Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Архиепископ Криворожский и Никопольский Ефрем: «Не нужно бояться созидать для Господа, Он сам все сделает за нас».

Архиепископ Криворожский и Никопольский Ефрем:
«Не нужно бояться созидать для Господа, Он сам все сделает за нас»

– Владыка, Поздравляем Вас с двойным юбилеем. А скажите, Вы мечтали быть епископом?
- Когда Блаженнейший Митрополит Владимир спросил меня, хочу ли я быть епископом, мне было всего лишь тридцать. Я был благочинным Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Как послушник Святой Матери-Церкви, ответил: «Ваше Блаженство, благословите, я буду выполнять Вашу волю». И когда стал вопрос о моей хиротонии, оказалось, что у меня не было никаких архиерейских облачений. Это говорит о том, что я об этом никогда не думал. Пришлось за одну ночь шить облачения. Блаженнейший Владыка благословил мне крест и панагию Святейшего Патриарха Пимена, которого я очень ценю. Конечно, я был взволнован, три дня я об этом никому не говорил, даже своему духовнику. Епископство – это очень высокое и ответственное служение. Но потом понял, что Господь поможет и укрепит.

– Но Вы еще застали советскую атеистическую эпоху?
– Я закончил школу, потом училище во Львове, отслужил в армии. – Руководствовался у православного священника, который меня и наставил быть студентом православной семинарии. Я благодарю Бога, что попал именно в Московскую духовную школу преподобного Сергия Радонежского. В то время путь в семинарию был очень длинным и тернистым. За рекомендационным письмом я поехал в Великий Новгород, так как здесь не давали. В России меня приютил ныне здравствующий архимандрит Ефрем, который на днях преодолел полторы тысячи километров, чтобы разделить с нами радость торжества десятилетия епархии. Отец Ефрем очень рисковал, что дал мне прибежище, потому как в то время был очень строгий паспортный режим – нужно было стать на воинский учет, прописаться. У меня была должность ночного сторожа, я пел в храме мученицы Параскевы. Оттуда в 1988 году я получил рекомендацию в семинарию, которую подписал тогда еще митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, ныне патриарх Московский и всея Руси. И потом, волею судьбы, будучи в семинарии, я был у Святейшего иподиаконом.
Когда закончил семинарию, уже открылась Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, и как патриот своего Отечества, я приехал в Святую обитель, принял здесь монашеский постриг. Киево-Печерская Лавра сыграла большую роль в моем духовном становлении. В обитель я приехал на сломе эпох: одна эпоха, атеистический Советский Союз, уходила, а новая – еще не пришла. Это было очень сложное время расколов, провокаций, захватов и противостояний. Приходилось не только возрождать монастырь после десятилетий разрушения и запустения, но и защищать его. Мы были как на военном положении: охраняли, дежурили, выставляли пикеты, закрывали лаврские ворота, чтобы не допустить захватов и провокаций со стороны боевиков УНА-УНСО. Помню июльские дни 1995-го, похороны так называемого «патриарха» Владимира (Романюка). Случилось, что ни Блаженнейшего Митрополита Владимира, ни наместника монастыря в Лавре тогда не было, а я остался, так сказать, за руководящее лицо. Ко мне пришли из органов и спросили: «Вы не будете против, если похоронная церемония придет в Лавру, где мы и осуществим захоронение?». Я ответил, что не отдадим на поругание святыню, ляжем костьми, но этого не допустим. Они были раздражены, но все-таки оставили монастырь в покое.

