимировны его искали, добивались (и добились), чтобы он непременно помолился за благополучный исход операции. Слава Богу, все прошло нормально. Но ведь о чем это говорит? Это говорит о том, что когда беда или какие-то сложности у ворот, то все наши политики, если они, конечно, не атеисты, прекрасно знают, какая Церковь истинная, чья молитва доходит до Господа, а где шарлатанство и лукавое сотрясание воздуха. А если для молитвы раскол не годится, то для чего он нужен?
Что касается обращений галицких облсоветов в защиту Михаила Денисенко (Филарета), то это вообще нонсенс. Если бы депутаты этих советов посмотрели бы свои выступления, обращения, заявления начала 1990-х, то обнаружили бы, что большего врага Украины, «украиножора», чем тот же Денисенко-Филарет, у них не было. Он тогда возглавлял УПЦ, но был разоблачен как бывший агент КГБ, друг партократов, кавалер ордена Красного Знамени, сталинист, еще и ведущий аморальный для монаха образ жизни. Изобличения Филарета были главным поводом для погромов нескольких сот православных храмов в Галиции и перевода общин в унию. Теперь те же облсоветы требуют не трогать Филарета. Где логика, где принципы? Денисенко как был, так и остался при тех те погонах и орденах. И чего стоят после этого униатские крокодильи слезы о жертвах НКВД-КГБ? Они бы и Лаврентия Павловича, будь он жив, на руках бы сегодня носили, лишь бы тот русофобствовал.
- А что, действительно положение расколов так резко осложнилось?
- Да в том-то и дело, что нет. Филарет ни одной повестки еще не получил, а по-чекистски решил играть на упреждение и ударил в бубен: ой, спасайте меня, а значит, и независимую Украину, поскольку в Москве есть план по уничтожению филаретовского раскола, и украинские власти будут его осуществлять! Хотя ни одного подтверждения этого плана не предоставил. Чистый навет. Ему уже ответили, что план по уничтожению УПЦ-КП как незаконно созданной организации «созрел» не в Москве, а в генеральной прокуратуре Украины еще в 1993 году. Тогда по требованию одного из лидеров «РУХа» Генпрокуратура опротестовала регистрацию детища Кравчука-Филарета. Грянул скандал, который мог потянуть на дно и самого Леонида Макаровича, поскольку, кроме всего прочего, выяснилась бы и судьба церковной кассы с несколькими миллиардами рублей, прихваченных Филаретом, и миллионов запрещенной Компартии, которые Кравчук перегнал опять же Филарету. Поэтому Леонид Кравчук быстренько снял Генпрокурора и всю коллегию прокуратуры, чтобы некому было это дело крутить. В 2002 году Генпрокуратура опять вынесла протест, по требованию группы народных депутатов, причем большинство из них были уже коммунисты, а не руховцы. Тогда защищать филаретовцев бросился уже Леонид Кучма. Сейчас, понятное дело, никто Филарета от закона защищать уже не будет, вот он и запаниковал, ищет поддержку даже у униатов.
- А как в нынешней ситуации, по-Вашему, поведет себя власть?
- Я думаю, что никого через колено ломать не стоит. Конечно, власть должна устранить беззаконие, исправить преступные ошибки своих предшественников. Филаретовцы должны вернуть награбленное — и церковную кассу, и захваченные боевиками храмы и имущество. Необходимо принять демократическое законодательство, вернуть Церкви экспроприированное имущество, в том числе и незаконно переданное раскольникам. Они должны создавать свою собственность, а не паразитировать на чужой. Важно, конечно, и правдивое информирование раскольничьих общин. Когда в Украине появились первые самозваные патриархи, Филарет, тогда еще канонический епископ, разослал по всем приходам памятку о том, что даже простое общение с самосвятами, неканоническими, находящимся вне общения с полнотой Церкви лжесвященнослужителями ведет к вечной погибели. Вот такую же памятку надо издать, присовокупив к ней призывы Константинопольского, Александрийского, Иерусалимского, Московского Патриархов и других предстоятелей поместных Церквей к нашим раскольникам возвращаться в спасительное лоно Украинской православной церкви. Верующие услышат верующих, тем более православных патриархов. Проблемы будут с «самозваной» раскольничьей «иерархией»: если общины вернутся в Церковь, кто ж их будет содержать? Они будут бороться за кусок хлеба, стремиться удержать общины в расколе. Буду организовывать протесты, «стояния» и сами же в них стоять. Голод не тетка. Но власть не должна помогать им удерживать людей во лжи.
