Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

27.06.2007. ДНЕПРОПЕТРОВСК. В Самарском Свято-Николаевском пустынном мужском монастыре совершен постриг в великую схиму

Возрождение Самарского Свято-Николаевского Пустынного мужского монастыря, который в лучшие времена своего существования называли «раем Божьим на земле», продолжается. В дни Петрова поста в стенах святой обители впервые после ее восстановления появился схимник.
22 июня с архипастырским визитом обитель посетил митрополит Ириней. По просьбе наместника монастыря архимандрита Досифея (Савелова) Владыка после вечернего богослужения совершил постриг монаха Феофила (Александра Ильича Зипко, 10 сентября 1932 года рождения) в великую схиму. При пострижении в великий ангельский образ Архипастырь дал ему новое имя — Феофан, в честь празднуемого святого преподобного Феофана Антиохийского (память 10/23 июня).
По окончании пострига Владыка обратился к постриженику с назидательным словом, в котором сказал о великом подвиге человека, принявшего на себя великую схиму. Он призвал ревностно возгревать в себе Божественную благодать, принятую в постриге, хранить данные обеты, а также пожелал ему ангелоподобного образа жизни и сердечного мира: «До последнего своего издыхания будь верным Отцу Небесному и Спасителю нашему Христу, всегда следуй за Ними и исполняй обеты, данные перед святым алтарем. Молись за всех нас, за всю обитель и за весь мир, потому что с этого дня ты посвятил свою жизнь и отдал ее всю без остатка молитве». Архипастырь также поздравил наместника с первым схимником, пожелал умелого и мудрого руководства братией и дальнейшего расцвета святой обители. В конце своего визита Владыка призвал на насельников Божие благословение. Разделить радость знаменательного события и поздравить сестер прибыли духовенство города и области.
В этом году единственная в Днепропетровской епархии мужская обитель молитвенно отметила 405-летие со Дня создания. В следующем году монастырь будет торжественно праздновать В настоящее время в стенах возрождающегося монастыря подвизаются 18 насельников: 1 архимандрит, 1 схимник, 6 монахов и 10 послушников.
Диакон Георгий Скубак

Краткая историческая справка:

