Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Блаженнейший Феодор II, Патриарх Александрийский и всея Африки: «Необходимо твердо придерживаться канонов православного вероисповедания и со знанием отстаивать православную веру»

Таким образом, дорогие братья, патриархия становиться подобной книге, которая состоит из двух частей. Это, с одной стороны, славная история и традиция, которая была создана за две тысячи лет, и с другой — это миссионерская жизнь нашей церкви.
Блаженнейший Феодор II, Патриарх Александрийский и всея Африки: «Необходимо твердо придерживаться канонов православного вероисповедания и со знанием отстаивать православную веру»

В конференц-зале Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, прошла встреча Блаженнейшего Феодора II, Патриарха Александрийского и всея Африки с преподавателями и слушателями Киевской духовной академии и семинарии. Открывая встречу, ректор киевских духовных школ, епископ Бориспольский Антоний сказал: «Весь православный украинский народ в эти дни переживает особую радость и особое духовное воодушевление. Потому что с нами молится Предстоятель древнейшей восточной кафедры, которая берет свое начало от апостольских времен, жизни, подвига и мученической кончины святого апостола и Евангелиста Марка. Александрийская Православная Церковь всегда играла очень важную роль в жизни Вселенского православия. Именно она родила основоположников монашеской жизни преподобного Антония Великого и преподобного Пахомия Великого. Из среды Александрийской Православной Церкви, вышли Климент Александрийский и великий Ориген которые дали толчок и основание воцерковлению языческого эллинского мира, культуры и философии. Во многом благодаря именно Предстоятелям Александрийской Православной Церкви в период Вселенских соборов истинная вера была защищена и в лице великих иерархов Афанасия Великого, святителя Кирилла Александрийского православие было защищено от иересиархов. В Вашем лице, Ваше Блаженство мы видим преемника именно этих стойких защитников православной веры. Мы знаем, как много усилий Вы придаете, для того, что бы Евангельская истина была распространена во всем мире и особенно, что касается Африканского континента. И поэтому для нас – преподавателей и студентов киевских духовных школ видим в Вашем лице и современного миссионера. Киевская духовная академия на протяжении многих столетий готовит не только для нашей церкви пастырей, богословов, но и для многих Православных Поместных Церквей».
Владыка зачитал решение ученого совета КДА об избрании Блаженнейшего Патриарха, как выдающегося богослова и миссионера, почетным членом Киевской духовной академии и вручил диплом. Блаженнейший Феодор поблагодарил за высокую оценку его трудов и обратился к присутствующим со словом:

