Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

В.М. Чернышев. Экспансия деструктивных сект в современной Украине и роль Церкви в ограждении личности от их влияния


Доклад на IV Миссионерском съезде
Чернышев В.М.,
доцент КДА

Вся история человечества свидетельствует о непрекращающейся борьбе между силами добра и зла, света и тьмы, истины и лжи. Величайшая задача Церкви в этом мире состоит в победе над злом во всех его проявлениях. Эта битва происходит как внутри каждого человека, так и в любых социальных структурах. Церковь располагает достаточным арсеналом духовных средств и методов борьбы с воинством зла. Господь Иисус Христос учит, что: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9: 29).
Однако православные верующие не должны уклоняться от применения и иных допустимых христианской нравственностью и светским правом способов противодействия злу. В первую очередь здесь имеются в виду возможности, предоставляемые светским законодательством, правозащитными органами и различными общественными объединениями. Однако здесь следует отметить важную деталь.
Во взаимоотношениях между Церковью и государством должно учитываться различие их природ. Церковь основана непосредственно Самим Богом – Господом нашим Иисусом Христом, а богоустановленность же государственной власти являет себя в историческом процессе опосредованно. Целью Церкви является вечное спасение людей, а цель государства заключается в их земном благополучии. «Царство Мое не от мира сего» – говорит Спаситель (Ин. 18: 36).
«Сей мир» отчасти повинуется Богу, отчасти же, и главным образом, автономизирует себя от собственного Творца и Господа. В той степени, в какой мир не подчиняется Богу, он подчиняется «отцу лжи» сатане и «во зле лежит» (Ин. 8: 44; 1 Ин. 5: 19). Потому что «кто с Ним не собирает, тот расточает». Церковь же, как мы знаем, – Тело Христово (1 Кор. 12: 27) и «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15) – по своей таинственной сущности не может иметь в себе никакого зла и ни тени тьмы.
Поскольку Церковь существовала до того, как она оказалась в союзе с государством, принципиально Церковь внутренне совершенно самостоятельна. И в то же время у нее есть опыт такого союза, который, безусловно, может быть оценен по-разному.
Как мы сегодня видим, духовность становится модой, каждый пытается рассуждать о вере. Однако вера, духовность, религия – все это предметы слишком специфические, чтобы говорить о них без знания их законов. Часто рассуждают так: бездуховность и атеизм – это плохо, следовательно, любая вера и какая угодно духовность – это хорошо. Важно верить во что-то возвышенное и светлое, а различия между религиями принципиального значения не имеют. Однако эти нехитрые рассуждения далеки от той глубины, которая характерна для людей действительно верующих и серьезно мыслящих. Достоевский, например, считал, что католичество хуже атеизма,
поскольку атеизм проповедует «лопух на могиле», а католичество «Христа оболганного». Следовательно, не всякая дорога ведет к Храму Истины, и не всякий приглашающий на «собрание по изучения Библии» приведет тебя к Богу.
То, что в западной цивилизации совершалось столетиями – отказ от истинной духовной жизни, основанной на Божественном Откровении и Традиции, прельщение человека «духом века сего», духом материализма и приверженности исключительно земным ценностям, и, в итоге, увлечение псевдодуховностью, – в Украине произошло гораздо быстрее и разрушительнее. После десятилетий господства богоборческого материализма наступает время увлечения духовностью без разбора ее содержания.
Социологи и аналитики утверждают, что весь мир сегодня переживает «религиозный Ренессанс». Но они же указывают на две тенденции. С одной стороны, это распространение нетрадиционной религиозности, новых форм религии в орбите Нью-Эйдж. Новые культы подчеркнуто современны, используют все новейшие средства распространения своих учений и считают себя выразителями современности. С другой стороны, и некоторые традиционные мировые религии также стараются отбросить все то, что кажется им «устаревшим и отжившим» в их вероучении, чтобы стать доступнее сознанию современного обмирщенного человека.