- Но Вы и продолжали учиться?
- Я поступил в Киевскую Духовную Академию, учился и защитил кандидатскую работу на тему: «Жизнь и труды святителя Филарета (Амфитеатрова)». При Блаженнейшем Митрополите Владимире были обретены не только мощи священномученика Владимира (Богоявленского), но и святителя Филарета, Митрополита Киевского. Представьте себе, что послушник Лавры, стоит у склепа, где обретают мощи, и видит гроб, который пролежал более 150 лет, а на гробе – ветвь, совершенно зеленную и свежую. Это произвело на меня очень сильное впечатление. Тогда я дал себе слово поучаствовать в прославлении святетеля Филарета. Я начал собирать по библиотекам, архивам материалы, документы, свидетельства которых, к сожалению, тогда было не очень много. В конце концов, мне удалось написать свой маленький и скромный труд. Митрополит Филарет был выдающимся иерархом Церкви, 20 лет его святительского управления – это рассвет Киевской кафедры, и прекрасный след в истории. В житии святителя есть много указаний на его святость., Мощи его обретены, но, к сожалению, он пока не причислен к лику святых. Я мечтаю о том времени, когда состоится канонизация святителя Филарета.
Так что наша Святая Лавра с ее высокой молитвой, монашескими трудами, учебой, административной работой сыграла решающую роль в моем духовной становлении и дала тот бесценный опыт, с которым я и приехал в Кривой Рог.
- Но ведь край железной руды, шахтеров, металлургов – это не Львов, Киев, Новгород. Здесь люди с иной ментальностью, к тому же во время атеистического режима были разрушены практически все православные храмы.
– Прежде всего, необходимо относится к делу, как к своему родному и близкому. Вы знаете, что когда рукополагают во священника, или во епископа, то он венчается со своим приходом или кафедрой. Естественно, свой приход или кафедру не возможно не любить, иначе, дело будет обречено на неудачу. Я отнесся к своему назначению, как к новому послушанию. Поэму я не отчаивался, не унывал, делая все с радостью. Мне приходилось жить в глинобитном домике на окраине города возле действующего карьера, в шуме и грохоте. Но, воспринимал я это как свое родное. Хотя есть епрхии, на тысячу лет старше нашей, но я считаю, что Господь дал мне для трудов самую лучшую кафедру на нашей благославенной украинской земле.
Часто слово железо, железная руда, то с чем связывают Кривой Рог, вызывает ассоциацию с жесткостью, неприступностью. Но получается наоборот. Люди, которые работают с железом, в шахтах, возле доменных печей – очень духовные люди. Человек тяжелого физического труда больше открыт Богу. Криворожане — очень трудолюбивые люди и очень хорошо чувствуют где правда, а где ложь. Город Кривой Рог — особенный: если человек приедет сюда с потаенными мыслями, с нечистым сердцем, то он никогда не сможет здесь ни приживется ни заниматься своим делом. Я шел к людям, говоря от чистого сердца, говоря о Боге искренне, и они меня услышали.

– Но этот промежуток между первым словом и откликом наверняка был довольно долгим?
– Всякого приезжающего епископа встречает паства. Когда я приехал на кафедру, мне было тридцать лет. Многие приходили просто с интересом посмотреть на своего нового владыку. Большая часть людей были бабушки, рабочий класс, а также испытующая интеллигенция. Благодаря тесному сотрудничеству с городской властью и нашим мэром – Юрием Любоненко, который уже 14 лет находится на своей должности, мы смогли общаться с разными слоями населения. Ведь это очень важно, когда власть помогает, а не вставляет палки в колеса. Нужно всегда идти к людям с открытым сердцем, с любовью и радоваться тому, что имеешь сегодня.
Как любой священник, я тоже думал с какой проповедью прийти к людям? Но за правило всегда беру заповедь Спасителя: «Не думайте, что вам говорить..». Естественно, нужно себя готовить, прежде всего, духовно: накануне молится, и пропустить проповедь через всего себя. Мне понравились слова одно священника: «Идя на встречу с людьми, ты должен всегда помнить, что они тебя видят насквозь, они читают твои мысли». Потому когда я выступаю перед людьми, то вижу их глаза, стараюсь ощутить, коснулось это слово их сердца или нет. И это не зависимо, в какой аудитории, будь то шахтеры или рабочие, милиционеры или пенсионеры. Я веду еженедельную программу на местном телевидении, но не могу привыкнуть общаться с камерой, потому что она бездушная.

– Как Вам в экономически трудные времена удалось развернуть бурное храмостроительство в епархии, возвести, в частности, такой кафедральный собор-красавец?
– Времена, действительно, с точки зрения экономической – нелегкие, но в плане духовном – очень благоприятные. Много открытости, благожелательности, заинтересованности. Криворожане любят свой город и край, гордятся им, хотят, чтобы он был лучше и краше. Кафедральный собор заложили и начали работы еще мои предшественники. В этом заслуга приснопамятного архиепископа Варлаама (Ильюшенко), и нынешнего Митрополита Днепропетровского и Палоградского Иринея. Мы Собор долго строили с помощью Божией и помощью добрых людей. Теперь я могу с ответственностью сказать, что не нужно боятся созидать для Господа, Он сам все сделает за нас. Главное, этого искренне хотеть и сделать первый шаг, тогда придут и люди, и мастера, и все необходимое.

- Все знают, что Кривой Рог – индустриальный центр, но ведь исконно он был православным городом?
– Изначальными основателями города были православные казаки. Само название он получил от казака по прозвищу Рог, который хромал на одну ногу. Он поселился на слиянии двух рек Ингульца и Сагани, здесь же был построен православный каменный храм дивной архитектуры в честь святителя Николая. Храм был разрушен уже в советское время, на его месте стоит памятник Ленину. Сейчас напротив памятника, мы открыли храм также в честь святителя Николая, ведь это небесный покровитель нашего города. С Кривым Рогом связана земная жизнь двух выдающихся церковных иерархов – священомученников Онуфрия (Гагалюка) и Порфирия (Гулевича). Они были криворожскими епископами и погибли во время атеистических гонений в предвоенные годы. Они причислены к лику святых, как новомученики.

