Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Архиепископ Хмельницкий и Шепетовский Антоний: «В самые тяжкие времена гонений на Церковь Православие спасали простые люди»

60-летие архиепископа Хмельницкого и Шепетовского Антония

Архиепископ Хмельницкий и Шепетовский Антоний: «В самые тяжкие времена гонений на Церковь Православие спасали простые люди»

– Владыка, Вы родились в трудные послевоенные годы. Ваши родители были глубоко религиозными людьми. Что помогло им сохранить веру во времена тотального атеизма?
– Я родился в семье православных христиан в первый послевоенный год. Отец Иван Сергеевич и мама Галина Гавриловна воспитывали нас, троих детей, в строгости, но с любовью. Послевоенные годы были трудными, голодными, но ни я, ни мои брат и сестра этого практически не замечали – родители трудились не покладая рук, чтоб наше детство было светлым и сытым. Они сохранили веру потому, что жизнь их была нелегкой, и жизнь своих детей они стремились сделать лучше, счастливее. Вера помогала им сохранить лучшее в себе и передать своим детям истинно христианские добродетели. Мама наша, слава Богу, жива, хотя годы дают знать о себе. С ее искренней материнской молитвой, любовью, благословением идем по жизни, служа Господу и людям.

– Расскажите о Ваших первых шагах к Богу. Кто был Вашим духовным наставником?
– Мне встречалось много хороших, искренне верующих людей, которые помогали укрепиться в вере и правильно избрать путь своего служения. Вспоминаю монахинь, которые пели на клиросе Благовещенского кафедрального собора г. Харькова. Они не только учили меня церковному чтению и пению, а и терпению, смирению, прививали любовь к храму. Позже, будучи уже священником, я встретил старца в Глинской пустыни митрополита Зиновия, который служил в Тбилиси. Он произвел на меня неизгладимое впечатление своей мудростью и высокой духовностью. Митрополит Зиновий при той встрече подарил мне крест с украшениями. Думаю, что он был прозорливым. Вскоре после встречи с ним в Тбилиси я действительно был награжден Патриархом Пименом правом ношения креста с украшениями. Я горжусь своими духовными наставниками – Блаженнейшим Митрополитом Владимиром и митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом и учусь у них.

– Вы учились в светских учебных заведениях, как Вы пришли к мысли посвятить себя служению Церкви?
– Чем глубже и шире постигал я в те советские годы общественные и гуманитарные науки, тем больше убеждался, что мир сам по себе не мог создаться. У мира есть Творец – Господь Бог. И это подвигало меня более серьезно относиться к окружающему миру и заняться работой над собой. Отсюда мое чтение и пение на клиросе в Благовещенском соборе и посещение Троице-Сергиевой Лавры в праздник преподобного Сергия Радонежского, и неизгладимые впечатления от увиденного и услышанного там. Через все это я утвердился в мысли посвятить себя служению Церкви.

– Наверное, молодому священнику было нелегко вести приходскую деятельность в советское время. Вы ощущали поддержку паствы? В чем она проявлялась?
В самые тяжкие времена гонений на Церковь Православие спасали простые люди – верующие. Наши матери, бабушки тайком крестили детей, отпевали усопших по христианскому обряду, как зеницу ока берегли православные святыни из поруганных атеистами храмов. Это подвижничество есть настоящий подвиг веры. Я помню, как мне, священнику, помогали прихожане села Мурафа Винницкой области, когда, вопреки запрету властей, мы решили позолотить купол храма. Люди отстояли это богоугодное начинание. Где бы я ни служил, всегда ощущал духовную поддержку паствы, и это укрепляло меня, добавляло сил и вдохновения.