Не секрет и то, что немаловажная роль в духовной войне против Украины со стороны Запада отводится религиозному фактору. Поскольку традиционно хранительницей духовности в Украине является Православная Церковь Московского Патриархата, то именно на нее сегодня направлено не только сектантское жало, но и жало обильных расколов на ее территории.
Попутно следует заметить, что деструктивность или тоталитарность сект определяется не их верованиями, а методами деятельности. Владыка Антоний, архиепископ Бориспольский, ректор КДА, выделяет такие их признаки:
– нанесение вреда здоровью граждан или угроза их жизни (как пример, запрет на переливание крови в секте «Свидетели Иеговы»);
– использование в религиозной практике методов, причиняющих вред психическому или физическому здоровью граждан (гипноз, зомбирование, кодировка и др.);
– разрушение семейных и социальных связей граждан;
– религиозная практика, нарушающая действующее законодательство или побуждающая граждан к противоправным или асоциальным действиям;
– подрыв основ общепринятой морали и нравственности;
– псевдорелигиозная практика, направленная на обязательное, а не по личному усмотрению взыскание материальных средств и ценностей с граждан в пользу организации или ее руководства;
– использование в процессе вербовки (обращения) граждан мошенничества в виде сокрытия подлинной информации о вероучении (например, т.н. «уровни посвящения»), истории, практике и руководстве религиозной организации, либо предоставления ложной информации, что является нарушением прав человека на информацию, необходимую для совершения свободного осознанного религиозного выбора;
– разжигание межрелигиозной розни и вражды, оскорбляющих человеческое достоинство верующих иных религий и конфессий;
– религиозная практика, способная повлечь дестабилизацию гражданского общества, подрыв национальной безопасности;
– использование в религиозной практике методов контроля сознания и свободной воли граждан в форме применения гипнотических и других подобных методик воздействия;
– религиозное воздействие на несовершеннолетних без ведома или вопреки воле их родителей или опекунов;
– использование статуса религиозной организации для прикрытия иных, нерелигиозных видов деятельности.
Наличие у религиозной организации или группы одного из данных признаков уже позволяет отнести ее к числу деструктивных сект.
Со своей стороны Служба безопасности Украины выделяет такие характерные черты деструктивных/тоталитарных сект:
– обязательное наличие «персонифицированного бога», то есть гуру, наставника или «посредника», пастора, на которого перенесены свойства божественного «первоисточника»;
– жесткая иерархия, необязательно видимая невооруженным глазом. Жесткая дисциплина и четкая система субординации, безусловная подчиненность «младших» «старшим»;
– продвижение по иерархической лестнице внутри секты зависит от субъективных факторов и связано с промежуточными испытаниями (инициациями);
– философские и религиозные концепции не имеют значения. Они могут быть псевдохристианскими, языческими, восточными, оккультными и т.д.;
– формирование сильной зависимости, напоминающей наркотическую, от организации и учителя. В тоталитарную секту легко войти, но выйти оттуда сложно, хотя официального запрета не существует. Чаще всего адепт без помощи психотерапевта не может расстаться с организацией. Вероятно наличие у членов секты психологических проблем в виде так называемых «зависимых расстройств личности»;
– возможное (но необязательное) применение психотропных веществ;
– нетерпимость, четкое распределение на «своих» и «чужих»; подчеркивание исключительности системы. От неофитов и тех, кого надлежит завербовать или использовать, все эти качества скрываются. Напоказ выставляются благотворительная деятельность, отказ от пагубных привычек и т.п.;
– активные, навязчивые, даже агрессивные методы вербовки. Схема работы обычно такая: первый этап – так называемая «бомбардировка любовью», во время которой неофиту завышают самооценку и создают у него иллюзию
«идеальной семьи», в которую якобы он попал. Таким образом происходит подготовка ко второму этапу – изменению мировоззрения. Наконец, третий и последний этап – манипулирование поведением адептов, сбор пожертвований, склонение к отказу от имущества в пользу секты.
