Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

04.02.2011. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Протоиерей Александр Немчинов: «Образ евангельской самарянки характеризует именно современную православную женщину»

Беседа с Председателем Редакционного совета Всеукраинского православного женского журнала «Самарянка» протоиерем Александром и матушкой Екатериной Немчиновыми.
Духовная жизнь невозможна без общения с Богом и нашими единомышленниками. “Как ты можешь любить Бога, если не любишь своего ближнего?” — устами апостола Иоанна Богослова спрашивает нас Священное Писание. А что нужно, для того чтобы полюбить ближнего? Любовь подобна огню, который передается от одной свечи к другой. А для этого они должны приблизиться друг к другу. Между людьми должна произойти встреча. Но встреча не формальная, не поверхностная, а проникновенная, способная восхитить, удивить, зажечь! Именно такими людьми являются отец Александр и матушка Екатерина Немчиновы. А местом встречи с ними для многих может стать журнал “Самарянка”.

— Как родилась идея создания журнала “Самарянка”?

Матушка Екатерина:
— Просто очень хотелось, чтобы у женщин была возможность выбора. Есть масса замечательных светских журналов, где подробно рассказывают, что надевать, как ухаживать за собой, куда поехать и в каком ресторане покушать. Но не было издания, которое могло бы затронуть внутренний мир женщины, уделяя больше внимания духовной пище. А еще хотелось, чтобы этот журнал был красивый — он ведь для женщин!

— А Ваши близкие как отнеслись к этой идее?

Матушка Екатерина:
— Первым, с кем я поделилась этой идеей, был, конечно, мой батюшка — отец Александр. Потом — со своими близкими подругами. Подруги меня поддержали сразу, батюшка — нет.

— Были сомнения?

Матушка Екатерина:
— Да. Но все сомнения развеял наш владыка, митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней. Идея ему понравилась, и мы получили благословение делать журнал.
Собралась замечательная компания единомышленников и энтузиастов, и началась работа.

— Почему журналу дали такое название?

Матушка Екатерина:
— Тут уже батюшка постарался.
Отец Александр:
— Образ евангельской самарянки очень емко характеризует именно современную православную женщину. Наши современницы, подобно самарянке, всецело заняты решением бытовых проблем. При этом нередко снижаются нравственные критерии. Но вот происходит встреча души с Господом, которая меняет всю жизнь настолько, что оставаться в прежнем состоянии невозможно. И то, что “так живут все”, уже не может убаюкать пробудившуюся совесть. Такая встреча у кого-то уже произошла, а кого-то еще ждет впереди. Наш журнал обращен и к тем, и к другим читательницам. Мы ставим перед собой задачу содействовать тому, чтобы эта встреча состоялась.
Кроме того, Днепропетровск расположен близ устья реки Самары (не путать с одноименной рекой в г. Самара). В этом смысле все наши землячки — самарянки.
Однако и это еще не все. Слово “самара” в переводе с тюркских языков означает “кувшин с водой”. Видимо, промыслительно: ведь самарянка, придя с кувшином (водоносом) к колодцу, встретила Христа…

— Изучался ли Вами опыт подобных изданий?

Матушка Екатерина:
— Приступая к работе над журналом, мы не были знакомы с опытом других изданий и постигали все на практике. Вот такой непрофессиональный подход, теперь мы это понимаем. Но, взирая на пройденный путь, думаю, что, если бы мы заранее знали, с чем столкнемся, какие трудности придется преодолевать — скорее всего, и не решились бы издавать журнал.
Отец Александр:
— К декабрю 2006 г. у нас был готов макет первого номера, вернее спецвыпуска, но не было денег на издание. Так что смогли выйти только в сентябре 2007 г.

— Какие задачи Вы ставили перед собой?

Матушка Екатерина:
— Одной из основных задач было сделать журнал таким, чтобы его с интересом читали не только православные, но и светские женщины. Судя по обратной связи, поставленная задача все-таки реализовывается. Кстати, недавно у нас была интересная беседа со студенткой Днепропетровского национального университета. Мы узнали, что на факультете журналистики “Самарянку” используют в качестве образца для сравнительной характеристики со светскими женскими журналами. При этом преподаватели, не позиционирующие себя православными, рекомендуют наш журнал для прочтения как “толерантный образец православного издания и современный женский журнал с иными жизненными ценностями”.
И мы очень рады этому факту. Журнал попадает в руки к студентам, юношам и девушкам, и есть шанс, что они найдут дорогу к храму и смогут увидеть истинную красоту Православия.

— Какие вопросы, связанные с ролью женщины в Церкви, сегодня наиболее актуальны?