– Владыка, Вы приняли монашеский чин, уже будучи в священном сане. Очевидно, такое решение было плодом многих раздумий и внутренних переживаний…
– Я трудно шел к этому едва ли не самому важному событию в моей жизни. Перечитывая жития святых и подвижников монашества, совершая паломничества в святые обители, беседуя с иноками, я вновь и вновь убеждался, насколько труден этот путь. Гонения и преследования раскидали иноков и инокинь закрытых обителей по глухим местам и дальним приходам. Но и тогда они днем и ночью подвизались в посте, бдении, трудах и молитвах, горячо молились не только о собственном спасении, но и о спасении Отечества, народа и всего мира.
Я принял монашеский чин осознанно. Это стало результатом моих внутренних переживаний и размышлений. Я понял, что только так, в молитве и смирении, смогу всего себя посвятить служению Господу.

– Будучи секретарем Хмельницкой епархии в последние годы существования СССР, Вам удалось добиться разрешения властей на постройку кафедрального собора. Как Вам это удалось?
– «Вера без дел мертва» – сказано во второй главе Соборного Послания Апостола Иакова. Эти слова всегда были для меня путеводными. Призвание священнослужителя – объединить паству вокруг имени Божьего, чтобы с верой делать добрые дела для Церкви и Отечества, для людей и для самих себя.
В советские времена православные храмы закрывались и сносились. В свое время Хрущев заявил, что «…через двадцать лет последнего попа покажет по телевидению». Православным жилось тяжело в годы хрущевской «оттепели». Не легче было нашей Церкви и при Брежневе – проповедующие и исповедующие батюшки были под зорким глазом – советов по делам религии, насаждающих атеизм. Легче стало в годы горбачевской перестройки, хотя и тогда государственная политика по отношению к Церкви была двойственной и лицемерной. С одной стороны, в СССР праздновали 1000-летие Крещения Руси, с другой – на партийном уровне принимались решения об усилении антирелигиозной пропаганды и атеистического воспитания. А здесь архимандрит просит разрешения на строительство православного собора, да еще в центре города! Приняв в 1989 году попечение о хмельницкой пастве, я был настойчив и стучался во все властные кабинеты. Стучите – да отворят! Многое довелось вытерпеть и непонимание, и открытую неприязнь. Мы молились Господу и Матери Божией о помощи и заступничестве. И Господь нас не оставил. Порой я сам удивлялся, что помощь приходила оттуда, откуда ее и ожидать не доводилось. Действительно, перефразируя псалмопевца, скажу: «Дивен Бог в деяниях Своих».

– Вы лично возглавили строительство храма, имея соответствующее образование…
– По гражданской специальности я инженер-строитель, окончил Воронежский инженерно-строительный институт. Эта специальность – созидательная, она помогала и помогает мне и в выборе проектов, и в строительстве новых храмов, коих в Хмельницкой епархии возводится в наши дни немало.

– В тот же период Вашей жизни Вы часто бывали за рубежом. Как воспринимали советского священника за границей?
– В марте 1988 года я побывал в Польше, где принимал участие в научно-практической конференции, приуроченной к 1000-летию Крещения Руси. Поляки тогда еще не были «избалованы» визитами священников из Советского Союза и проявляли к нам немалый интерес. Еще больший интерес вызывали священнослужители из СССР в Греции. В том же 1988 году в группе паломников я посетил Святой Афон. Отношение к нам нельзя объяснить только любопытством. На Афоне нас встречали как православных братьев по вере. Позже я не раз посещал Святой Афон, но то первое паломничество запомнилось на всю жизнь.