Если же мы дадим общую оценку деструктивной секты с религиоведческих позиций, то это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к сложившимся социальным структурам, культуре, порядку, семье, личности и обществу в целом, практикующая скрытое психологическое насилие над своими последователями путем использования определенной методологии.
Общим для подобных вероучений является:
– претензии на «харизматическое» лидерство (вдохновение свыше, то есть провозглашение божественности или особой мудрости, культ основателей и руководителей) и истину в последней инстанции;
– полная нетерпимость или пренебрежительное отношение к традиционным религиям и национально-духовным ценностям;
– внешняя благопристойность: все культовые новообразования провозглашают исключительно благородные цели;
– сокрытие истинных целей и последствий деятельности культа;
– наличие доктрин для внутреннего пользования и внешнего мира;
– жесткая изоляция своих адептов от доступа к другой информации;
– искаженное или извращенное толкование священных текстов и их приспособление к своим догмам. Такие культы регистрируются под видом общественных организаций только для обеспечения защиты своей деятельности со стороны действующего законодательства и Конституции Украины;
– использование техник контроля сознания для распространения среди адептов «культового менталитета», а именно:
а) убеждения, что «цели оправдывают средства»;
б) тоталитарного мировоззрения, в котором групповые идеи доминируют над индивидуальными;
в) распространение разнообразных фобий (страхов);
г) прямой или скрытой зависимости от лидеров культа на психологической, физической или финансовой основе;
д) поддержки элитарной ментальности путем постоянной и неотъемлемой обязанности втягивания в секту новых членов; политического интереса лидеров, то есть желания иметь своих агентов во властных структурах; использование специальных словарей «ключевых слов» («культовый язык»), имеющих особое значение для членов культа. Лидеры сект понимают, что тот, кто контролирует язык человека, контролирует его мысли.
Зримое ныне всеми возникновение и исчезновение всё новых сект подтверждает старую истину: вся мощь догматики и традиции, мощь Соборного разума Церкви и ее авторитета противостоит сегодня уже не свободе мысли, а свободе фантазии. Питается же сектантство обычно патологической ненавистью к Православной Церкви. Именно в этой ненависти берут сектанты свою харизму, свою окрыленность, паразитируя на теле Церкви подобно червям. Церковь для сектантов это некий полуязыческий нарост, отживший рудимент, который подлежит неизбежной смерти, и в этом случае ее можно использовать лишь для вербовки новых рекрутов в свои сети.
Псевдодуховная вакханалия в Украине сегодня приобрела поистине неуправляемый размах. Госторговля наводнена сектантскими книгами, руководители зрелищных заведений с готовностью даже за небольшие деньги (что в наш век дикого капитализма вполне естественно) предоставляют помещения для сектантских собраний, сектанты рвутся в школы и вузы.
У сайентологов и мунитов даже готовы учебники, спакованные на их складах, чтобы при первой же «отмашке» руководства страны начать духовную диверсию против подлинной духовности в государстве. Поэтому в Украине сегодня никакие другие секты так упорно и последовательно не лоббируют свои интересы через Комитет по делам национальностей и религий госадминистрации Киева, как муниты и сайентологи.
На территории нашего государства сегодня действуют «путешествующие проповедники», своеобразные «разъездные организаторы» сектантских групп мормонов («Церковь Иисуса Христа последних дней») и белобратчиков («Юсмалос», оно же «Белое братство», оно же «Институт души «Атма»), которые ведут активную работу относительно создания религиозных групп в разных регионах страны. Кстати, представители последних ныне сняты с регистрации и осуществляют свою деятельность нелегально.
Что же касается мормонов, то на окружной дороге Киева мормоны построили огромный храмовый комплекс, выбив у администрации города значительный по размеру земельный участок, в то время как некоторые православные общины годами ждут своей очереди на разрешение и приобретение земли под строительство храмов.