Отец Александр:
— Материнство и забота о семье являются главным предназначением женщины. Но женщины также выполняют огромную часть церковного служения — на клиросе, в воскресных школах, в различных социальных проектах, на ниве миссионерства. Есть женщины писатели, богословы, научные работники. Если эти таланты даны, если женщина хочет их реализовать (конечно, не в ущерб семье и воспитанию детей), то это нужно делать.
Матушка Екатерина:
— История Православия знает святых, благоверных цариц и княгинь, которые несли подвиг проповеди христианства, будучи преданными женами, любящими матерями. При этом они были умелыми политиками, тонкими дипломатами, прославившись не только своими реформами, но и делами милосердия. Поэтому, наряду с вопросами семьи и материнства, сегодня для женщин очень актуальны вопросы духовного роста и творческой реализации.

— Читает ли Ваш журнал мужская половина?

Матушка Екатерина:
— Вы удивитесь (мы и сами были удивлены), но мужчины читают “Самарянку”, присылают много писем-откликов. Мы не рассчитывали на интерес со стороны мужской читательской аудитории, однако первые отзывы получали именно от мужчин. Я помню, как после выхода номера ко мне в храме подошел мужчина и сказал: “Это первый женский журнал, который я взял в руки и прочитал от начала до конца. И, к своему удивлению, прочитал с удовольствием”.
Отец Александр:
— На мой взгляд, здесь ничего удивительного нет. В прежнее время по корреспонденции женских журналов “Работница” и “Крестьянка” можно было сделать вывод, что читателей у этих изданий если и меньше, чем читательниц, то ненамного. Мужчина, как бы он это ни скрывал, устроен так, что ему нужно узнавать духовный мир женщины. А отражение внутреннего женского мира — одна из задач нашего журнала. Поэтому издание интересно и мужчинам.

— Если бы пришлось создавать журнал для мужчин, какое бы Вы дали ему название и какие темы обязательно бы затронули?

Матушка Екатерина:
— В одной из бесед владыка у нас спросил: “Ну, а когда же выйдет журнал “Милосердный самарянин”?”. Мы задумались… (Смеется.) Так что название уже имеется.
Отец Александр:
— Вообще, такая потребность есть. Только мне кажется, что и в нем значительная часть материалов будет прямо или косвенно связана с женской тематикой. Ведь вопросы семейной жизни в равной степени актуальны как для женщин, так и для мужчин.

— Кто Ваши авторы? Как Вы их находите?

Матушка Екатерина:
— На формирование команды авторов уходят годы. Сейчас, — когда журнал уже знают, у него есть свой читатель, — много материалов и статей авторы сами присылают в редакцию. Есть свои постоянные авторы, есть авторы, с которыми нам хотелось бы работать, и мы находим пути для сотрудничества.

— Какие, на Ваш взгляд, были самые интересные материалы в журнале?

Матушка Екатерина:
— Мне трудно ответить на этот вопрос. Выход издания — трепетный процесс рождения, и нам дорог каждый номер. Поэтому лучше прибегнуть к мнению независимых экспертов, т.е. наших читателей.

— Какой Ваш тираж? Как распространяете журнал?

Отец Александр:
— Пока тираж небольшой — 4000 экземпляров.
Матушка Екатерина:
— В основном журнал продается в храмах, монастырях, церковных лавках. Есть редакционная рассылка. А с 2011 г. журнал можно будет выписать.

— В каких регионах у Вас больше всего читателей?

Отец Александр:
— По нашим отчетам — в Киеве и Днепропетровске. В последнее время увеличилось количество читателей в западных областях Украины и в Крыму.
Матушка Екатерина:
— Пока еще не все области охвачены. Так что есть над чем работать.

— Только ли в Украине читают “Самарянку”?

Матушка Екатерина:
— “Самарянка” преодолела границы Украины. Теперь наши читатели есть в Германии и Италии.

— Отец Александр, расскажите немного о себе. Кем Вы были до принятия священного сана?

Отец Александр:
— Мое служение во многом является как бы продолжением моей прежней работы. Я с детства любил и по-прежнему люблю классическую музыку, работал в оркестре оперного театра. И меня всегда удручало то, что концерты, например, симфонического оркестра проходят в полупустом зале. Тогда я был искренне убежден, что все человеческие беды происходят по причине того, что люди бывают злые, грубые, а это в свою очередь возникает оттого, что они не способны, да и не хотят видеть самого лучшего, что есть в мире, в частности искусства. И мне всеми силами хотелось помочь людям увидеть, услышать прекрасное, понять то, что чаще всего остается за пределами их жизни. Можно сказать, это была моя наивная вера. Со временем мне стало ясно, что причина человеческих трагедий заложена глубже. И сегодня мне также хочется помочь людям, чтобы они обрели самое главное — веру.

