Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Мощи апостола и евангелиста Луки в Украине

22 июня мощи святого апостола и евангелиста Луки из Святой Горы Афон прибыли в Киево-Печерскую Лавру. Святыню встретили наместник Киево-Печерской Лавры архиепископ Вышгородский Павел, управляющий делами УПЦ архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан, ректор Киевских духовных школ епископ Бориспольский Антоний, епископ Нежинский и Батуринский Ириней, академическое духовенство и братия Лавры. Перед Свято-Успенским собором Киево-Печерского монастыря состоялся молебен, по окончании которого владыка Павел обратился к верующим с проповедью: «Сегодня мы встречаем в нашей святой обители честные мощи апостола и евангелиста Луки. Сегодня мы имеем возможность соприкоснуться с Господом через Его близких друзей. Мы благодарны братии Святой Афонской Горы, которая дала возможность прикоснуться к этой величайшей святыне. Мы также благодарим Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира за это событие, которое они благословили для нашего народа и святой Лавры». После торжественной встречи святые мощи крестным ходом были принесены в Крестовоздвиженский храм Свято-Успенской обители (Ближние пещеры), где они были выставлены для поклонения, которое совершалось круглосуточно.
За время пребывания святыни в Киеве к ней с молитвой смогли приложиться около 160 тысяч паломников. В последний день пребывания в столице мощей святого апостола и евангелиста Луки на площади перед Крестовоздвиженским храмом Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры была совершена Божественная литургия, которую возглавил наместник обители архиепископ Вышгородский Павел. Ему сослужили иноки монастыря, службу сопровождал братский хор. По завершении богослужения был отслужен благодарственный молебен. В препровождении крестного хода святыня покинула Лавру для дальнейшего путешествия.
27 июня ковчег с честной главой святого апостола и евангелиста Луки прибыл в Запорожскую епархию. Из аэропорта святыня была доставлена к Свято-Покровскому кафедральному собору. Здесь в присутствии духовенства и мирян архиепископ Запорожский и Мелитопольский Василий отслужил благодарственный молебен. Затем многотысячный крестный ход направился к Свято-Андреевскому собору. Прихожане заходили в церковь группами по 20-30 человек. В Запорожье поклониться исцелителю пришло более 60 тысяч верующих.
29 июня святыня покинула приделы нашего государства и была доставлена в Красноярск (Россия).
«Тайны святого Луки»
Борис Клин
Откуда родом?
В Житиях святых, изданных в начале ХХ века, изложенных по книге «Четьи-Минеи» митрополита Димитрия Ростовского, утверждается, что родом святой Лука был из сирийского города Антиохия. И был не из евреев. Указание на это есть в одном из посланий апостола Павла, где он отделяет Луку от «сущих от обрезания». Полное имя его было «Лукан» – латинского происхождения. В качестве косвенного подтверждения его римских корней приводится тот факт, что именно в Риме процветала медицина, а святой Лука был врачом. Так его называл апостол Павел. Профессор Петроградской духовной академии Николай Глубоковский подчеркивает, что в тексте Евангелия от Луки виден профессиональный подход – проказа и горячка, от которых исцелял Христос, описаны профессионально, с разделением на различные стадии заболеваний. Глубоковский предполагает, что именно в качестве врача он и был нужен апостолу Павлу в его миссионерских путешествиях.
Однако возникает вопрос: если святой Лука был римлянином или эллином (есть и такая версия), то откуда у него знание иудейских обрядов, на которое обращает внимание тот же Глубоковский? С чего вдруг такой интерес к религии оккупированной страны?
Профессор Московской духовной академии Александр Голубцов в статье «Древнейшие изображения Божией Матери» пишет о святом Луке: «Преданием он признается одним из семидесяти апостолов и, стало быть, евреем по происхождению». 70 апостолов были направлены проповедовать еще при земной жизни самого Христа. Но вот тот же Глубоковский отмечает, что Лука относился «как бы ко второму христианскому поколению, когда ряды «самовидцев» (самого Господа – Авт.) постепенно уходили». То есть Лука не был «самовидцем»?
Современный церковный историк, преподаватель Московской духовной академии Алексей Светозарский считает, что вопрос о том, принадлежал ли Лука к 70-ти апостолам, не обсуждается, – почитание евангелиста как одного из них закреплено Церковью литургически. Кем был святой Лука – доподлинно неизвестно. По словам Светозарского, систематически собирать сведения об апостолах стал лишь в III веке учитель Церкви Ориген. До него этим никто не занимался, никому это было не нужно, поскольку люди жили в ожидании скорого конца света и второго пришествия. В результате информации оказалось немного.
И это действительно так. Даже обстоятельства смерти святого Луки неизвестны. Тот же Глубоковский пишет, что местом его кончины называют Вифанию, Ефес, Патары и Ахайю. Последнее указывается в его житии. В Ахайе были обретены его мощи. Кстати, о мощах. В житии говорится, что, следуя в Антиохию, святой Лука хотел забрать с собой покоившиеся в Севастии мощи Иоанна Предтечи, но местные христиане упросили его этого не делать. Тогда святой Лука взял лишь десницу Иоанна. И не исключено, что именно так возникла традиция разделения мощей. Григорий Богослов сообщает, что святой Лука принял мученическую смерть, а Никифор Каллист уточняет – апостола повесили на маслине. Но о том, как и почему это произошло, история умалчивает.