«Ваше преосвященство, дорогой владыка ректор, дорогие студенты и отцы преподаватели. Во время моего визита в Русскую Православную Церковь у меня была возможность посетить Московскую духовную академию и семинарию, Одесскую духовную семинарию и сейчас я нахожусь в вашей Киевской духовной академии и семинарии. Я этому очень рад, потому что много читал о том, какое важное значение имела Киевская духовная академия для Православия в прошлом. Многие из преподавателей Греции тоже были знакомы с митрополитами и архиереями, которые учились в свое время и получили образование в Киевской академии. Это было давно, но они писали кандидатские диссертации, многие научные богословские исследования высокого уровня. И я очень рад, что киевские духовные школы возрождаются опять в новый период истории Украинской Православной Церкви. Это было благословением Божиим, что такие хорошие и прекрасные преподаватели богословия преподавали в Киевских духовных школах и возвращались к святоотеческим корням. Это корни, которые не исчезали и которые были поливаемы благодатью Святого Духа и опять возвращались к жизни.
Ваше Преосвященство дорогой владыка Антоний я благодарю вас за то, что вы коснулись в своем слове истории Александрийской Церкви. Действительно, дорогие братья, Египет является дверью в Африку, и Александрия – это город в котором было очень много богословов. Великие богословы и философы Климент, Ориген знали очень хорошо греческую философию и культуру. Это люди, которые постоянно работали над собой, которые думали, мыслили, изобретали новые философские схемы. Такие богословские школы, кроме Александрии, существовали и в Антиохи. И поэтому, как вы знаете, по этой причине великие Каппадокийцы приезжали в Александрию, чтобы услышать этих отцов. Василий Великий, Григорий Нисский, Евсевий Кессарийский, видя что Ориген в некоторых вопросах ошибается они не осуждали его, но очень дипломатично поправляли. Таким же образом мы и изучаем сегодня богословия и богословское наследие Пантена, Климента.
Они не были клириками, но готовили будущее духовенство Церкви. Как вы видите, Александрия всегда была богата на богословие и философию. В эти дни мы готовим открытие новой Патриаршей библиотеки, где будет собрано семьдесят тысяч томов. Недавно я осматривал библиотеку и, в частности, те рукописи, которые были написаны от руки, сочинения Пантена, Климента, Аристотеля и Платона находящиеся сейчас в Александрии в нашем училище.
В древней Александрии было немало ересей, и когда они возникали, появлялись проблемы в Церкви, как сегодня в Украине, всегда созывались Вселенские соборы. Церковь всегда хотела, чтобы в своем историческом бытии она была каноничной. И таким образом мы видим Александрийских патриархов, которые играли важную роль на Вселенских соборах, потому что все они занимались в этих школах.
Таким образом начинается большое богословское наследие в Александрии. В нашей библиотеке находятся труды не только патриархов, клириков, но и простых мирян. С первых времен христианства Александрия была сильной Церковью. Первыми у нас всегда были епископ Рима и архиепископ Александрии, поэтому Римский епископ с радостью общался с Александрийским архиепископом, а также решал различные богословские вопросы. Архиепископ Александрии в рукописях пишет когда необходимо праздновать Пасху. Все архиереи спрашивают его мнения по разным богословским проблемам. Именно с тех пор пошел обычай у Предстоятелей обменивается поздравлениями на Рождество и Пасху. Он пошел от обычая обращаться за советом к Александрийскому архиепископу. Вы слышите, что в титуле Патриарха Александрии звучит «Пентапольский, Ливийский и Эфиопский», что указывает развитие нашей Церкви на протяжении веков. Это также показывает как христианство начинает развиваться и доходит до Ливии, где дорогие братья, у нас также есть много отцов монашества. Христианство распространяется на территории Эфиопии, основываются храмы, и христианство сильно развивается в странах Северной Африки. Развиваться новое богословие в церквях многих стран континента, кульминацией чего стал Карфагенский собор, каноны которого имеют очень большой авторитет и такое же значение, что и каноны Вселенских соборов. Александрийский Патриарх только в области Северной Африки имел под своим началом шестьсот тридцать епископов, именно поэтому его называли «Архиерей Архиереев».
Я вам сказал несколько слов об истории, но жизнь развивается, и мы дожили до 2007 года. Наша Патриархия пятьдесят лет назад начала свое распространение по всей Африке. Первые греки из диаспоры прибыли сначала в Северную Африку для того, чтобы работать и вместе с этим они принесли православную веру. Там где они трудились, жили люди, которые верили и обожествляли естественные силы природы и постепенно начинается миссия среди африканских народов. Наша Патриархия, которая любит всех людей, начинает посылать миссионеров, чтобы они проповедовали веру во Христа. И таким образом мы начинаем свою миссию по всей Африке.