- А разве может помогать?
- Политическую конъюнктуру, лоббизм, коррупцию ведь никто не отменял. У Филарета есть для этого ресурсы. Когда в 1994 году после поражения на выборах Леонида Кравчука он временно остался без президентской «крыши», и правоохранители занялись коммерческой деятельностью его «патриархата», то поразились, сколько фирмочек под его крылом было создано. Они занимались и торговлей нефтью за рубеж, и ввозом в Украину иномарок с «криминальным сокрытием от налогообложения» на миллиарды тогдашних рублей, завозом различных товаров под видом «гуманитарки», даже структуры, занимавшиеся вербовкой наемников в горячие точки СНГ, под его крылом существовали. Об этом много написано и опубликовано. Это серьезная псевдорелигиозная бизнес-структура, спрут, повязавший и коммерцию, и чиновничество, он без боя не сдастся. Как и Сандей Аделаджа со своим «Посольством Божьим», которые сейчас обвиняются в мошенничестве на миллионы долларов. Его тоже уже лет 15 наши правоохранители, включая генеральную прокуратуру, пытались прикрыть, но сектант всегда находил влиятельных защитников в лице тех же Кравчука, Танюка, Яворивского и других филаретовских депутатов. «Экономическую» подоплеку расколов также надо исследовать, это приведет к их демифологизации.
- Однако власть, кажется, настороженно относится к идее Русского мира, а расколы вообще его отрицают…
- Филарет никогда не отрицал существование Русского мира. Он же не настолько глупый человек, чтобы вставить себе в титул слово «Русь» и отрицать ее существование. Я был на его пресс-конференции по этому поводу, даже о чем-то с ним спорил и могу почти дословно передать его слова: мы не можем принять Русский мир таким, каким его понимает патриарх Кирилл. Мол, в его интерпретации это политическая концепция, которая поглотит Украину, восстановит империю и так далее. У Филарета есть какой-то свой «Русский мир», где, видимо, предусмотрено место и анафематствованным, таким, как он сам. С «Русским миром», причем с воинственностью Емельяна Ярославского, борются последователи анафемы — целая армия черноморцев, евстратиев, еленских, медведевых, портниковых и прочих филаретовских блоготрепщиков. Но в этом нет ничего удивительного: ересиархи и расколоучители всегда были умнее своих учеников.
Из власти лишь министр иностранных дел Константин Грищенко выразил мнение, что «шаблон Русского мира Украине не подходит». Он — советский дипломат и сын советских дипломатов, старая партийная школа, где все измерялось классовыми и идеологическими категориями. Ну какие могут быть «шаблоны» у духовных реалий? «Шаблон» Святой Руси, преподобного Серафима Саровского, Пушкина, Шевченко, Гоголя? В такие «шаблоны» бессмысленно втискиваться, до них надо расти и расти — и человеку, и народам.
- И все-таки руководители Украины избегают говорить о Русском мире…
- Они прекрасно понимают, что Русский мир берет свои истоки не в России, а в Руси, столицей которой был древний Киев. Об этом даже дважды говорится в названии нашей первой и главной летописи, созданной киевлянином, преподобным Нестором Летописцем – «Вот повести временных лет, откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве начал первым княжить, и откуда русская земля стала есть». Первая наша Конституция, свод законов, составленный Ярославом Мудрым, также называется «Русская правда». Вместе с тем сегодня существует некая филологическая несуразица, которая, видимо, возникла после революции, когда создавались советские варианты русского и украинского языков. Скажем, «руський» обозначает национальность, а «россиянин» — это гражданин России, им может быть и русский, и татарин, и якут. Однако «руський» переводится на украинский язык как «россиянин», а прилагательное — как «российский» в значении «принадлежащий России». Естественно, руководители независимой Украины не могут говорить о своей стране как части принадлежащего России мира. Очевидно, в украинском языке надо «развести» понятия «руський» и «российский», один из депутатов-регионалов подал соответствующий законопроект в Верховную Раду.
- А каким может быть участие украинской власти в преодолении расколов?