Живописец ли Лука?
Вопрос о национальной принадлежности святого Луки носит не праздный характер. Он служит одним из аргументов в дискуссии о том, был ли святой Лука родоначальником иконописи. Уже упомянутый профессор Голубцов указывает, что если он был иудеем, то едва ли мог владеть живописью. Ведь иудеям строго-настрого запрещалось заниматься изобразительным искусством в силу заповеди: не изображать того, что на земле, над землей, под землей, в воде, – «не сотвори себе кумира». «Допустив согласно с некоторыми древними учителями церкви: Тертуллианом, Иеронимом, Августином и новейшими исследователями Священного Писания, что евангелист Лука был родом из язычников, легко будет выйти из только что указанного затруднения и в значительной мере ослабить силу связанного с ним возражения», – писал Голубцов.
Житие Луки рассказывает, что по благочестивому желанию первых христиан апостол красками написал образ Богородицы, держащей на руках младенца Иисуса, а потом написал иные иконы Божией Матери и принес их на Ее благоусмотрение: «Она же рассмотрев сии иконы сказала: «Благодать Родившегося от меня и Моя милость с сими иконами да будут». Однако житие умалчивает, где и когда апостол встретился с Богородицей и показал ей иконы. Приходил ли Лука в Иерусалим, где жила Богородица? И если да, то когда? Ведь он все время путешествовал вдали от святого города – сначала с апостолом Павлом, а потом самостоятельно. Следует также отметить, что портретное сходство в современном понимании на этих иконах маловероятно. Ведь согласно Преданию, писал он их спустя 15 лет после Вознесения Господня. Стало быть, Богородице к этому времени было уже за 60 лет, а всякий, кто видел Владимирскую икону Божией Матери, приписываемую святому Луке, может убедиться, что изображена на ней молодая женщина. Профессор Голубцов, рассматривая вопрос о портретном сходстве, цитирует блаженного Августина: «Мы не знаем лица Девы Марии, от Которой безмужно и нетленно, чудесным образом родился Христос… Верим, что Господь Иисус Христос родился от Девы, имя Которой Мария… Но такое ли лицо было у Марии, какое представляет в уме, когда мы говорим или вспоминаем об этом, мы совсем не знаем и не убеждены. Можно сказать, сохраняя веру: может быть, Она имела такое лицо, может быть, – не такое». И далее Голубцов рассуждает: «Мы не думаем, чтобы эти слова не имели никакого отношения к изображениям Божией Матери и означали только то, что блаженный Августин от себя и от лица своих современников хотел сказать: ни я, ни они не видали Богородицы, а потому и не знаем, какова Она была лицом. Если бы в церкви Иппонийской в то время, когда жил и управлял ею блаженный Августин (430 г.), существовали и были общеизвестны подлинные, верные до портретности изображения Богоматери, и церковь, как таким, придавала бы им веру, тогда он не мог бы так решительно говорить о незнании им и его современниками лица Божией Матери».
Однако есть и более серьезная причина, чем все вышеупомянутые, усомниться в написании святым Лукой икон. И ее тоже приводит профессор Голубцов: «Более примечательным и малопонятным представляется в данном случае молчание Седьмого Вселенского собора, который в своих свидетельствах об иконопочитании ни одним словом не упомянул об этом весьма важном обстоятельстве. Видно, что собор, тщательно исследовавший и разыскивавший древние известия об иконах в подтверждение православного учения, считал свидетельство об иконе Богоматери евангелиста Луки слабым или вовсе не знал его». Это молчание Вселенского собора не могут объяснить и современные церковные историки. Однако Голубцов, воздвигнув всю эту конструкцию обоснованных сомнений, в своей статье делает абсолютно неожиданный вывод: «Евангелист Лука, по преданию, весьма распространенному, не заключающему в себе чего-либо несообразного и передаваемому многими позднейшими церковными писателями, был знаком с живописным искусством и между прочим исполнил воском и красками икону Божией Матери». Такая вот загадка.

Писатель от Бога
Зато авторство апостола Луки как евангелиста и дееписателя под сомнение никто из исследователей не ставит. Но и тут есть любопытные детали. Профессор Глубоковский считает, что и Евангелие, и книгу Деяний апостольских святой Лука писал под диктовку апостола Павла. Дело не только в том, что Лука был его ближайшим сотрудником. Глубоковский отмечает, что в лексическом отношении язык Евангелия близок к словарному запасу писаний самого Павла. Более того, имеются 83 общих слова, захватывающих целые выражения, не обнаруженных в других Евангелиях.
При этом никто из ученых не считает апостола Луку лишь стенографистом апостола Павла. Напротив, отмечают блестящий греческий язык святого Луки, а само Евангелие называют самым подробным. «Дееписатель оказывается создателем апостольской традиции, наряду с евангельской, а его произведение есть не только действительный исторический труд, но и надежный во множестве своих деталей, удачно дополняющий Павловы послания», – так оценивает книгу Апостольских деяний Глубоковский.
«Известия»