Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

25.11.2008. ДНЕПРОПЕТРОВСК. В музыкальном проекте « Место встречи – Остров классики» был представлен «Реквием» Моцарта

Музыкальный проект «Место встречи – Остров классики» — это тончайшее соединение двух составляющих: высокого искусства классической музыки и стремления более глубоко постичь различные аспекты христианской веры. Уже в шестой раз «Остров классики» состоялся в Днепропетровске. Множество зрителей, становясь участниками этого музыкального действа, узнают о важных духовных ценностях, о традициях православной культуры и открывают для себя с новой стороны известные музыкальные произведения. Этих концертов ждут. И это значимое событие в суетной жизни мегаполиса. Полторы тысячи зрителей собрались в этот раз в зале театра оперы и балета на концерт чтобы услышать «Реквием» Моцарта и поговорить о Вечности.
Режиссер проекта «Место встречи – Остров классики», заслуженный работник культуры Украины протоиерей Игорь Собко отметил: «В этом концерте зрители узнали о важности молитвы для человека, который живет на земле, и о силе молитвы для бессмертной души, которая преставилась в Мир Горных Сияний. Реквием Моцарта – самое яркое произведение композитора, которое говорит нам о горнем, и настраивает душу и на молитву, и на радость».
Почему звучал Моцарт? Концерт затрагивал глубоко духовную тему – перехода человеческой души в мир иной. Об этом переходе в вечность устами святых отцов говорит Церковь. Что такое смерть? Зачем мы должны поминать усопших? Как помогает им сила молитвы? Ведущий концерта, бакалавр теологии из Москвы Иван Дяченко, раскрывая эти непростые темы, напоминал о том, что нет ни одного церковного богослужения, в котором не была бы вознесена молитва за умерших. Память о них сохраняется, и им поется «Вечная память».
«И живые, и усопшие в Церкви, как братья, они неразделимы. Поминать усопших – это очень важно, потому что это акт бескорыстной любви» — подчеркнул в слове, обращенном к зрителю, ведущий концерта, сценарист Иван Дяченко.
Реквием, в переводе с латыни – означает «покой». Это хоровое произведение траурного характера, предназначенное для исполнения в церкви. Самая таинственная страница в жизни Моцарта – это создание «Реквиема». Он написан на латинский текст заупокойного богослужения. Содержание текста – это мольба о спасении, о даровании вечного покоя умершим, картины страшного суда, образ Бога – милосердного и прощающего. «Реквием» Моцарта – это, по сути, гениальное воплощение просветленной скорби, любви и веры. «Пожалуй, ни один композитор не написал еще музыки, которая так близко стояла бы к теме смерти. У Моцарта каждая нота словно заглядывает по ту сторону бытия. Поэтому Реквием, который и текстом своим, и самим замыслом рассказывает о переходе души в мир иной, есть самое подходящее произведение для рассказа о смерти и христианском понимании смерти» — сказал Иван Дяченко.
Проект «Остров классики» стремится изменить некоторые стереотипы, которые характерны для академического исполнения и восприятия. В первую очередь — это отношение к «Реквиему» Моцарта исключительно, как к эстетически-художественному произведению. Зачастую зрители забывают о том, что великий композитор писал это произведение, как церковную заупокойную мессу. Моцарт писал «Реквием» по частям и в разные периоды времени. Каждая часть является самостоятельной частью богослужения. На Востоке православие обеспечивает жизнедеятельность и потребность души, а на Западе – католичество. На наших концертах будет возможность слушать Рахманинова и Шопена, Моцарта и Чайковского. Потому что гениальные музыкальные творения приводят нас к пониманию красоты как земного, так и горнего мира» — сказал протоиерей Игорь Собко.
В концерте приняли участие оркестр, хор и солисты театра оперы и балета. Особенностью этой «Встречи» стало приглашение дирижера из Москвы — Лауреата Международных конкурсов, преподавателя Московской консерватории. Станислава Дяченко. Возможно, благодаря тонкой духовной интуиции дирижера, удалось выявить в «Реквиеме» глубинные составляющие этого таинственного произведения. Не случайно в процессе репетиции дирижер добивался тончайших нюансов, чтобы донести до зрителя сокровенный замысел великого композитора.
«Лакримоза» и весь «Реквием» музыканты всего мира считают вершиной всей мировой классической музыки.
Анна Регульская, диакон Георгий Скубак