– Будучи в сане архимандрита, Вы были избраны депутатом Хмельницкого областного совета. Как складывались взаимоотношения с коллегами-депутатами?
– Христианство утверждает, что в каждом из нас есть и доброе, и худое. В первом демократически избранном областном совете Хмельнитчины были собраны люди, представляющие различные полюса политического спектра. Как представитель Церкви я старался, чтобы в каждом из моих коллег побеждало доброе начало. На сессионных заседаниях, в постоянной комиссии по гуманитарным вопросам, которую мне доверили возглавить, старался «гасить» страсти, которые то и дело вспыхивали в нашем совете. Когда над людьми, наделенными властью, довлеют страсти – последствия тяжкие. И наоборот, если человек владеет собой, его душа по своей природе стремится к Богу, к истине, к добродетелям. К счастью, таких людей с депутатским мандатом было тогда немало. Отношения с ними сложились ровные, деловые. Благодаря этому, мы смогли решить многие вопросы, касающиеся помощи инвалидам, ветеранам, одиноким престарелым людям, детям-сиротам. Особое внимание уделялось сохранению и развитию сети образовательных школ, учреждений культуры и искусства. Тогда же в нашей области начался процесс возрождения раннее закрытых и строительства новых православных храмов. Я очень благодарен подолянам, что они доверили мне в те переломные годы защищать свои интересы в главном представительном органе области. С помощью Божией старался и стараюсь оправдывать доверие людей.

– Потрясения в Церкви в 1992 году сопровождались Вашими личными проблемами. Вы были переведены в Харьковскую епархию. Это была попытка отстранить деятельного клирика от управления диоцезом?
– В Евангелии Господь говорит, чтобы мы не обольщались относительно справедливости и правды. Господь утверждает, что среди людей есть и воры, и разбойники. Вор и разбойник – это тот, кто не входит дверью во двор овчий, ибо не имеет законных оснований для этого, но перелазит инде – в ином месте. Вор приходит, чтобы украсть, убить, погубить. Нестроения в нашей Церкви, возникшие в начале 90-х годов прошлого столетия, во многом объясняются тем, что во главе ее стоял тот, кому овцы – не свои, тот, кто не радел о стаде Христовом. Нестроения, раскол, учиненные гражданином Денисенко, самочинно называющим себя «патриархом Филаретом», свидетельствуют, что и в Церкви есть недобрые пастыри – с недобрыми принципами жизни и недобрым пастырством. Недобрые пастыри – суть воры, разбойники и волки. Овцы Христовы не дороги им, они не заботятся об их душах, ибо благо мира сего – для них большее благо, чем то, что предлагает Христос. Понятно, что заставило того, кому было вверено попечение о душах, предать это доверие. Тот, кто заботится о своем личном благополучии, неограниченной власти, больших деньгах и личных амбициях, чем об исполнении своего служения, становится легкой добычей сатанинских искушений. Но как ужасны последствия этого для Церкви. Волк похищает овец, разгоняет их. Все стадо в смятении. Филарет и филаретовцы и поныне осуществляют свои коварные замыслы, например, под лживым предлогом создания единой Поместной Церкви. Тех, кого они воруют у Христа, они убивают духовно, обманщики душ – убийцы душ. Потрясения и нестроения, вызванные филаретовским расколом, коснулись практически каждого православного человека в Украине. На фоне этой всецерковной боли мои личные потрясения и переживания кажутся каплей малой.
В начале 90-х годов минувшего столетия я служил в Хмельницком, старался следовать пастырскому наставлению – «Пастырь Добрый душу Свою, жизнь Свою полагает за овцы Свои». Преодолевая сопротивления носителей атеистической идеологии, мы тогда всем миром возводили новый собор, налаживали православную жизнь в приходах епархии. Я ощущал поддержку людей, о чем свидетельствовало избрание меня депутатом облсовета. Однако я постоянно ощущал непонимание и давление со стороны тогда еще митрополита Филарета и его ближайшего окружения. Священники из Киева в тайне от «самого» говорили мне, что надо мной сгущаются тучи, что Филарет недоволен моим депутатством, что он попросту недолюбливает тех, кто «много знает», размышляет, а главное – действует не по его указке… В конце концов я и оказался в Харьковской епархии – подальше от Филарета. «И знаю Моих, и Мои знают Меня», – речет Господь. Христос знает Своих овец, несмотря на все их многие немощи. В те трудные времена я не сразу различил волков, явившихся в овечьей шкуре, каюсь, что я не узнал голос чужого. Спасла меня от отчаяния Любовь Христова. Она всех обнимает собой, о всех милосердствует и все создание Божие милует и жалеет. Все это по дару Христа, Который всем человекам хочет спастись и в познание истины прийти. Харьковский Архиерейский Собор, состоявшийся в мае 1992 года, укрепил в моей душе, как и в душах большинства православных, надежду и любовь. Христос зовет Своих овец по имени и ведет их к земным пастбищам, к цветению жизни. Пастырь Добрый питает Своих овец словом истины, таинствами, благодатью, спасением.