Я сам родом с острова Крит прожил десять лет в Одессе. Вернувшись из Одессы в Патриархию я стал митрополитом и тут начинается мое новое миссионерское служение в сане архиерея. Я начинал трудиться как миссионер во многих странах Африки. Я очень близко знаком с жизнью африканских народов с их менталитетом, их культурой. Таким образом, дорогие братья, патриархия становиться подобной книге, которая состоит из двух частей. Это, с одной стороны, славная история и традиция, которая была создана за две тысячи лет, и с другой — это миссионерская жизнь нашей церкви. Один наш, самый опытный в миссионерском деле епископ владыка Игнатий Мадагаскарский создал свою семинарию для местных выходцев Мадагаскара. Другой владыка, митрополит Сергий с одной стороны окормляет как европейскую диаспору — греческую, русскую, румынскую — так и очень много внимания уделяет местному населению. Таким образом, патриархия развивается и расширяет свою сферу деятельности.
24 сентября я освятил новую церковь в Заире в городе Киншасе, великую академию с огромным и красивым храмом, который своей архитектурой очень похож на храмы Афона. Вокруг храма находятся аудитории для студентов, в которых обучаются более четырехсот студентов. Лекции проходят на французском языке и каждый из семинаристов разговаривает приблизительно на пятнадцати местных диалектах из тех районов, в которых они живут. У нас есть еще очень хорошо оборудованная школа в Кении в Найроби, основанная еще архиепископом Макариусом Кипрским. И конечно, же великим даром Божиим, является и наша школа которая находится в Египте в Александрии. Все студенты из Африки живут при этой школе, принимают участие в жизни патриархии, изучают богословские предметы, а также предметы агрономии и изобразительного искусства. Это новая необходимость для нашей патриархии.
Я сказал вам это, дорогие братья для того, чтобы вы знали, что каждая церковь имеет необходимость как в своей семье готовить студентов применительно к практике современной жизни. Я еще с одесских времен помню архиепископа Митрофана, который был тогда еще семинаристом. Сам я, дорогие братья, учился в Афинской школе в Розарио. И будучи патрархом, когда я встречаю своих прежних преподавателей, я чувствую себя студентом перед ними. Когда они хотят поцеловать мне руку, я говорю нет, я вам это не позволю. Потому, что они являются моими учителями. Старшие архимандриты учили меня, чтобы я с уважением относился к святому престолу. Меня учили, что бы я очень усердно готовился к тому, чтобы стать клириком, священником и в своем офисе в патриархии у меня на столе находиться фотография школы, где я учился. Это я говорю вам, дети мои, что бы вы всегда помнили о тех днях, о той жизни, которую вы проводите здесь. Я говорил это вчера в Одессе и говорю здесь в Киеве: вы, дорогие дети мои, являетесь будущим Украинской Православной Церкви, ее завтрашним днем. Из ваших рядов будут избраны новые архиереи. Кто-то станет хорошим протопресвитером, священником женатым с прекрасной семьей и очень хорошо, когда внешние люди будут говорить: браво, какая хорошая семья у этого священника. Некоторые из вас выберут монашеский путь, трудный путь монашества, но все вы станете славой Украинской Православной Церкви.
Посмотрите, в этом зале находятся портреты митрополитов Киевских. Каждый из них вписал свою страничку в историю Церкви. И я верю, что их души радуются, когда видят современную Киевскую духовную академию. Я так же хотел бы выразить большую любовь и уважение к Блаженнейшему Митрополиту Владимиру. Впервые я с ним познакомился, когда учился в гимназии у себя на острове Крит в 1967 году. Я всегда помню, что он был жизнерадостным и благородным епископом. Он является митрополитом, человеком, сердце которого преисполнено любви и я прошу вас, что бы вы имели его всегда в качестве доброго примера. Период, связанный с митрополитом Владимиром будет записан золотыми буквами в историю церкви. Как вы знаете, нынешнее время не является легким. Церковь в Украине разделена на несколько групп. Братья мои, это не новое явление в церкви, потому, что еще с древних времен, сколько существует сама церковь, были такие разделения. Святой Петр Александрийский во время совершения проскомидии видел хитон Христов разорванным. И вы должны твердо придерживаться канонов православного вероисповедания и со знанием отстаивать православную веру. Вместе с тем, с любовью относиться к другим людям. Показывать им пут к канонической церкви и с молитвой вы достигнете многого. Это единственный путь церкви.
Ваше преосвященство, дорогой владыка Антоний позвольте мне сердечно поблагодарить вас за диплом, которым меня наградили. Это настоящая духовная радость и благословение для меня. Хотел бы пожелать вам как молодому епископу помощи Божией, и сил в вашей деятельности в должности ректора киевских духовных школ. Потому, что это самая ответственная и чувствительная работа в сфере жизни православной церкви. Тут готовится будущее церкви. Я хотел бы преподнести в дар Киевской академии и семинарии Честный Крест из египетских монастырей. Пусть он будет благословением для богословской школы Киева. Что бы в этом Кресте олицетворялась любовь и надежда на воскресение».