На сегодняшний день наиболее активны в Украине по численному приросту две секты: неохаризматы и секта «Свидетели Иеговы». Неохаризматический спрут плотно опутал многие города и веси Украины. Наиболее одиозная, а сегодня и наиболее скандально известная, благодаря своим финансовым аферам с банком «Кингс Кэпитал», стала секта «Посольство Божие», возглавляемая нигерийцем Сандеем Аделаджей. Адепты секты закладывали в этот банк квартиры под залог по призыву пастора (о чем есть неопровержимые видеоматериалы, которые неоднократно демонстрировались по украинскому телевидению), но в конечном счете банк растворился в небытие, а люди буквально оказались на улице – бомжами, без крыши над головой. Из свидетеля Аделаджа превратился в подозреваемого и сегодня находится под подпиской о невыезде из территории Украины. Он хорохорится, понимая, что за ним депутатское лобби, мэр Киева Леонид Черновецкий и ряд других облеченных властью и связями друзей. Поэтому Сандей с хорошей миной при плохой игре пока уверенно держится на плаву…
О том, что Украина – независимое государство, сегодня говорят все, кому не лень, но истина ли это? Если проанализировать сложившуюся ситуацию в духовной жизни государства, то до независимости нам еще далеко. Духовная жизнь народа почему-то попала в зависимость от международных авантюристов, для которых хорошо все то, что плохо для украинского народа. Эти пришлые зарубежные дяди делают все возможное, чтобы в Украине наступила духовная анархия, чтобы полностью развалить и уничтожить духовно-нравственный потенциал украинского народа. Парадоксально, но законодательная власть государства все еще находится на стороне духовных террористов.
Эта позиция привела к тому, что в Украине тот же Сандей Аделаджа организовал движение по «реформации Православной Церкви» через бывшего православного священника-ренегата Сергея Журавлева, запрещенного в служении РПЦ, что по сути своей означает развал традиций, культуры и религиозной самобытности украинского народа. Развал всего того, что защищено ст. 11 Конституции Украины.
Выдающиеся мыслители и богословы 20-го столетия священник Павел Флоренский, священник Александр Ельчанинов и философ Владимир Эрн четко определили внутреннюю сущность сектантских объединений и расколов, а также их «духовность». «Как большие реки сопровождаются в своем течении омутами, заводями, плавнями и просто болотами, так и великие религии рождают вокруг себя свои искаженные отражения – секты. Секта – это осколок великой идеи, обмеление большой реки, искажение и узость, так сказать, – провинциализм в религии. Если мы встречаем религиозное учение, которое не принимает в себя всей истории человеческой мысли, не понимает этой истории, не объясняет ее, проходит мимо, не благословляя и не осуждая, а просто не замечая того или иного факта человеческой жизни, – мы имеем дело с сектой. Если какое-нибудь религиозное движение не животворит, не возрождает те страны, по которым оно протекает, если под его влиянием не расцветает человеческая мысль, не возрождаются искусства, науки, не обогащается и не возвышается в своем темпе общенародная жизнь, – мы имеем дело с сектой. Если, наконец, отдельные последователи данного учения не приобретают мудрости, чувства связанности со всем миром в его прошлом и настоящем, то это учение не всецелая животворящая истина, а секта».
Сегодня в Украине сектантская ветвь, именующая себя «православной», – это вышеупомянутая т.н. «Украинская реформаторская православная церковь Христа Спасителя» Журавлева (своеобразный филиал секты Аделаджи), упорно стремящаяся зарегистрировать в Государственном комитете по делам национальностей и религий свою секту под названием «Православная реформаторская церковь Христа Спасителя». Этот «пастырь» разъезжает по сандеевским филиалам в монашеском клобуке (при этом имея многодетную семью), носит православную панагию и крест и позиционирует себя как православного иерарха, принявшего «иные языки» (но принявшего лишь сандеевские условия игры) и проповедующего некое «обновленное православие».