- Лучше всего — никаким. У нас Церковь отделена от государства, президент — гарант Конституции, исполнения законов. Если все беззакония, допущенные предыдущей властью в отношении УПЦ, будут устранены, — а это, безусловно, нужно делать — то разделения будут преодолены не административными, а церковными методами. Сегодня у нас опять раздаются голоса, а почему бы президенту Виктору Януковичу не заняться объединением православия? Но богостроительный опыт предыдущих президентов показывает: чем больше власть, в нарушение Конституции, влезала в церковные дела, тем больше укреплялись разделения. И все потому, что относились к Церкви свысока, не понимая ее сути и природы, как к какой-то общественно-политической организации. Вот сейчас Виктор Балога, который был главой секретариата президента Виктора Ющенко, собственно говоря, вторым человеком в президентской вертикали власти, стал вспоминать, как они с Ющенко «поместную церков» в 2008 году «почти создали». Какую «колоссальную работу» провели, с Константинопольским лепшими друзьями стали, в Украине якобы всех обломали, чтобы «соединить лавру с Владимирским собором» через Стамбул. А за полтора года до этого он был министром МЧС, мы были у него в гостях, он награждал журналистов и прощался с должностью, поскольку была очередная смена правительства. Я ему подарил новое издания «Добротолюбия», и во время неформального общения он признался, что далек от религиозной проблематики: не было времени поразмышлять, чем же крест от полумесяца отличается. А через полтора года — уже создатель поместной Православной церкви! Это советский подход, когда человеку все равно — пожары ли тушить, лесом торговать, кроликов разводить, коммерческий банк, театр или Церковь создавать.
- А почему, с его точки зрения, эта затея провалилась?
- Балога во всем винит Филарета. Они с Ющенко ломали головы, что с ним делать, ведь он отлучен от Церкви (в терминологии Балоги – «отлучен от престола»), как его можно «легализовать»? Решили идти по «эстонскому варианту» (созданию в Украине нескольких канонических юрисдикций) и спихнуть его вместе с раскольничьими общинами под Стамбул, пусть патриарх Варфоломей сам решает. Однако Михаил Антонович — тертый калач, он захотел, чтобы и анафему с него сняли, и сан вернули, и руководителем оставили, и под это потребовал гарантий. Но этих гарантий ему никто не давал, поэтому Филарет, понимая, что его просто сливают, уперся, и насмарку пошли все «колоссальные труды» власти. А вот если бы власть видела в нем не только легкого на аферы политика, а и несчастного человека, то подтолкнула бы его на путь церковный — к покаянию, примирению с Богом и Церковью Его. Вдруг бы прислушался?
- Но он написал обращение к Собору, напомнил о своих преклонных годах, о возможной скорой кончине…
- Это не первое его безответное обращение к православным епископам. Но ведь по нему видно, что он по-прежнему находится в прелести, гордыне, тщеславии. А спешить умирать ему, конечно, не надо: у него еще много дел — надо найти в себе мужество к покаянию и попытаться исправить хоть что-то из тех бед, которые он принес Православной церкви в Украине. Ему тяжело по обе стороны могилы. Хотя все эти проблемы, связанные с расколоучителями и властью, уже порядком поднадоели. Но это и есть то недавнее прошлое, которое постоянно держит за фалды.
- В этом году мы будем праздновать тысячелетие основания Софии Киевской, древней резиденции Киевских митрополитов. Есть ли планы возвратить его Церкви?
- Безусловно, надо возвращать. Экспроприировали церковную собственность, православные храмы с грабежами, репрессиями духовенства очень быстро, а вот возвращают — десятилетиями. Будут передавать из рук в руки, с баланса одних ведомств на баланс других, сдавать в аренду коммерческим структурам — делать все, что угодно, лишь бы не возвращать законным владельцам. Вся атеистическая общественность поднимает вой: караул! Церкви возвращают церковное, Богу — Божье! Недавно меня пригласили на один круглый стол, тему которого я даже и не понял. Оказывается, некая общественность, которая этот стол организовывала, была очень обеспокоена возможной передачей кабмином Софии Киевской из Минстроя в Минкультуры. Через день на сайте Софии Киевской появляется обращение к президенту Украины, подписанное четырьмястами сотрудниками и любителями музея-заповедника «София Киевская», где указано, что на кругом столе появился только руководитель пресс-службы УПЦ Анисимов, и это верный признак того, что коварный кабмин хочет передать Софию Минкультуры, а затем УПЦ. Спасайте, Виктор Федорович, не допустите катастрофы: у нас Церковь отделена от государства, София принадлежит всему народу, всем конфессиям, а не одной, и прочие глупости. Будто и впрямь Софию Киевревсовет у всех конфессий отбирал, священников всех конфессий, а не одной, расстреливали. Целый переполох устроили, протестуя даже против ни кем не высказанных намерений! Но самое любопытное заключалось в том, что все участники круглого стола, за исключением одной женщины-профессора, выступили против гипотетического намерения кабмина передать Софию Минкультуры. А эта женщина сказала, что по рекомендациям ЮНЕСКО все объекты культуры должны опекаться одним ведомством, а не многими. И если таким выбрано Минкультуры, то все музеи должны опекаться им. Вот и весь сыр-бор, но сколько страхов!
