Председатель Киевского религиозно-философского общества протоиерей Николай Макар: «Без духовности все научное стает мертвым»
Председатель Киевского религиозно-философского общества протоиерей Николай Макар: «Без духовности все научное стает мертвым»
– Отец Николай, чем сегодня живет Киевское религиозно-философское общество?
– Киевское религиозно-философское общество было возрождено три года назад, тогда же я был избран председателем. Наше общество живет вопросами сегодняшнего дня, проблемами современного мира, отсюда и наши задачи – возрождение духовной жизни, православных традиций, налаживание богословского диалога с творческой и научной элитой. Многочисленные конференции, семинары и форумы, к проведению которых мы прилагаем усилия, способствуют значительному прогрессу в вопросе взаимодействия представителей церковной и светской научной мысли. О перспективах такого диалога говорит тот энтузиазм, который проявляют люди науки во всех проектах Киевского религиозно-философского общества. Широкая география наших форумов свидетельствует о повсеместном распространении данных тенденций. Мы проводим свои конференции и в стенах Киевской духовной академии, и в Институте философии Академии наук Украины, и в Доме ученых, в Киево-Могилянской академии. Нужно отметить, что общество занимается также издательской деятельностью, ежегодно выходит богословский сборник «Христианская мысль», благодаря которому каждый желающий может следить за развитием современной богословской и философской мысли. Также у нас функционирует сайт.
Творческим стержнем нашего общества являются светские и церковные ученые. Кроме этого есть своеобразное аккумулирующее ядро людей, занимающихся организацией и проведением семинаров и конференций.
– Конференция – это, своего рода, итог проделанной за год работы. Расскажите о рутинных трудах членов вашего общества.
– Работа наша в основном кабинетная, так как подготовка к конференции проходит именно в кабинетах, библиотеках и архивах. К рутинной работе можно отнести многочисленные семинары, которые проводятся в разных местах Украины. Они бывают открытые и закрытые, в зависимости от вопросов, которые на них обсуждаются. Но, где бы мы ни были, какие трудности ни приходилось бы нам преодолевать, мы неизменно видим себя в центре научной жизни Украинской Православной Церкви, среди людей, и прежде всего в среде интеллигенции. Наша рабочая рутина заключается в дискуссиях, в постоянном поиске диалога с современным миром. Это и есть главная забота нашего общества и его основная работа, которая сама по себе разнообразна и интересна, потому как современность ставит много всевозможных вопросов, которые надо решать. Конечно, их невозможно решить быстро, но постепенно, прилагая терпение и труд, я уверен, нам это удастся.
– Наверное, каждого ученого в определенном смысле можно назвать человеком не от мира сего. Люди науки живут в своем маленьком мире, в который зачастую никого не впускают. Поэтому, достоверно, воцерковление научной элиты еще более сложная задача…
– К сожалению, должен констатировать тот факт, что наше светское общество настолько отдалилось от веры и религии, что вообще интеллигенция держится нерелигиозных взглядов на основы жизни, поэтому пробиться к их сознанию очень сложно. Однако есть и положительные тенденции. Многие представители научной и творческой интеллигенции, которые были совершенно далеки от Церкви, начинают все больше и больше интересоваться верой, теми взглядами, которые приближают человека к Богу. И мы, соответственно, на этом пути используем все наше наследие, которое по своему составу очень богато и разнообразно.
Да, в каком-то смысле люди науки не от мира сего, вместе с этим – это люди чуткие, восприимчивые к аргументированным, разумным доводам, способные понять истину и посвятить ей всего себя. Но, справедливости ради, должен отметить, что о значительном прогрессе в этом вопросе говорить пока рано. Мы можем назвать сегодняшний этап начальным, так как это только поиски диалога. Вся наша работа впереди, потому как материалистическое наследие прошлого века очень сложное и преодолеть его не просто, потому как люди были воспитаны на нерелигиозной философии и, естественно, далеки от богословия. Но надо констатировать и тот факт, что многие, вследствие отсутствия атеистической пропаганды, уже активно исследуют различные религиозные аспекты. Их сознание меняется и с каждым годом интерес к религиозным ответам все больше и больше захватывает современный мир. Дискуссии переходят в ракурс разговора не внерелигиозного, а околорелигиозного круга.
– Святые отцы говорили, что богослов, который не живет тем, о чем проповедует, уподобляется тигру без зубов. Не менее важной задачей современного богословия является актуализация практики духовной жизни…
– Да, это важная задача многих периодов в истории Церкви и социума. Киевское религиозно-философское общество ставит перед собой конкретную цель – быть православным христианином, не только знать православное учение, но и жить по заповедям Христовым. В нашем обществе работают как священнослужители, так и глубоко религиозные представители светской науки. Мы не богословствуем исключительно ради научных целей и всячески пытаемся укоренять в сознании людей, что богословие неотделимо от практики духовного делания. На данной конференции активно обсуждался этот вопрос. Нам приятно, что и аудитория, и докладчики выразили согласие в том, что все, о чем мы говорим, должно находить проявление в нашей жизни. По сути, это наше кредо. В исследовании святоотеческого наследия, которое мы должны использовать не только в своих знаниях, но и в жизни, в своей деятельности, в своем всестороннем бытии, важное место занимает возрождение практики духовной жизни. Этим мы и отличаемся от других подобных обществ, которые также рассматривают философские и богословские вопросы. Мы же, прежде всего, ставим конкретную задачу – быть православным христианином не по имени, а по жизни.