Это «обновленное православие» отрицает почитание святых икон, молитвы за усопших, обращение к угодникам Божиим и Божией Матери, авторитет Соборов, саму литургию превращает в кривляние и кощунство…
Сергий Журавлев именует себя иногда «танцующим батюшкой», поскольку у неохаризматов принято танцевать под водительством «духа».
Безусловно, «реформировать» Православие пытались многие, в том числе и в Украине. Сект у нас, как и расколов, хватает. Но всех «реформаторов» объединяет единое стремление – уничтожить основы существующей Православной Церкви. То есть уничтожить и развалить ее саму.
Основой православного вероучения являются Священное Писание и Священное Предание. Письменными свидетельствами Священного Предания служат:
1. Символ веры, принятый на первых двух Вселенских Соборах, в 325 и 381 годах;
2. Апостольские правила;
3. Вероопределения Вселенских Соборов и тех Поместных Соборов, авторитет которых признан Шестым Вселенским Собором;
4. «Исповедание веры» отцов Церкви;
5. «Деяния» Вселенских и Поместных Соборов;
6. Древние литургии;
7. Акты мучеников (св. Игнатия, св. Поликарпа и др.), в которых излагаются догматы Церкви;
8. Вероучительные творения свв. Отцов и Учителей Церкви;
9. Древняя практика Церкви.
Все положения вероучения, заключенные в этих девяти определениях, и являются основой Православия. Изменение их ведет не к реформации, а к порождению нового религиозного течения, которое к Православию никакого отношения не имеет.
Кому выгодна подобная «реформация» и кто ее организатор?

В последнее время в Украине активизировал свою деятельность культ «Фалуньгун», центр которого находится за пределами страны. В Китае – на родине этой экстремистской религиозной организации – она запрещена за деструктивные, асоциальные действия. В 1999-2000 гг. в Китае были массовые волнения, организованные сторонниками «Фалуньгунь», которые причинили существенный материальный ущерб и привели к значительным человеческим жертвам.
Для легализации своей деятельности в Украине фалуньгуновцы создали общественную организацию «Киото», а также зарегистрировали общественную организацию «Объединение последователей «Фалуньгун» (зарегистрирована в Киевском городском управлении юстиции в книге учета организаций).
Обе эти организации (а их по Украине уже сегодня 13), зарегистрированные как общественные, в действительности внедряют деструктивную религиозную практику этой китайской секты, которая может
представлять серьезную угрозу для жизни и здоровья граждан. Они регулярно проводят пикетирования посольства КНР, что также наносит значительный урон нашим межгосударственным отношениям. В секте жестко соблюдаются внутренние правила. Нарушителям грозит наказание. Говорится также об обязательном сопротивлении всякому противодействию секте, которая имеет четкую и слаженную организационную структуру, отработанные каналы взаимодействия, использующие самые современные средства связи. Благодаря этому секта имеет возможность быстро и эффективно мобилизовать своих членов для проведения массовых акций.
Учение культа основано на смешении элементов буддизма, даосизма и народных верований, причем основная роль отводится буддизму. Название «Фалуньгун» в переводе с китайского означает «духовная энергия Колеса Закона». Деструктивный культ относится многими аналитиками, а также правительством Китая к религиозно-террористической группе. Для секты характерна мимикрия под курсы лечебной восточной гимнастики. Культ также специализируется на акциях суицида (пик самой массовой суицидальной акции пришелся на период конфронтации с правительством Китая в 1998 году – около 1600 человек в разных городах одновременно покончили жизнь самоубийством), кибер-атаках на телекоммуникации Китая, взломах его правительственных сайтов. Общее количество приверженцев культа насчитывается от 40 до 70 млн. человек.
