Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

21.08. 2006. ОДЕССА. Блаженнейший Митрополит Владимир совершил архиерейскую хиротонию архимандрита Алексия во епископа Белгород-Днестровского

В этом году праздник Преображение Господне православные одесситы ждали с особым чувством. Всем горожанам было известно, что в этот знаменательный день постановлением Священного Синода Украинской Православной Церкви наместнику Свято-Успенского Одесского мужского монастыря архимандриту Алексию решено быть епископом Белгород-Днестровским, викарием Одесской епархии. Напомним, что последняя архиерейская хиротония в Одессе состоялась в много лет назад – в 1988 году.
Сотни одесситов пришли вечером 18 августа в канун празднования Преображения Господня в Свято-Успенский Одесский кафедральный собор, чтобы приветствовать Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всей Украины, прибывшего в наш город для участия в торжествах по случаю архиерейской хиротонии. Предстоятель Украинской Православной Церкви возглавил праздничное Всенощное бдение, ему сослужали 12 архиеереев из Украины, Казахстана и Молдовы, духовенство Одесской епархии.
По завершении богослужения состоялось наречение наместника Свято-Успенского Одесского мужского монастыря архимандрита Алексия во епископа Белгород-Днестровского, викария Одесской епархии. При наречении во епископа архимандрит Алексей сказал:
«Ваше Блаженство! Преосвященные архипастыри!
Со смятенным сердцем предстою я Вашему Освященному собору в священнейший и знаменательнейший час моей жизни, когда изволением Премудрого и Преблагого, но неведомого для земнородных Промысла Божия, мне вручается жребий высочайшего служения на земле — служения апостольского, и я восхожу на епископскую кафедру, которую святитель Григорий Богослов называл завидной и опасной высотой (Св. Григорий Богослов. Слово 42-е).
Со смущением внимаю призванию моему, со страхом принимаю жребий сего служения, ибо не вижу и не знаю в себе ни знания достаточного, ни опыта, ни разумения, ни сил духовных ибо » я молод» (Иер.1.7) и первое, что могу сказать о себе: «Кто есмь аз, Господи мой, Господи… яко возлюбил мя еси, даже до сих» (2 Цар.7,18).
Но по званию христианина, по званию инока, не дерзаю входить в обсуждение судеб небесных; в сознании своей немощи смиренно предаю себя в водительство Божие и молитвенно уповаю, что Господь, сказавший своим ученикам «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод (Ин.15,16), подаст и мне Свою «Божественную благодать немощная врачующая и оскудевающая восполняющая».
С глубоким страхом и сознанием своего недостоинства вспоминаю слова пастырских посланий святого апостола Павла, определяющих нравственное лицо епископа и характер епископского служения: «Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель…. держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силён и наставлять в здравом учении» (Тит.1,7). «Защитник истины (епископ) должен стоять с ангелами; славословить с архангелами; возносить жертвы на горний жертвенник; священнодействовать со Христом; воссозидать создание; восстановлять образ Божий; творить для горнего мира…» (Св. Григорий Богослов. Слово 3-е).
Но смогу ли я своё служение Церкви Божией назвать добрым, стяжал ли дерзновение к Богу, могу ли почитать себя Божиим домостроителем, заслужено ли снискал себе степень добрую епископского служения? «Служивши добре степень себе добрую снискают и многое дерзновение в вере» (1.Тим.3,13)
Когда в ответ на эти вопросы вспоминаешь свою жизнь и глубоко задумываешся над ней, то видишь более телесного чем духовного: «ввергох злато во огонь, и излияся телец» (Исх. 32, 24).
Смогу ли я похвалиться глубоким знанием «истинного слова», «согласно с учением Христовым», настолько, чтобы это знание даровало силы не только исполнять основы «истинного слова», но и наставлять других в «здравом учении», что является первой обязанностью каждого епископа?
Но «…. сила в немощи совершается!» Отрадой в моих сомнениях являются слова Христа Спасителя нашего: «Аще кто хощет волю Божию творити, разумеет о учении» (Ин.7,17). С глубоким смирением и послушанием принимаю своё избрание на епископское служение, как волю Божию и твёрдо верю в то, что вседетельная благодать Святого Духа коснётся меня через возложение ваших святительских рук и укрепит на дальнейшее столь высокое и ответственное служение.
Большим утешением для меня является то, что на эту высоту епископского служения я был призван из дорогой моему сердцу Свято-Успенской Патриаршей обители, с которой тесно связана вся моя жизнь. Здесь состоялось моё пострижение в монашество, прошли первые шаги моего монашеского искуса, «вся вменяющаго во уметы, да Христа приобрящу».
Здесь вдали от горделивых и любопытных людских взоров под мудрым руководством моего аввы, Высокопреосвященнейшего Агафангела, Митропоплита Одесского и Измаильского, я, подобно пророку Илие, насыщался от сладостной трапезы его бесед и наставлений, исполненных глубокой мудрости, огромного опыта и духовной настроенности, всегда любвеобильного и благостного, много добрых семян посеявшего в мою душу. Под его мудрое и надежное руководство Всеблагий промысел поставил меня еще тогда, когда я из мира всей душой устремился на путь святого иночества. Владыка любящей и твердой рукой безбедно провел меня к самому жертвеннику священных обетов, возводил меня от таинства к таинству, как бы по огненным, освящающим ступеням, чтобы поставить меня ныне на высоту святительского служения.