– Уже много лет Вы несете послушание проректора Киевских духовных академии и семинарии. Студенты духовных школ также принимали участие в конференции. Какие Вы видите перспективы для нового поколения богословов?
– Наше время очень отличается от грядущего столетия. Это время, которое дает многие перспективы разнообразного развития. Естественно, человек, уже пребывая вне постоянной доктрины, пропаганды или иного явления, может выбирать, знакомиться с разными сторонами, явлениями жизни человека. И это очень хорошо, так как в такой среде можно и надо проповедовать. Хочу сказать, что вот это время, давшее нам такую возможность рождает все больше и больше молодых людей, которые не просто интересуются, а ищут ответ на конкретный вопрос. Видя это, я радуюсь, и мне еще больше хочется работать на поприще возрождения всего святого и духовного в нашем обществе. Перспективы у следующих поколений колоссальные, новые кадры растут и требуют от нас еще большей интенсивности работы. Я надеюсь, что с такими людьми в будущем времени мы осуществим самые грандиозные проекты. Хочется им пожелать успеха.
– По благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира Вам определено в ближайшее время окормлять православные приходы Западной Европы. Насколько существенно отличается приходская деятельность в Европе от отечественной?
– Естественно, что чем-то отличаются обстоятельства жизни, но по существу пастырские задачи и у нас, и за рубежом одинаковы. Мир один, и он требует работы по существу. Сегодняшний мир определился в духовном плане, и Слава Богу, что есть ясность в вопросе веры. Есть мир с Богом, и есть мир без Бога. Конечно, для того чтобы проповедовать в таком мире, и особенно в Западном, есть свои особенности и трудности, связанные с ментальностью, образом жизни и мысли западного человека.
Главными приоритетами моей деятельности остаются пастырство и научная работа. Без заботы о пасомых и без постоянной научной работы, углубления познаний, немыслимо никакое служение Церкви, а тем более в диаспоре, которая имеет вдвойне, а то и в тройне более сложные вопросы, чем в Украине. Это все требует активной работы во всех отношениях, а в особенности в духовном аспекте. Так как без духовности все научное стает мертвым. Главное начало – духовное, которое и определяет всю научную работу в Церкви. Думаю, что сейчас, благодаря тому, что мир заставляет нас обращаться к такой работе, это великое благо.
В Европе у меня запланировано много научных проектов, различных встреч. Несколько лет я участвую в патрологическом конгрессе, который проводит Католическая Церковь раз в два года в разных странах Европы. Есть и чисто православные форумы. В общей сложности, работы очень много.
– Поделитесь планами Киевского религиозно-философского общества.
– Вся наша работа состоит в поиске, мы не работаем с какими-то конкретными планами, у нас все находится в стадии активного поиска. Естественно, что все живое – меняющееся, поэтому мы ничего не планируем, кроме того, что мы ставим перед собой конкретную цель. Тот или иной момент мы рассматриваем в контексте сегодняшнего дня, который и определяет, что мы будем делать в ближайшее время. Слава Богу, что интенсивность современного мира положительная, она рождает интересные идеи, которые мы рассматриваем на наших семинарах. На конференции мы обсуждаем более глобальные проблемы только в контексте сегодняшнего дня.
– Как Вам удается совмещать активную научную деятельность, которая требует много усилий и времени с пастырством?
– Пастырство, к которому меня призвал Господь, является смыслом моей жизни. Посылая своих учеников на проповедь, Спаситель сказал: «Идите и научите все народы…» Поэтому я глубоко уверен, что пастырство и научная, просветительская деятельность тесно связаны друг с другом. Наше время требует очень большого внимания к вопрошающему ответа. Проповедь в современном обществе должна быть идентичной проповеди, которая велась среди языческого мира членами первохристианской Церкви. Современный человек ничем не отличается от представителя древнего языческого общества. И это находит свое отражение на всех уровнях жизни и деятельности человека. Для каждого священника должно быть самым ценным и радостным то, что человек пришел в храм, это поистине чудо. Наше общество в отношении к религиозным явлениям стоит на очень низком уровне. И прямая обязанность каждого пастыря выслушать и дать совет, который бы действительно помог в жизни. Наш ответ секулярному миру должен быть исчерпывающим, неоспоримым. То, насколько близко современный человек воспринимает проповедь священника, является критерием соответствия духу Церкви для каждого пастыря. Если мое слово человек не слышит и не воспринимает, значит, мне надо что-то менять, исправлять в себе. Я благодарен Богу за малейшее, что я могу сказать человеку, я уверен, что Божия благодать в этот момент этому человеку помогает и проповедь наша будет успешной.
Беседовал Андрей Коваль