Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

24.11.2009. КИЕВ. Доклад митрополита Агафангела на Международной церковно-светской конференции «Патриарший визит в Украину: отвечая на вызовы времени»

С 19 по 20 ноября в Киево-Печерской Лавре проходила Международная церковно-светская конференция «Патриарший визит в Украину: отвечая на вызовы времени». На этой конференции с докладом выступил митрополит Одесский и Измаильский Агафангел:
«Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы братия и сестры, дамы и господа!
Мы собрались сегодня вместе, чтобы, с радостью в сердце вспоминая исторический Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на украинскую землю, обсудить важнейшие проблемы церковной и общественной жизни, обозначенные Его Святейшеством и имеющие сегодня особую актуальность. Среди таких проблем, безусловно, одно из первых мест занимает непростой вопрос церковно-государственных отношений на канонической территории Русской Православной Церкви.
История Православия в Украине за последние 17 лет насыщена важными и драматическими событиями, многие из которых продолжают оказывать мощное влияние и на нынешнее состояние Украинской Православной Церкви.
Можно сказать, что этот небольшой исторический период времени определил как судьбу Православия в Украине на рубеже веков и на последующие десятилетия, так и основные тенденции развития церковно-государственных и межцерковных отношений в Украине.
Прежде всего — это начало эпохи религиозной свободы, которая коренным образом изменила отношения Церкви и государства, сложившиеся за 70 лет господства атеистического режима. Святая Церковь обескровленная, зажатая в жесткие тиски мощной тоталитарной системы, ограбленная и униженная, выстояла в неравной борьбе, сохранив каноническое единство и чистоту.
Выдающимся событием в деле освобождения УПЦ от оков тоталитаризма, обретения ею полной свободы стал исторический Архиерейский Харьковский Собор. В историю нашей Святой Православной Церкви золотыми буквами вписана дата 27 мая 1992 года. Это был Собор мужественного стояния за Православие и единство Церкви.
Его значение в истории нашей Церкви и всего Православия трудно переоценить. Несмотря на давление и угрозы со стороны государственной власти, Собор сохранил верность епископату и верующих УПЦ, спасительной Православной вере, крещению Руси в святой Киевской купели. Собор сохранил единство народа Божия с Вселенским Православием вокруг единой Чаши Христовой, отстоял и сохранил принцип соборности Украинского Православия, был заложен незыблемый фундамент для соборного осуществления ее спасительной миссии в Украине. Важнейшим деянием Харьковского Собора было избрание митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана) Предстоятелем Украинской Православной Церкви.
Его избрание приветствовали Предстоятели всех Православных Поместных Церквей мира. Решения Собора с радостью были восприняты православным народом, который увидел в них начало эры религиозной свободы в Украине.
Блаженнейший митрополит Владимир в чрезвычайно сложных условиях политического давления, экстремистского бесчинства, информационной блокады, организованной травли православия в Украине, сумел сохранить единство Церкви, восстановить церковные структуры.
Оглядываясь на 17 лет, прошедшие со времени Харьковского Собора, следует отметить, что это действительно было сложное время, которое требовало ответственности при принятии решений, от которых во многом зависела судьба УПЦ и украинского государства.
Современный этап истории характеризируется стремительными темпами перемен во всех сферах украинского общества. Эти перемены неоднозначны по своим последствиям для Церкви и верующих. Современный этап существования Украинской Православной Церкви — уникальное историческое явление, характеризирующееся небывалыми темпами и масштабами возрождения Православия. Одновременно новая историческая обстановка, социальные, экономические и политические изменения порождают новые комплексы проблем, с которыми сталкивается Церковь — это формирование концепции церковно-
государственных отношении в новых условиях,, поиск путей уврачевания раскола и конфликта с греко-католиками.
Общеизвестно, что отношения эти носят весьма непростой характер. И причина этому кроется, конечно же, не в Церкви, не в ее мнимой «косности», не в приписываемом ей «обслуживании» чьих-либо «интересов». Интересы Церкви — это вечные интересы человечества, это надвременная и наднациональная миссия освящения и спасения человеческого рода, это отстаивание вечных и всегда актуальных Евангельских идеалов, высоких христианских жизненных и нравственных ценностей. Такое служение совершается Церковью в поместном измерении, т. е. в рамках Вселенского Православия каждой Поместной Церкви соответствует определенная каноническая территория, которая является областью ее ответственности за заповеданную Христом спасительную миссию среди окормляемых данной Церковью народов.
