Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

24.01.2008. ОДЕССА. В праздник Богоявления митрополит Агафангел совершил Божественную Литургию и чин Великого освящения воды

В великий праздник Богоявления и Крещения Господня, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел прибыл в Свято-Успенский Одесский кафедральный собор. У храма владыка преподав верующим архипастырское благословение и в храме благоговейно приложившись к чудотворным ликам Божией Матери, мощам святого праведного Ионы Одесского, облачен иподиаконами в праздничное архиерейское облачение.
Владыка Агафангел с сонмом духовенства собора совершил праздничную Божественную Литургию.
После завершения торжественного богослужения митрополит Агафангел совершил чин великого освящения воды. Под праздничные песнопения архиерейского хора владыка трижды погрузил в специальные емкости для воды крест святого праведного Ионы, а затем окропил прихожан святой водой.
В архипастырском слове владыка поздравил верующих с великим праздником Богоявления и Крещения Господня, отметив, что «великая радость переполняет наши сердца. С самого раннего утра православные люди спешат в храмы Божии святые, чтобы получить великую агиасму — святую воду. Господь своим Естеством освятил не только воды Иордана, но и все воды, все естество человеческое. Он даровал нам благодать Духа Святаго, который явился на Иордане в виде голубя. Эта божественная благодать возрождает нас для жизни вечной, дает нам силы и в этой земной жизни.
Нынешний церковный праздник Крещения Господня иначе именуется Богоявлением, ибо на Иордане произошло явление Троичного Бога людям. Бог Отец явил Себя в голосе, который слышал Иоанн, Бог Сын принимал Крещение в водах Иордана, Бог Дух Святой «в виде голубя» осенил Крещаемого. Так явлено было Новозаветное Откровение о Боге — Троице, едином по существу и троичном в лицах.
Есть у этого события и еще одно важное значение: Господь Иисус Христос, не имея на Себе от рождения никакого греха, приходит на берег Иордана в толпе людей, как один из многих, и принимает крещение от Иоанна. Христос является народу не как грозное Божество, нисходящее с небес в блистании молний и грохоте грома, не как всевластный земной владыка или великий герой, которого людская молва могла бы наделить Божественным могуществом, но смиренно смешавшись с сонмом кающихся грешников, как Сын Человеческий. И в момент этого уничижения дается Откровение о том, что Иисус есть возлюбленный Сын Божий, на Котором почиет Божественное благоволение.
Таким образом, Богоявление на реке Иордан и событие Крещения открывают нам тайну не только Святой Троицы, но и воплощенного Сына Божия. Иисус Христос есть второе лицо Святой Троицы, обладающее полнотой Божественной природы, но одновременно Он — человек. Как пишет преподобный Иоанн Дамаскин, «один и Тот же Господь наш Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный человек». При этом Божественная природа не подавляет и не поглощает человеческую, но обе они сообщают Богочеловеческой личности Иисуса Христа гармоническое единство, сочетаясь неслитно и одновременно нераздельно.
И, наконец, еще одно весьма важное измерение события Крещения. Господь чист, Он не имеет греха. Зачем же Ему потребовалось войти в толпу кающихся, чтобы исповедовать грех, которого на Нем нет, и принять очищение, в котором Он не нуждается? Это представляется на первый взгляд лишенным всякого смысла. Однако именно это деяние Спасителя зримо свидетельствует о цели Его прихода в мир сей: взять на Себя грехи людские и, искупив их безвинной Своею кровью, освободить и спасти род человеческий.
Безгрешный пришел на Иордан и принял крещение покаяния, свидетельствуя тем самым, что Он человек по плоти, что Он один из нас. Будучи безгрешен, Он уподобился последнему из грешников, уравнял Себя с падшими и заблудшими, чтобы разделить с ними бремя их прегрешений и подать исцеление их душам.
В момент освящения воды мы призываем Духа премудрости , Духа разума, Духа благочестия. Мы знаем, что Господь слышит нас, Он — с нами. Иорданские струи открыты сегодня для каждого. Ликуют и веселятся небеса и земля, видя Господа, сходящего в воды Иордана.
Сегодня мы имеем великое утешение и радость. На этот праздник собираются миллионы людей по всему православному миру, чтобы получить святую агиасму, оберегающую нас от страстей и порчи духовной, исцеляющую наши немощные телеса. Эту великую святыню используют при мироварении, при болезнях душевных и телесных.
Как трепетен этот праздник! Вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на них глядим: эти воды сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни. Будем вкушать эти воды, будем прикасаться к ним благоговейно. Началось через эти воды обновление природы, освящение твари, преображение мира. Так же как в Святых Дарах, и тут мы видим начало будущего века, победу Божию и начало вечной жизни, вечной славы — не только человека, но всей природы, когда Бог станет всем во всем.
И то, что сейчас многие собравшиеся здесь суетятся, пытаясь быстрее получить святую воду, тоже говорит о величии праздника. Эта — хорошая суета, потому что каждый хочет получить эту святыню, чтобы, принеся в свои дома, окропить ею свои жилища, испить ее, укрепляя свои духовные и телесные силы.
Сегодня за Божественной Литургией каждый из нас чувствовал присутствие здесь Господа нашего Иисуса Христа, освятившего Собой не только воды Иорданские, но и наши души. Господь дарует нам Свой Свет Божественной Правды, освящающий сердца каждого из нас. Мы стали чище и добрее, радостнее стало на душе.
Я желаю, чтобы эта наша нынешняя радость была радостью многих дней и ночей. Чтобы благодать Духа Святаго, явившегося в сей день Богоявления, очистила наши души от всяких страстей, от всякой скверны.
С праздником вас, дорогие братья и сестры! Радости вам, благословения и помощи Божией во всех ваших делах. Пусть хранят вас небесные силы!»