– Вы западно-украинский человек. Как ваши родители отнеслись к тому, что Ваше служение проходит в Восточной в прошлом, столь атеистическом регионе?
– Мои родители – глубоко православные люди. Они часто сюда приезжают проведать меня. Безусловно, западная и восточная Украина – это две разные культуры. В первое время моим родителям было немного непонятно и не по себе, ведь всю жизни они жили в селе, а тут такое благолепие и торжество православия. Но именно это торжество православия их и воодушевило. К огромному сожалению, в моем родном селе униаты таки захватили храм. Люди стали заложниками этой беды, которая охватила ЗападнуюУкраину. Одно хорошо то, что почти не поменялось богослужение, т.е. служат на старославянском языке с украинским произношением. Потому конечно когда родители приезжают в Кривой Рог, они отдыхают душой и здесь живут настоящей православной жизнью.

– Недавно в Закарпатье униатский приход вернулся в лоно Святой Православной Церкви. Есть ли шансы на возрождении православия во Львовской епархии?
– Я искренне верю, что православие возродится во Львове, потому что православных там очень много. В тот маленький храм на Короленка не помещаются все прихожане, потому там служатся три Литургии подряд. По поводу перемещения униатской кафедры в Киев, мне кажется, что это не разумное действие. Если смотреть стратегически, то они обезглавили свой центр во Львове, на который они всегда делали опору и акцент. А сейчас ни в Киеве нет поддержки, ни во Львове. На сколько мне известно, собор св. Юра на половину пустой. Священники, которые некогда предали православную веру, уже задумываются о том, что они сделали, и что их ожидает. Униаты ощутили, что у них сейчас выбита почва из-под ног. Но так и должно быть. Против Бога, против совести еще ни кому не удалось идти.

– Как Вы смотрите на пути преодоления раскола? УАПЦ на своем соборе приняла решение искать пути соединения с нашей Церковью?
– Идея объединения святая, потому что Христос сказал: «Господи, пусть будут все едины; как Я и Ты и Дух Святой». Но если в нашем положении объединить белое с черным, то получится все серое. Поэтому я не являюсь сторонником объединения ни с автокефалистами, ни тем более, с «филаретовцами». Мы должны понять, что в большинстве случаев мы имеем дело с людьми-раскольниками, которые переступили через Бога. Это самый страшный грех. Можно совершить любой грех, но если человек переступил через Бога, то для него уже ничего святого нет. Сегодня призывать их к послушанию и молитве очень трудно. Они создадут проблемы в канонической Церкви. Это мне известно на собственном опыте, когда пришлось перерукоположить несколько священников из «Киевского Патриархата». Все было по правилам: раскаяние перед духовником и людьми, желание служить Богу. Но не один из них так и не остался в лоне Церкви. Пришлось их запрещать. Просто это те люди, которые привыкли жить своеволием, без иерархии, уважения к Церкви и друг другу. За десять лет мы воспитали в епархии не только паству, но и пастырей с определенными взглядами, дисциплинами и порядками. Может получиться так, как говорят в народе: «паршивая овца все стадо портит». Людей, которые живут без церковных канонов, очень трудно направить в нужное русло. Я не говорю обо всех, но вот у меня опыт работы с ними – негативный.
- Наконец, Владыка, скажите о планах и перспективах развития епархии.
- Задачи у нас те, которые ставит перед нами Святая Церковь, Блаженнейший Митрополит. За десять лет епархии удалось установить добрые отношения с рабочим классом, трудящимися нашего индустриального региона. Скажу, что ни одно мероприятие на заводах, шахтах не обходится без участи епископа. Мы участвуем не только в торжественных, но и духовных, просветительских и благотворительных мероприятиях. Зачастую мне не хватает времени уделить всем внимание. На данный момент, в епархии 220 приходов, а в Кривом Рогу 30 приходов и два монастыря. В городе Вольногорске строят Свято-Успенский собор, в городе Орджоникидзе строится собор в честь святого Иоанна Богослова и так далее. Но ведь надо строить не только храмы, но и души. А они у нас повреждены нестроениями и кризисами последних лет. Это касается, прежде всего, молодежи, в среде которой очень много наркоманов, опустившихся, изуверившихся людей. Поэтому на приходах надо развивать социальное служение. Мы должны и словом и делом трудится так, чтобы каждый криворожанин обрел в нашей православной вере надежную опору своей жизни.

Беседовал Василий Анисимов