В 1576 г. запорожцы получили в свое распоряжение обширные земли, куда входил и старинный город Самар с прилежащими лесами. Они стали укреплять город, и на островке в дубовом лесу основали небольшое укрепление с деревянной церковью в честь святителя Николая и несколькими жилыми помещениями, куда по распоряжению коша Запорожского помещали «ранами скалеченных казаков, всех больных, на баталиях раненых». В 1602 г. крепость становится монастырем. В этом году в качестве настоятеля храма сюда пригласили иеромонаха казацкого Киево-Межигорского монастыря Паисия, обладавшего врачебным искусством. Строгий подвижник, о. Паисий перестроил жизнь крепости на монастырский лад: в богослужении ввел иноческий устав, учредил общую трапезу, престарелым дал молитвенное правило. Казаки приветствовали начинания о. Паисия, все лучшее отдавали обители, благоговейно чтили ее, называя Запорожской Палестиной и Новым Иерусалимом, а воду из Самары считали святой.
Можно сказать с уверенностью, что расцвет обители совпал с расцветом Запорожской Сечи. Монастырь был самою высокою святынею запорожцев, находился в зависимости от Запорожского войска и под управлением сечевого коша и считался «войсковым». И простые, и знатные казаки привозили сюда дары. Некоторые и жили здесь, другие же приезжали, чтобы завершить в стенах тихой обители свой бренный жизненный путь.
Монастыри в то время процветали по всей Руси. Они были центрами культуры и образования. И Свято-Николаевский Самарский был в числе самых больших и богатых. Имел духовную школу для мальчиков, после окончания которой они поступали в Киевскую семинарию. Печатная мастерская издавала церковную и учебную литературу. Золото-швейная мастерская славилась изделиями вышивки. Были у обители мельницы, скотные дворы, хутора, пасеки, сенокосы.
На протяжении XVII столетия монастырь неоднократно подвергался нападениям. В период национально-освободительных войн церковь была разрушена, монастырь разграблен и опустошен. Но уже в 1670 г. он восстанавливается и вновь строится церковь. Во второй половине XVII в. возникла необходимость в сильной крепости и в 1687 г. по соседству построен Богородицкий городок. Николаевская церковь заложена в 1782 г. и освящена в 1787 г. В 1798 г. Я. Яковенко построил четырехярусную колокольню, которая не сохранилась. В 1816-20 гг. построены братские и настоятельские кельи. Церковь каменная. В стиле барокко.
Обитель оказалась надежным форпостом запорожцев в русско-турецких войнах 1735-1739 и 1768-1774 гг. Во время последней из них монастырь приютил множество пленных татар и турок. С ними обходились так хорошо, что многие из них приняли в обители крещение, а некоторые, по окончании войны, и монашество. Особая страница в истории монастыря написана Кириллом Николаевичем Тарловским, бывшим священником, который построил здесь Свято-Николаевскую церковь. В ней он и был похоронен.
Здесь находились древние иконы: Ахтырская Божией Матери, именуемая «Самарскою», и св. Николая Чудотворца.
Был монастырь первоклассным, не случайно сюда присылали архимандритов из Киево-Печерской лавры. А весь комплекс, включая 96-метровую колокольню, походил на Оптину Пустынь.
В усыпальнице главного монастырского собора нашли свое упокоение Екатеринославские святители:
1.Архиепископ Афанасий (Иванов) – + 18 августа 1805 года;
2.Архиепископ Платон (Любарский) – + 20 октября 1811 года;
3.Архиепископ Иов (Потемкин) – + 28 марта 1823 года;
4.Архиепископ Онисифор (Боровик) – + 20 апреля 1828 года;
5.и Епископ Серапион (Маевский) – + 5 декабря 1891 года.
Знаменитой была в те времена обитель. Но после уничтожения Запорожской Сечи, после высочайшего повеления о малороссийских монастырях, появившегося в 1786 году, он заметно обеднел. Но только материально. А центром духовной жизни оставался и в конце XVIII века, и весь XIX, до 20-х годов двадцатого века. В советское время монастырь был упразднен, а в его корпусах сначала был размещен дому-интернату для ветеранов, а после — приют для девочек с психическими отклонениями.
С 1995 года он начал возрождаться как женский монастырь. Законное имущество, правда, в невероятно запущенном и убогом состоянии, было передано Церкви. Первыми поселились там монахини ныне действующего Тихвинского женского монастыря. В 1998 году они переехали в Днепропетровск, а на том месте была образована мужская община.
В данный момент наступило благодатное время для возрождения былой красоты, славы и величия Самарского Свято-Николаевского Пустынного мужского монастыря. В стенах обители подвизается 18 человек. Повсюду ведутся реставрационные работы. В обители четыре храма: центральный — Свято-Николаевский, трапезный — Антония и Феодосия Киево-Печерских, Преображенский и подземный храм в честь святых мучеников Кирика и Иулитты. В былые времена был и пятый храм, но он со временем разрушился. На территории монастыря была колокольня высотой 96 метров. Сейчас на ее основании стоит водонапорная башня. В ковчеге Самарской обители хранятся частицы мощей преподобного Нестора-летописца, святого исповедника Луки Крымского, преподобного Пимена-постника, преподобного Кукши Одесского и преподобного Исаакия-затворника.
Благодаря инициативе наместника монастыря архимандрита Досифея (Савелова) территория монастыря облагорожена, во многих помещениях, в том числе и в трапезной, сделан капитальный ремонт. Люди, которые давно не бывали здесь, отмечают, как много сделано послушниками монастыря за короткий период для возрождения этого святого места.
Но самое главное, что в сердце монастыря – в главном Свято-Николаевском храме обители – ежедневно совершаются богослужения и Святая Евхаристия.