— Как матушка отнеслась к тому, что Вы стали священником?

Отец Александр:
— Может быть, матушка сама ответит?
Матушка Екатерина:
— На тот момент я совершенно не была к этому готова. (Сама я приняла Крещение только в 20 лет.) Когда батюшку рукоположили, бабушка, взволнованная этим событием, рассказала нам, что ее отец — мой прадед — был священником. Служил он в с. Козинцы Винницкой области. Нам, детям, в свое время, по понятным причинам, этого не говорили…

— Как вы познакомились?

Отец Александр:
— В нашем театре подрабатывала девушка — студентка исторического факультета. Мы познакомились, и в тот же вечер я сделал ей предложение. Но только через полгода моя избранница ответила согласием.

— Крест матушки — в чем его особенность?

Отец Александр:
— Наверное, смотря какой матушки. У моей — пожалуй, терпеть меня.
Матушка Екатерина:
— Я не считаю, что жизнь матушки — это крест. Обычная жизнь, как у всех, с радостями и печалями. Нередко пишут, что “крест матушки — быть хорошей помощницей батюшки”, а разве любая другая любящая женщина не будет помощницей своего мужа? Вот разве что ответственности за все, что ты говоришь или делаешь, больше. И еще, через батюшку и через матушку проходит много человеческой боли и беды. Но легче ли жизнь жен врачей или милиционеров? Самое главное, чтобы в семье царили любовь и взаимопонимание, все остальное преодолимо. Я бы сказала, что жизнь матушки — это радость.

— Часто можно услышать мнение, что в семье должен командовать мужчина…

Отец Александр:
— Самое главное не лидерство, а гармония. В связи с этим вспомнил интересную историю, которую мне недавно рассказали. В Киеве есть православный клуб знакомств. Люди, приходящие записываться в этот клуб, должны заполнить анкету, в которой один из ключевых вопросов — “Кто глава семьи?”. Предлагаемые варианты ответа: “а) муж, б) жена, в) должно быть равноправие”. И вот, если человек выбирает вариант б) или в), то в клуб его не записывают. Можно только представить, какая будет семья, если изначально закладывается именно такая основа. Статус мужа как главы “малой церкви” должен определяться мерой его ответственности за семью.
Матушка Екатерина:
— Безусловно, некое неравенство между мужчиной и женщиной существует — оно заложено изначально. Но мне кажется, что оно совершенно не умаляет женщину! Если все благополучно во внутренней жизни человека, то все благополучно и в семье. И никому в голову не придет распределять роли, выяснять, кто в семье главный и кто кем будет командовать.

— Отец Александр, Вы играете на дудуке. Чем привлек Вас этот инструмент?

Отец Александр:
— Вообще–то, по своей музыкальной специальности я — фаготист. А по принципу звукоизвлечения дудук и фагот родственны. Можно сказать, что дудук — это далекий предок фагота. Армянский дудук я люблю давно, собираю записи, хотя ко мне в руки он попал всего лишь год назад. Это древнейший инструмент, подобные ему духовые звучали еще в Иерусалимском храме, вполне возможно, что их звуки там слышал Сам Спаситель. В ранней Церкви за богослужением также использовалось музыкальное сопровождение, с тем же инструментарием. При всей конструктивной простоте армянский дудук обладает удивительным тембром, восхищающим душу какой-то изначальной благодатной простотой. Правда, здесь многое зависит от исполнителя и репертуара.

— Пожалуйста, расскажите, как Вы отдыхаете.

Отец Александр:
— Как известно, отдых — это перемена занятий. Поездки по распространению журнала, при всей их утомительности, нами уже рассматриваются как отдых. Стараемся приобщать детей к культурному наследию. Не так давно ездили семьей в Полтаву — по гоголевским местам. Получилась интересная, насыщенная поездка.
Редкие занятия на фаготе или дудуке — тоже отдых. Матушка любит рукодельничать, опять же, когда остается время. Очень любим всей семьей прогуляться по парку, с детьми запускаем “воздушного змея”. Иногда выбираемся и на море.

— Наверняка, у Вас есть любимые высказывания отцов Церкви. Поделитесь святоотеческой мудростью с читателями.

Отец Александр:
— Мне очень нравятся слова святителя Иоанна Златоуста: “Вера есть удел душ благодарных”. Ведь именно благодарность может быть началом наших отношений с Богом и становления человечности. Чего мы искренне желаем всем нашим читателям.

Беседовал игумен Лонгин (Чернуха)