13-14 октября 2008 г. в Киеве был проведен Международный круглый стол «Информационный экстремизм: правда и вымысел о движении Фалуньгун», где были затронуты все негативные аспекты этого движения.
В религиозном пространстве Украины есть еще один «брендовый» культ – «Белый лотос» Владимира Скубаева, центр которого находится в украинском городе Черкассах. Следует учесть, что «Белый лотос» возник в период повального увлечения боевыми искусствами в конце 90-х годов, когда каждая вторая секция восточных единоборств имела какое-то отношение к ОПГ. Возникновение подобных культов всегда было противопоставлением официальной религии и мировоззрению большинства. «Белый лотос» – крайне радикальный культ восточной направленности на базе изучения восточных единоборств (Шат-фут-фань), но в данное время секта изменила название и звучит теперь так: «Академия совершенствования человека». Она проводит массовое обучение эзотерическим направлениям: йоге, нумерологии, боевым искусствам по десятку направлений. С момента вербовки неофита в секте на него заводится досье, в котором, кроме сведений о прописке, «возможности подняться по тревоге», «умения водить машину, мотоцикл, катер», собирается информация о наказаниях (когда, за что), о мнениях адептов по культу, с кем встречается, номера всех телефонов, по которым его можно отыскать в любое время суток. Практикуются и физические наказания для желающих порвать с культом (наказание розгами, обливание водой, выставление на холод и проч.).
Еще один доморощенный украинский псевдодуховный бренд – «Школа духовного подвижничества» Ольги Асауляк. Особенность этой секты в том, что ее членам вменяется в обязанность быть прихожанами православных храмов, однако даются установки, чтобы на исповеди своей принадлежности к секте не раскрывать. «Духи-наставники» дают ей программы упражнений для адептов, например, такие: «духовное созерцание на грани реальности», «переход из одного тела в другое через астрал до состояния глубокого погружения в тонкие структуры», «тренировка скрытого слуха», «тренировка сущности на пребывание в нескольких местах одновременно». В основу этих оккультных практик положена антропософия Рудольфа Штайнера, который пытался соединить западные и восточные оккультные учения: Будды, Лао-Цзы, Гераклита, Пифагора, И. Лурье – одного из идеологов каббалы. Таким образом, «Школа духовного подвижничества» это псевдонаучный и одновременно синкретический культ.

Выше упоминаемая секта мормонов «Церкви святых последних дней» много лет активно и успешно пытается «поселиться» в Украине. Центр их – город Солт-Лейк-Сити в американском штате Юта. Как показывает практика, эта секта является настоящей кузницей для украинского отдела ЦРУ. Большинство официальных представителей этой секты, работающие на территории Украины, активно используются разведками США, Германии и Великобритании для проникновения на стратегические и режимные объекты страны. А если их туда не пускают, то тут же на весь мир раздается вой, что «в Украине нет свободы совести и вероисповедания». Именно поэтому западные разведки и используют эту религиозную секту в качестве официальной «крыши». Как утверждают специалисты, большинство миссионеров-проповедников этой секты уже приезжают в нашу страну, будучи стажерами ЦРУ, а после возвращения в США сразу же переходят туда на постоянную работу.
Давно уже подмечена одна закономерность. Как только в государстве наступают смутные времена – с непонятным политическим курсом, экономической неопределенностью и социальной незащищенностью населения – в этом государстве, как поганки после дождя, начинают плодиться всякого рода секты. В том числе и откровенно тоталитарные, подчас весьма странные по своей идеологии и культовой практике.
Те, кто жил в Украине в годы крушения СССР, наверняка хорошо помнят эти многочисленные секты и «религиозные» течения, обещавшие потерявшим всякие жизненные ориентиры и откровенно бедствующим людям спасение, просветление, выживание после конца света и прочее.