– Вы стали епископом в переломные времена, когда на смену старым проблемам Церкви пришли новые. В то время расколов и нестроений Вы являлись викарием Блаженнейшего Митрополита Владимира. Расскажите подробнее об этом периоде Вашей жизни и деятельности…
– Это было трудное, но интересное время. Большое видится на расстоянии. Спустя 15 лет понимаешь, насколько велики были новые проблемы, но еще большим было наше желание быстрее преодолеть их. Порой звучали самые радикальные предложения. И события могли иметь самый крутой поворот… Я благодарен Богу, что в то время мне довелось трудиться рядом с Предстоятелем нашей Церкви. У Блаженнейшего Митрополита Владимира учились мы прежде всего спокойствию и терпению. И во время сатанинских атак и хулиганских наскоков на Киево-Печерскую Лавру, ставшую с приходом Блаженнейшего Митрополита Владимира оплотом канонического Православия в Украине, мы понимали – наша сила в спокойствии и терпении. В терпении, но и в действии. Митрополит Владимир не прятался за стенами Лавры, а служил, руководил епархиями, давал архипастырские наставления, которые помогали всем нам укрепиться в правоте соборного канонического Православия. Раскольники сеяли смуту, пытаясь вызвать панические настроения, но с помощью Божьей нам удалось выстоять и спасти Церковь.
Опираясь на жизненный и духовный пример Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, мы по-христиански переносили поругания и угрозы (нам по несколько раз в день звонили, угрожали расправой), мы сохраняли спокойствие. Вспоминая теперь те наскоки и угрозы раскольников, убеждаюсь в правильности действий и поступков защитников канонического Православия.

– С какими трудностями связано служение в Подольском крае? Какие перемены произошли за последнее десятилетие?
– Подолье – красота Украины, – так говорят о нашем благодатном крае. Подольская земля подарила Отечеству и миру плеяду подвижников Веры Христовой, которые в разные исторические эпохи явили яркие примеры непоколебимой веры, богословской мудрости, миссионерского и патриотического служения. Недавно совместно с Хмельницким институтом имени Блаженнейшего Митрополита Владимира мы организовали и провели круглый стол «Светочи Православия земли Подольской: имена, события, факты». В докладах и выступлениях его участников звучали имена новомучеников и исповедников – святого Амвросия Полянского, протодиакона Климента Кучаровского, священника Григория Сильвеструка. Приняв мученичество, они прославили Господа не только своей жизнью, но и смертью своей и по праву являются примером для всех нас, живущих сегодня.
Современной особенностью нашего края является то, что Хмельнитчина стала своеобразным рубежом на пути инославия, раскольников и тоталитарных деструктивных сект. Униаты, «Киевский патриархат», различные сектантские группировки пытаются подорвать устои праотеческой православной веры, особенно среди молодежи. Мы противостоим этому совершенствованием церковной жизни, активной работай с молодежью, студентами и школьниками. Главный акцент делаем на христианском воспитании в семье.
Хмельнитчина и впредь будет оставаться надежным форпостом Православия. В этом красноречиво убеждает факт роста количества наших православных приходов.