Блаженнейший Патриарх также ответил и на вопросы студентов.
- Ваше Блаженство, как Вы оцениваете акт объединения Русской Православной Церкви с Русской зарубежной церковью.
- Мы расцениваем это как очень положительный шаг, потому, как я уже и говорил ранее о корнях, что эти люди, которые находились за границей имеют общие национальные корни, в том числе и общие духовные корни – православную веру. Сам факт единения церквей стал историческим примером возвращения к общим национальным и духовным корням. Иначе и не могло быть.

- Вы говорили о миссионерской работе. Хотелось бы узнать о том, с какими вы сталкиваетесь трудностями. Ведь до сих пор в странах Африки есть языческие племена.
- Прежде всего, мы находим среди этих племен людей, которые получили образование в центральных городах Африки. Затем мы вместе едем в их села и там собираем людей на главной площади. Это происходит под бой литавр и барабанов. Некоторые из жителей впервые встречаются с белым человеком. Часто можно слышать вопрос: «Кто ты, белый человек, и зачем пришел к нам?» Мы вступаем с ними в дружескую беседу и при этом стараемся рассказать им о человеческой и цивилизованной жизни и сами помогаем им приобщаться к элементарным бытовым вещам. Помню, в одном селе в Камеруне на такое собрание большинство жителей пришло совсем без одежды. Действительно, до сих пор некоторые племена живут в пещерах и даже в примитивно приспособленных земляных углублениях. Мы начинаем с того, что знакомим их с такими вещами как соль и шампунь. Лишь через множество подобных встреч мы осторожно начинаем говорить о Боге, вере и богословии. И так от жилища к жилищу мы обходим селение и все более знакомимся с жизнью этих людей и в свою очередь знакомим их с христианским мировоззрением. Епископ Игнатий например каждое утро собирает сотни людей и за благотворитеьным завтраком проводит душеспасительные беседы. Другой наш миссионер — митрополит Сергий собирает беспризорных детей и после организованной трапезы, предлагает им книжки, тетради и карандаши, обучая чтению и письму. В Мозамбике, Анголе и других странах Африки мы делаем то же самое. Оглашение катехизиса местным племенам является нашей главной задачей в период нелегких миссионерских путешествиях. Древний чин оглашенных и сейчас имеет место в нашей церкви.

- Имеются ли на территории патриархии секты и как складываются отношения с ними?
- В отличие от Европы у нас несколько другая ситуация, потому, что в Африке присутствует множество сект имеющих латиноамериканское происхождение. Только в Камеруне восемьсот сект. Но, несмотря на это, мы стараемся учить людей православию и православной жизни. Мы намереваемся убедить людей в том, что православие являет собою сосуд чистой воды, а не воды с примесью грязи. И мой миссионерский опыт говорит о том, что, слава Богу, у нас есть церковные таинства, благодаря которым мы имеем успех. Приятно и отрадно видеть, что многие приходят к нам и становятся православными. Когда вечерами приходиться проповедовать, то из-за отсутствия электричества зажигаются небольшие факелы. И очень часто наша беседа и разговоры о Боге, продолжаются до утра. Молодые люди и наши студенты, приезжающие с нами, являются переводчиками в общении. Одно дело, когда находишься в уютном храме или в удобном кабинете и совсем другое дело, когда находишься с этими людьми в условиях дикой природы, когда и воды даже набрать неоткуда. И как миссионер я только тогда смог понять высказывания апостола Павла, когда он описывая свою миссионерскую жизнь, говорил, что во время его путешествий был страх перед ворами и разбойниками, перед безжалостной стихией, но даже в таких условиях всегда мы можем уповать на Христа, надежда на Которого никогда не умирает в сердцах христианина.

Текст подготовили А.Данилевский, А.Чорногор.
Фото Александра Данилевского