Тем же, кто не помнит, сообщим, что тысячи отчаявшихся людей в те годы продавали последнее и несли эти деньги лидерам различных тоталитарных сект. А сами пропадали там безвозвратно. Кто сгинул, кто навсегда оказался пациентом психиатрической лечебницы. И лишь очень-очень немногие нашли в себе силы вырваться из этой трясины и вернуться к нормальной человеческой жизни. Когда же экономическая и социальная ситуация в стране к концу 90-х годов прошлого века несколько стабилизировалась, эта жуткая накипь схлынула как-то сама собой. Но сегодня секты опять поднимают головы. Причем процесс этот принимает такие масштабы, а сами секты – столь уродливые формы, что эта ситуация даже начинает угрожать национальной безопасности Украины.
Социальная психология отмечает, что светским правом удается регулировать не более 50% общественных отношений. Остальное входит в сферу традиций, обрядов, привычек, т.е. опять-таки, конкретных религий, мировоззрений или даже суеверий, зачастую крайне примитивных, но очень опасных и разрушительных.
Таким образом, правовое сознание, да и вся культура в значительной степени зависят от того, какие вероучения и как реально влияют на общество и его институты, на отдельного человека. А это означает, что в укреплении религиозной духовной безопасности и в противодействии деструктивным культам, а также в воспитании цельной и нравственной личности, способной честно трудиться на благо своего отечества и народа, одинаково заинтересованы как государство, так и Церковь. Православная Церковь может оказать достаточно действенную помощь обществу в ограждении его от влияния подобных организаций, занимаясь соответствующей широкой духовно-просветительской и реабилитационной работой среди населения. Но государство, в свою очередь, должно стимулировать культурно-созидательные формы религиозности, проверенные временем и жизнью.
Однако реально на сегодняшний день влияние и роль Церкви значительно ограничены несовершенным религиозным законодательством, и в то же время это самое законодательство позволяет находить лазейки и паразитировать многим нечестным религиозным лидерам и сектам.
Анализ международных правовых норм показывает, что в Украине не имеется достаточно действенного юридического института для противостояния деструктивным культам. Так что вопрос о сотрудничестве Церкви и государства на едином законодательном поле, как мы выше отметили, остается все еще открытым. А это значит, что на Православную Церковь и на ее деятельность ложится еще большая ответственность за сохранение духовного здоровья нации.

Насколько эффективно Церковь может противостоять сегодня сектам?
Как пишет диакон Андрей Кураев, есть три способа обращения священника к прихожанам, но все три способа невоспроизводимы за пределами храма.
Первый – это проповедь. Но даже самая хорошая, доходчивая и глубокая проповедь практически не может быть пересказана прихожанином его сослуживцам по светской работе. Жанр храмовой проповеди слишком специфичен: высокая интонация речи, тональность, при которой каждая фраза заканчивается восклицательным знаком, подчеркнутой учительностью. Подобная храмовая проповедь не может быть воспроизведена в обычном человеческом общении. Второй способ обращения священника к прихожанам – это исповедь. Общение человека со священником на исповеди вообще не подлежит передаче третьим лицам. И если неестественно человеку обратиться к своим домашним или соседям с интонацией храмовой проповеди, то уж вовсе странно предлагать им себя в роли духовника.
Третий способ – это само богослужение. Священник проповедует и своей молитвой, и истовостью своего литургисания. Но опять же этот способ воздействия на человека вне храма непредставим.
Поэтому боль нашей Церкви в одном: у нас нет практически системы «трансмиссий», которые бы передавали энергию священника прихожанам. Ведь у сектантов практически каждый прихожанин – проповедник. У нас – не каждый священник. У нас невозможно использовать самое эффективное средство воспитания: обучение по принципу «делай как я».
Безусловно, у Православной Церкви нет простых ответов на подобные вопросы. Прогресс человечества выдвигает сегодня все новые задачи, поэтому и Церковь обязана вновь искать в Божественном Откровении нужный ответ. Ответственность в принятии решений на подобные вопросы лежит сегодня на мирянах Церкви, так как именно им приходится в первую очередь сталкиваться с сектантской агрессивной проповедью. Поэтому главным направлением в профилактике подобной сектантской агрессии является образование и богословское, и светское: сама жизнь ставит такие вопросы, на которые нужно отвечать конкретно и глубоко.