– Владыка, наверное, Вам ничто человеческое не чуждо. У Вас есть хобби или любимое занятие?
– Мне приходится сожалеть, что в сутках всего лишь 24 часа. Из-за хронической нехватки времени говорить о хобби не приходится. Однако приверженность к некоторым своим увлечениям сохраняю многие годы. С молодых лет «питаю слабость» к афористике. Собираю афоризмы – золотые изречения. Началось это с Псалтири, многие строки которой давно стали пословицами, поговорками. Немало таких жемчужин оставили нам и отцы Церкви, философы, мастера слова. Какой глубокий смысл вложен, например, в небольшие крылатые фразы странствующего философа и поэта Григория Сковороды: «Мир ловил меня, да не поймал», «Как то посеешь в юности, так и пожнешь в старости». Глубокий смысл заложен в словах «Лучше слышать возражения мудрых, нежели поддакивания глупцов». Назидательно звучит афоризм украинского писателя Ивана Котляревского: «Морем в бурю ездить скользко, никто лодки не подкует». «Сагу о Форсайтах» и другую литературную классику перечитал по несколько раз. Люблю классическую музыку, любимые композиторы – Николай Лысенко, Петр Чайковский, Сергей Рахманинов. Давно увлечен народной песней. Кстати, у нас в кафедральном соборе прекрасный хор, которым руководит регент Людмила Иванишина. В его репертуаре – и духовные песнопения, и народные песни. Музыка и хорошая песня способны врачевать душу.

– В Православной Церкви бытует мнение, что периоды гонений на Церковь являются благоприятными временами, в которые укрепляется христианская вера, испытаниями закаляется дух православных…
– Слово «благоприятное» в данном контексте выглядит несколько противоестественно. Христиан убивали и принуждали к отступничеству с появлением Веры Христовой и по причинам, которые, с точки зрения палачей, не были только религиозными. Римляне умерщвляли первых христиан потому, что считали их врагами императора. Советские гонители Церкви, сталинские сатрапы убивали священнослужителей и верующих, преследуя свои политические цели. Мы, православные, должны помнить, что Голгофа – самое великое поражение в истории и одновременно – самая великая победа. Это трудно понять тем, кто воспринимает историю всего лишь как череду событий и не видит в ней Божественной мудрости, управляющей миром. Вспомним ночь учеников Христовых в тяжкое время Его страданий. Всем ученикам Христовым дано познать ту ночь. Святой Патриарх Тихон, предавший анафеме богоборческую власть, пророчески сказал, что после его кончины ночь будет долгой – ночь перехода Церкви через смерть. Но всесильная десница Божия присутствует и здесь. Та ночь стала временем смысла и духа. Вопреки дьявольским изуверствам и гонениям православные христиане укреплялись в вере и верили, что Крестом Христовым и нашим нам принадлежит вечная пасхальная радость.

– Всем известно Ваше тяготение к богословским наукам. Как Вам удавалось всю жизнь совмещать активную пастырскую деятельность с научной?
– Когда я учился в Московской духовной академии, мне посчастливилось слушать лекции выдающихся богословов современности – профессоров Осипова и Скурата. Это не только известные ученые, но и глубоко содержательные в духовном смысле люди. Со временем и у меня возник интерес к богословской науке. Я убежден, что каждый архиерей должен испытать себя на богословском поприще. Проповеди, наставления, поучения, обращения к пастве – все это требует от архиерея постоянно совершенствовать и углублять свои знания. Не скрою – огромная занятость, связанная с управлением епархией, мягко говоря, не благоприятствует научной работе. Приходится построже спрашивать с себя и находить время. Результатом такого поиска и стала защита мною в 1998 году на кафедре пастырского богословия Киевской духовной академии диссертации «Димитрий Ростовский и его пастырство». Эта монография в 1999 году вышла отдельным изданием. Я глубоко благодарен всем, кто откликнулся на выход в свет этой книги.