- Получается, Вы тоже выступили против передачи храма Святой Софии Минкультуры?
- Нет. Я напомнил о том, что в Киеве за время советской власти было разрушено около 200 православных церквей и церковных памятников, напомнил о трех указах наших президентов о возвращении Церкви ее собственности. А перед тем, как ее вернуть, предложил все музеи, основанные на экспроприированной церковной собственности, в том числе Софию Киевскую и Верхнюю лавру, передать министерству внутренних дел, чтобы можно было, наконец-то, провести качественную проверку использования церковных помещений и сделать инвентаризацию фондов хранения изъятых у Церкви ценностей.
- А это актуально?
- Конечно. За последние двадцать лет было множество скандалов, связанных с передачей музеями в аренду различным коммерческим и прочим структурам церковных помещений, в том числе и в лавре, и в Софии. Церкви возвращать под любыми предлогами отказываются (нет возможности!), а различным фирмам — без проблем. И этих фирм через лавру и Софию прошли десятки, если не сотни. Самый крупный скандал в лавре был связан с неожиданным появлением в ней посольства Италии. Один из корпусов музей отдал в аренду Институту повышения квалификации каких-то учителей, тот — фирме, зарегистрированной в Панаме, та «толкнула» его итальянскому посольству, забрала деньги и растворилась. В Софии такой же скандал был с размещением в ней штаба политической партии «Наша Украина» Виктора Ющенко (когда он еще не был президентом). Кроме штаба, внутри монастыря еще и автостоянку «нашеукраинцев» разместили, ведь депутаты на общественном транспорте не ездят… Службу в храме править нельзя, свечку зажечь нельзя, а автопарк у стен — пожалуйста. Когда стали разбираться, еще с десяток структур в Софии нашли, никакого отношения к музейному делу не имеющих. Все это — системное паразитирование на церковной собственности.
Что касается запасников, то инвентаризации, как сказала одна из участниц круглого стола, не проводилось 18 лет. Церковь не знает, что из ее разграбленных ценностей и в каких музеях пребывает, в каком состоянии и так далее. Мы иногда не без удивления, например, узнаем, что в Киеве проходит выставка «Чудотворных православных икон из запасников музеев Украины». Как они могли там появиться? Раз в пять лет нам покажут крест преподобного Сергия Радонежского, которым святой благословлял Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Он находится в сокровищнице Нацбанка. Еще реже — три иконы доиконоборческого периода из собрания Порфирия Успенского (их было 110), они находятся в Музее западного искусства. И так далее. Хотя все эти экспонаты из разграбленного Церковно-археологического кабинета при Киевских духовных школах.
Ясно, что Церковь переживает за свои ценности и надежность их хранения. Ведь у вас в Москве даже из запасников музеев Кремля умудрились похитить сотни экспонатов. Что же говорить о наших музеях и хранилищах? Если учесть, что вся наша элита «подвинута» на предметах церковной старины? У нас даже из «зоны», из самого Чернобыля утащили часть иконостаса Ильинского храма и выставили на продажу на антикварном толчке в Киеве. Кто-то это увидел, сообщили Блаженнейшему митрополиту Владимиру, он выкупил и вернул в Свято-Ильинский храм Чернобыля.
Думаю, эта шумиха с «передачей» Святой Софии Минкультуры связана с нежеланием музейщиков допускать посторонних на «кухню» своего хозяйствования.
- Ну, они хотя бы не сорвут празднование юбилея?
- Конечно, нет. Музейщики Софии его и придумали.
- Каким образом?