Христос создал общину из галилейских рыбаков, т.е. в ней не было образованных и знатных людей – и это промыслительно, чтобы в будущем никто не мог сказать, что это только для образованных и знатных людей, но не для меня. Христос избрал самое низшее в глазах мира, чтобы не могли иметь никакого преимущества ни образование, ни необразование. Потом в Церковь пришли и образованные, знатные, великие и ученые – и всем нашлось в ней место.
Сектантский стереотип сводится обычно к тому, что стать православным – это значит надо «опроститься», стать маргиналом, неким изгоем общества: запустить бороду, надеть телогрейку, кирзовые сапоги…
Действительно, и так иногда случается, что наши люди с высшим образованием, со здравым мышлением, восприняв такую позицию, превращаются непонятно во что, совершенно сознательно решив, что для того, чтобы стать благочестивым православным, надо… поглупеть. Прошедшую жизнь такие люди считают потерянной, перечеркнув все, что они знали и чему учились (здесь они недалеко ушли от сектантских стереотипов).
В профилактике вторжения сектантского мировоззрения в современное общество нужно отметить не только важность просвещения и образования, но и самое главное: возрождение церковно-приходской жизни в духе единства и соборности. На возрождение церковной жизни можно надеяться, если приходы станут настоящими общинами, поскольку приход и община – это не одно и то же.
Еще наша беда состоит в том, что неофит, пришедший в храм, не чувствует, что он пришел в единую семью, общество единомышленников, где о нем помнят, заботятся, им интересуются, к нему приковано внимание. Если вдруг человек не приходит в храм на службу, его отсутствие заметят, поспешат к нему домой, чтобы узнать, что же случилось – то есть он не будет безразличен для других. Ведь люди действительно сегодня устали от одиночества, им не хватает теплого общения, востребованности и заботы, но они, к сожалению, не находят этого в приходах.
Общины в полном смысле этого слова у нас нет, церковная жизнь стала делом сугубо личным. Каждый живет и подвизается сам по себе, а поэтому часто не может воспринимать другого духовного опыта, который хоть в чем-то незначительном отличается от его собственного. В результате – взаимное отчуждение, замкнутость, ожесточение.
Проповеди сектантов Церковь должна противопоставить свою, подлинно церковную проповедь. Для того, чтобы проповедь принесла какие-нибудь благие плоды, для того, чтобы она крепко вкоренилась в сердце другого человека и получила отклик, священник, катехизатор, миссионер должен жить тем, о чем он хочет свидетельствовать, ибо «правда Божия познается силою жития» (Св. Исаак Сирин).
Говоря о роли Православия в формировании социальной модели сегодняшней Украины, необходимо прояснить те догматические предпосылки, которые позволяют нам судить о месте и роли Церкви в современном обществе. Согласно определению последнего, юбилейного собора Русской Православной Церкви, состоявшегося в Москве 13-16 августа 2000 года, где впервые в истории были приняты Основы социальной концепции РПЦ, библейская традиция говорит о Церкви как о богочеловеческом организме, как о Теле Христовом, соединяющем в себе два естества – Божеское и человеческое – с присущими им действованиями. Таким образом, Церковь связана с миром по своей человеческой тварной природе. Этим и обусловлена «синергия» (соработничество) наше и Главы церковного тела. Статус Церкви в обществе предусматривает активную деятельную позицию ее членов в практике социальной жизни. Участие православных мирян в работе органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических организаций не только не возбраняется священноначалием, но и является одной из форм миссии Церкви в обществе, «если оно совершается в согласии с вероучением Церкви, ее нравственными нормами и ее официальной позицией по общественным вопросам».