– Современные богословы говорят о секуляризации современного общества, его духовном обнищании. Назовите главные движущие силы, благодаря которым, по Вашему мнению, станет возможным возрождение духовных традиций нашего народа.
– Секуляризация – в переводе с латыни «мирское», «светское». В современном понимании секуляризация – это «освобождение» общественного и индивидуального сознания от влияния религии. Что несет такое «освобождение»? Под красочной вывеской прогресса, толерантности, общества потребления в странах Запада уже давно произошла подмена ценностей. Традиционные нормы морали и этики представляются немодными, ненужными, скучными, а зло – привлекательным и современным. О духовном обнищании, антихристианской глобализации свидетельствует тот факт, что Европейский Союз практически отрекся от Заповедей Христовых, даже не упомянув в своей Конституции о христианских корнях западной цивилизации.
Сатанизм и зло не знают границ. К сожалению, и в Украине ныне звучат голоса, подвергающие насмешкам нравственность, оправдывающие аборты – убийства детей, вместо крепкой семьи пропагандируется «свободная любовь». Под лозунгом прогресса нас зовут бежать вслед за Европой, а значит, отходить от христианской морали. Мыслитель Иван Аксаков более ста лет назад пророчески изрек: «Прогресс, отрицающий Бога и Христа, становится регрессом, цивилизация завершается одичанием. Совлекши с себя образ Божий, человек совлечет и человеческий, и возревнует о зверином».
Вот почему сегодня все больше и больше взоров устремляются к Православию как к единственному ковчегу спасения. Главной движущей силой противостояния злу и бездуховности становится наш православный народ. Историк Николай Карамзин точно и верно отмечал: «Дух народный составляет нравственное могущество государств, подобно физическому, нужное для их твердости. Сей дух и вера спасают…». Наша сила – в верности православным традициям своих предков. Задача Церкви – пробудить в соотечественниках понимание того, что духовное обнищание есть смертельная опасность для всех нас. И это понимание должно объединить всех верующих в лоно Православной Церкви на основе истины, данной нам Господом нашим Иисусом Христом, в любви к ближнему и доброделании.

– 60 лет – значительный жизненный этап. Какие события Вашей жизни Вы бы назвали самыми важными?
– Эта дата говорит, прежде всего, о шестидесяти годах на пути к обретению духовной силы. И не нужно думать, что на этом пути меня сопровождали только успехи и победы. Бывали и трудности, и неудачи. У каждого свой крест. Святые и те оступались. Преподобный Силуан однажды воскликнул: «Господи, есть ты или нет? Ты неумолим!». Но не будь таких светильников Веры и любви к Богу, как преподобный Силуан, как святой Антоний Киево-Печерский, чьим именем я был наречен при принятии монашества, и многих других подвижников благочестия, мир бы давно рухнул. Вот почему своей самой важной жизненной вехой я считаю принятие 10 апреля 1979 года монашества. И благодарю Господа, что сподобил на этот важный и ответственный шаг.

– Что бы Вы пожелали новым поколениям пастырей и богословов?
– Ситуация, складывающаяся в Украине, требует от всех нас, пастырей и богословов, поистине миссионерского служения. Православная духовность – это иммунная система общества и государства. Только вера придает смысл жизни каждого человека и общества в целом. Сегодня эта иммунная система разрушается оккультистами, неосектантами, раскольниками, недальновидными политиками вкупе с отдельными безответственными государственными чиновниками. Священнослужителей канонической соборной Церкви народ называет врачевателями душ, и наш долг – не допустить духовного СПИДа. Наша Украинская Православная Церковь призвана укрепить православный мировоззренческий фундамент украинского общества и государства.
В последние годы духовенство УПЦ пополнилось большим числом молодых выпускников духовных школ. За минувшие десятилетия только в нашу епархию пришло 156 молодых священников. У них есть знания, есть желание служить Богу и людям, но недостает духовного опыта и той закалки, которую старшие поколения пастырей получили в годы тоталитарного государственного атеизма. Мое пожелание молодым – не уставайте на сложном и ответственном пути пастырства. И главное – не будьте равнодушными. Из-за равнодушия попускается торжество зла, как это и происходит сегодня. Некоторые люди еще не знают по-настоящему добра, но их неравнодушная душа не может мириться со злом. И Господь не оставляет такого человека.

Прес-служба Хмельницької єпархії