Канонической территорией Русской Православной Церковью со времен Крещения Руси является территория Святой Руси, Русского Мира, ядром которого, как справедливо отмечает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл являются современные Россия, Украина, Белоруссия, Молдова. Наша Церковь сегодня, с одной стороны, постоянно заявляет об уважении к сложившимся государственным границам и суверенитету каждой из окормляемых стран. С другой стороны, Церковь не может не хранить и не возрождать бездумно попранное политиками в силу сиюминутных политических интересов и личной выгоды священное, богозаповеданное духовное, историческое, культурное и народное единство стран Русского Мира.
Именно последний аспект миссии Русской Православной Церкви вызывает особое раздражение у националистических политиков на Украине, пытающихся не только разорвать единство народов Украины и России, поссорить их между собою, но и разорвать нешвенный хитон церковный, расчленить вековую духовную основу бытия наших народов— Русскую Православную Церковь, навязать народу Божию противоречащий его Богоустремленному вектору развития разрыв, под видом грубого раскола (филаретовство, «уапц»), или в соблазнительной словесной упаковке так называемой «канонической автокефалии», «единой украинской поместной церкви» и т. п.
Основной проблемой церковно-государственных отношений на Украине является не посттоталитарное, а именно тоталитарное мышление многих государственных мужей, не стесняющихся использовать мощь государственной машины не по прямому назначению — для повышения благосостояния нищающего народа, выходу из перманентных экономических и политических кризисов, сотрясающих Украину без всякой даже связи с кризисом мировым, а для навязывания народу Украины гибельных расколов, а канонической Православной Церкви — различных моделей отторжения ее от Матери-Церкви. К сожалению, весь опыт существования канонической Православной Церкви в условиях независимой Украинской державы говорит о том, что такое давление является не спорадическим увлечением того или иного политического деятеля, волей судеб оказавшегося у власти, а целенаправленной политикой государства.
Здесь можно вспомнить и создание губительных расколов, и разгром православных епархий на Западной Украине, и навязывание Церкви законодательным путем т. н. «совместного пользования» православными храмами вместе с раскольниками, чем были открыто попраны церковные каноны, священные для каждого православного верующего, и многое другое.
Откровенным вызовом православному народу стал визит в 2001 г. в нашу страну, по приглашению тогдашнего президента Украины, римского папы Иоанна Павла II, явившийся, как и предполагалось, сигналом к началу новой волны католической и униатской экспансии, выразившейся впоследствии в переносе униатского центра в колыбель Русского Православия — Киев и в учреждении в искони православной Одессе католического «экзархата». Стоявшие тогда у руля украинского государства чиновники демонстративно пренебрегли мнением священноначалия не только Украинской, но и Русской Православной Церкви.
С приходом «оранжевой» власти отношение государственного аппарата к крупнейшей в стране конфессии — Украинской Православной Церкви, к которой принадлежит большая часть украинского народа, стало гораздо более враждебным. На словах декларируется демократия, свобода совести, уважение к религиозному выбору каждого человека. На деле же участились захваты храмов канонической Украинской Православной Церкви с последующей передачей раскольникам, зачастую сопровождаемые применением насилия, осквернением святынь. И «независимые» суды, как правило, оказываются на стороне недальновидных чиновников и раскольников. Достаточно вспомнить только самые известные случаи, подробно освещенные в прессе: события в Ровенской, Сумской, Черниговской, Полтавской, Кременчугской, Тернопольской епархиях.
Все более возрастает давление государства в вышеупомянутом вопросе создания т. н. «единой поместной церкви». Действия националистических политиков становятся все более агрессивными. С одной стороны, они усиливают травлю поборников церковного единства. В последнее время мы видим, как в контролируемых лидерами государства средствах массовой информации идет шельмование тех иерархов и священнослужителей канонической Церкви, которые имеют мужество открыто заявлять свою гражданскую позицию, выступать на защиту святой православной веры и народа Божия. Идет и кампания по дискредитации Церкви как таковой, распространение клеветы и грязных инсинуаций вокруг тех достаточно небольших пожертвований, которые собираются Церковью, без всякой помощи от государства (в отличие от той же Европы) для строительства и благоукрашения Божиих храмов и святых обителей, для осуществления социального и благотворительного служения. Вся эта травля имеет не спорадический, но направленный и жестко регламентируемый характер.