- Достаточно любопытным. В духе «оранжевого времени». Датой основания собора Святой Софии, согласно «Повести временных лет», считается 1037 год. Новгородская летопись упоминает 1017-й, но в основном все сходятся на первой дате. Однако два сотрудника музея неожиданно обнаружили надписи, которые якобы свидетельствуют, что храм построен на два десятилетия раньше, а основан в 1011 году. Академическая историческая наука уличила новых археологических первооткрывателей в некомпетентности, пожурила, ведь не одно столетие светила истории занимались этой проблемой. Аргументов в пользу новой версии немного. Но «софийские мудрецы» вышли на президента Виктора Ющенко, который, видимо, не зря квартировал с «Нашей Украиной» в музее-заповеднике. Он подставил им плечо, и 1000-летний юбилей Софии Киевской оказался в списке знаменательных дат ЮНЕСКО на 2011 год. Известные историки Украины, России, Европы и США, помнится, письмо писали президенту, но он их не послушал.
- Но какой смысл Виктору Ющенко поддерживать эту гипотезу?
- Политический. Виктор Андреевич славился историко-авантюристическими наклонностями. Хорошая пиар-акция. (Он не сомневался, что будет переизбран на второй срок, от обиды на украинский народ даже на инаугурацию Виктора Януковича не пришел.) По этой же причине и новая власть не отказалась от празднования этого юбилея. Вы где-то встречали, чтобы праздновали юбилей основания какого-то сооружения? Празднуют, допустим, основание города, потому что это открытая система, неизвестно сколько столетий он будет созидаться. Когда же речь идет о храмах, празднуют завершение строительства или его освящение. Когда объект сдан и начинает функционировать. Но юбилей завершения строительства, как я понимаю, уже не попадал в сроки президентских полномочий, поэтому празднуем начало.
- А есть ли принципиальная разница — 1011, 1017 или 1037 годы?
- Это настоящий переворот в исторической науке. Если брать первую дату, то храм построил святой равноапостольный князь Владимир, при других — святой Ярослав Мудрый. Это разные эпохи. Нам уже доказывают, что на фресках Софии изображены не дети Ярослава, а дети Владимира, и вообще все в нашей древней истории было не так. Новые «софийские мудрецы», как их наименовал наш знаменитый историк академик Петр Толочко, отрицают общепринятую дату — 1037год — на том основании, что преподобный Нестор и другие монахи-летописцы якобы были сервилистами, по указке властей переписывали историю, как хотели, свершения одних князей приписывали другим. Но так мы должны всю нашу историю подвергнуть сомнению, разрушить ее основание. Это абсурд. Тогда мы все даты и сведения должны подвергать ревизии, а не только те, которые нам в наших опусах сегодня невыгодны. Летописание было святым делом, и уж кому-кому, но не современным украинским историкам, постоянно держащим нос по властным ветрам, обвинять древних подвижников в угодничестве.
- А почему все-таки Виктор Янукович не перенес празднование?
- Рассказывают, что указ пролоббировала Анна Герман, заместитель главы администрации президента. Она журналист, специалист по пиару — как она могла упустить такую возможность? К тому же, следовало бы отозвать заявку Украины из ЮНЕСКО, а это опять потеря имиджа. Герман живет недалеко от Золотых ворот, где стоит памятник Ярославу Мудрому. На нем великий князь, при котором Киевская Русь достигла высот своего расцвета и могущества, держит в руке храм Святой Софии и устремляет на него свой задумчивый и вдохновенный взор как на главное детище своей очень насыщенной, трагической и славной жизни. Думаю, Анне Николаевне теперь нужно будет как-нибудь ночью подкрасться с лобзиком к памятнику и спилить с руки князя храм, поскольку у нас уже другая история. Вообще Ярославу Владимировичу у нас как-то не везет. Например, в его «Русской правде» предусмотрено суровое, даже двойное наказание тем, кто сбривает бороды: гривневый штраф ослушник платит митрополиту, «князь же казни» (наказывает). У нас же на гривнах сам князь изображен побритым, как, кстати, и на этом памятнике. Так что у нас его сначала побрили, теперь и Софии лишили. Мудрым быть тяжело и через тысячу лет после смерти.
- А УПЦ будет участвовать в праздновании юбилея?
- А как иначе? Это наш кафедральный собор, тысячелетняя резиденция и усыпальница Киевских митрополитов. Правительство пригласило Церковь к участию, Священный Синод создал комиссию по празднованию. Оно привлечет внимание к нашему великому историческому и духовному наследию. Для музейщиков Святая София — памятник, для нас — еще и святыня.
Интерфакс-Религия