С другой стороны, те же националистические государственные деятели не стесняются делать ставку на внутрицерковные группы, исподволь продавливающие идею автокефалии или уравнения Святой Церкви и раскола, Христа и велиара, света и тьмы. Выступая с политическими заявлениями на сугубо церковные темы, такие деятели открыто указывают, как именно и с кем нам нужно вести переговоры, каковой должна быть цель переговоров, какие решения на таких переговорах должны приниматься. К сожалению, под давлением политиков, и внутри Украинской Православной Церкви звучат все более смелеющие голоса о необходимости титуловать раскольников, лишенных сана и преданных анафеме, церковными титулами, проводить совместные богословские конференции, избегать «взаимной» критики, что является попыткой заставить замолчать тех, кто говорит правду о гибельной и дьявольской природе раскола. Да и употребление вот этого словечка — «взаимной», используется для создания некоей иллюзии «взаимности», связанности, якобы, существующих между Святой Церковью и раскольниками, что само по себе является грубейшим догматическим, каноническим и безнравственным искажением.
Наконец, нельзя не сказать о попытках привлечения высшим государственным руководством Украины внешнего фактора — Константинопольского Патриархата, неоправданно претендующего на «вселенский» статус, с целью расчленения при его помощи единого Русского Православия. Пользуясь искусственно поддерживаемой некомпетентностью основной массы населения нашей страны в церковных вопросах (путем запрещения преподавания основ православной культуры в школах и вузах), эти правители пытаются навязать простому народу образ Константинопольского патриарха, как некоего православного «вселенского» папы, возглавляющего, якобы, всю Православную Церковь.
Народ Божий, не всегда даже твердо зная особенности канонического права Православной Церкви, тем не менее, показал, что он, если угодно, на генном уровне сохранил духовный и цивилизационный код своих отцов и дедов и громогласно засвидетельствовал верность тысячелетнему единству Русского Православия, проистекающему из священных крещальных вод Днепра. Десятки тысяч людей по зову своего сердца вышли на улицы встречать блаженнопочивщего Святейшего Патриарха Алексия, в дни его посещения города Киева в 2008 г.
С не меньшей любовью и воодушевлением миллионы православных украинцев встречали уже в этом году преемника Патриарха Алексия — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. С триумфом прошел Первосвятитель нашей Церкви по своей, а не чужой для него земле, и постоянно вокруг него живое море народа Божия со слезами радости скандировало: «Наш Патриарх Кирилл!».

Неординарные, мудрые и растворенные любовью Христовой проповеди и выступления Его Святейшества по общенациональному телевидению, собравшие у экранов невиданные на Украине аудитории, растопили оледенелые сердца и открыли многим глаза на Истину, которую несет миру Святая Православная Церковь.
Но сегодня нам нельзя жить только памятью о прекрасных днях визита Святейшего Патриарха Кирилла в Украину. Этот визит мы должны рассматривать, скорее, как вдохновенный призыв к действию и борьбе за святое дело Церковного Единства сегодня. Тем более, что недоброжелатели этого единства не оставляют своих попыток вновь и вновь его подорвать. Мы опять видим приезды различных эмиссаров с берегов Босфора, опять слышим не остающиеся без ответа призывы раскольников за помощью в Стамбул. Все более муссируется тема открытия подворья Константинопольского Патриархата в Киеве, естественно, без всякого согласования со священноначалием Русской Православной Церкви, чьей канонической территорией является Украина. Различные фанариотские богословы дают все более развязные интервью в украинских изданиях, в которых пытаются навязать украинскому народу ересь «восточного папизма», позволяют себе попытки дискредитировать действия нашего священноначалия в глазах нашей же паствы, грубо вмешиваются во внутреннюю жизнь Украинской Православной Церкви.
Что же мы можем противопоставить напору тех сил, которые пытаются поссорить сегодня народы Святой Руси? Прежде всего, твердо и нерушимо стоять в единстве Церковном, и неуклонно свидетельствовать об этом единстве как перед народом Божиим, так и перед теми, кто пытается расколоть нас. Мы ни на шаг не должны отходить от духа и буквы богодухновенных церковных канонов, делая все возможное для ликвидации раскола на Украине, но не путем компромиссов, а путем спасительного призыва пребывающих в пагубном расколе к покаянию и смиренному возвращению в спасительное лоно Русской Православной Церкви без всяких предварительных «требований» или «условий». Мы, церковные иерархи, духовенство, безусловно, должны быть требовательными и к себе, а это значит, что мы обязаны активизировать миссию, катехизаторскую, просветительскую и социальную работу. Мы должны довести до каждого жителя Украины, что Православие — это не отвлеченное понятие, о котором хорошо говорить на конференциях или на досуге. Православие — это жизеь во Христе, реальное и регулярное участие в жизни Церкви, которую Господь стяжал Кровию Своею, биение пульса души, без которого нет и не может быть жизни ни отдельного человека, считающего себя православным, ни целого общества и государства, являющего частью Православного Русского Мира.
Агафангел,
митрополит Одесский и Измаильский,
постоянный член Священного Синода».