И, наконец, здесь — в обители Успения Божей Матери — судил мне Господь в течение семи лет нести высокое и почётное послушание наместника монастыря. За этот прекрасный и содержательный отрезок моей жизни, много получено духовного утешения и неведомых для мира радостей — радостей понятных только инокам. « Коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл еси боящимся Тебе» (Пс.30)
Особую благодарность и низкий поклон приношу Предстоятелю Украинской Православной Церкви, Его Блаженству, Блаженнейшему Владимиру, Митрополиту Киевскому и всея Украины, которого промысел Божий в самые тяжелейшие годы существования нашей церкви поставил во главе православной паствы. Здесь во всей полноте раскрылись его пастырские дарования, и он стал подлинно Отцом и мудрым Кормчим для пастырей и архипастырей, своим словом и примером назидая и руководствуя всех нас. Он не только смог пронести непогасшим светильник Церкви, но произволением Божиим, озарил его ярким пламенем. Он сохранил преемственность иерархии, чистоту веры, неприкосновенность священных канонов. Обаяние его светлой личности не ограничено церковными пределами, но давно перешагнуло их и стало достоянием всего народа Украины.
Особенно дорого для меня и то, что мое служение Церкви Божией будет проходить в пределах Одесской митрополии, где трудами и заботами великих и прославленных святителей и новомученников Церкви Христовой на юге нашего Отечества созидалась, росла и крепла духовная мощь нашего народа. Здесь нетленно почивают мощи апостола Андрея Первозванного, священномученника Григория V, Патриарха Константинопольского, святителя Иннокентия, архиепископа Одесского, преподобных Гавриила Афонского, Кукши Одесского и праведного Ионы, священномученников митрополита Анатолия, архиепископов Онуфрия и Прокопия Одесских. Все они, изливая вокруг себя благоухание святыни, простирают свое благословение на тех, кто является продолжателями их молитвенного подвига и стояния в Православной вере.
Дорого и то, что «хиротония архиерейския благодати» будет совершена в этом величественном соборе, сердцем которого является чудный Касперовский образ Божьей Матери, со студенческих лет почитаемый мною. Перед ним я неоднократно с умилением и духовным наслаждением преклонял свои колена в дни пастырского служения в городе Одессе. И это тоже свидетельствует о том, что не отринет меня «мира холодного Заступница теплая» Пресвятая Владычица наша Богородица.
Свято верю и в то, что в этот священный для меня день осенит меня духом своего благословения и преподобный Сергий — игумен Радонежский, со дня моего рождения ограждавший меня своею благодатной помощью от бурь и волн житейского моря и на ранней заре моей жизни укрывший меня в благодатной пристани боголюбезного и благословенного иночества. Уповаю и на то, что не отступит от меня и святитель Христов Алексий, присный друг преподобного Сергия и мой небесный покровитель, указуя примером своей жизни, «како подобает в дому Божии жити» (1Тим.3,15).
К вам же, святители Божие «ныне преклоняю колена сердца моего умоляя о благости»(1 Езд. 36. 22.) я обращаюсь с усердной мольбой: когда Господь удостоит меня через возложение ваших рук полноты благодати архиерейской, вознесите ваши усердные молитвы, чтобы «Архиерей великий, прошедший небеса» (Евр. 4, 14), не лишил бы меня Своей милости, возгревайте мой слабый ум вашими мудрыми советами и наставлениями, чтобы я был достоин этой великой благодати и до конца дней моих сохранил ее целу и невредиму.
«Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися» (Пс.69,2). Аминь».
На следующий день – 19 августа в праздник Преображения Господня — во время Божественной Литургии состоялась архиерейская хиротония архимандрита Алексия во епископа Белгород-Днестровского. После окончания богослужения Блаженнейший Митрополит Владимир обратился к новопоставленному епископу Алексию с напутственным словом при вручении ему архиерейского жезла:
«Преосвященный епископ Алексий, возлюбленный во Христе брат!
Ныне силою и действием Святого и Животворящего Духа, при возложении наших рук, ты взошел на высшую ступень иерархического служения в Церкви Христовой. Приветствуем тебя с принятием благодати архиерейства. Вместе со словами поздравления прими от нас также и слова поучения о высоте и ответственности епископского служения, к чему обязывает нас древняя церковная традиция.
Основатель Церкви Господь наш Иисус Христос учредил в ней три степени священства — диаконскую, пресвитерскую и епископскую. Несмотря на различие обязанностей трехступенчатой иерархии — ее объединяет одно — забота о спасении народа Божия. Наибольшая ответственность в этой миссии возложена на епископа. Он отвечает за всю полноту Церкви, почему и получает в Таинстве архиерейской хиротонии полноту благодати Божией. От того, как он исполнит свои обязанности, зависит и его личное спасение.
Епископ должен не только наблюдать за врученной ему паствой, но и подавать ей добрый пример для подражания. Слова святого апостола Павла, отчеканенные на иерейском кресте «… будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте»(1Тим. 4,12), прежде всего, относятся к епископу. Господь дает епископу власть в Церкви, а власть — это большая ответственность и ею нужно умело пользоваться. Неправильное употребление её может принести много беды и для паствы и для самого епископа. Об этом свидетельствует история Церкви.
Чтобы умело пользоваться этим даром Божиим, необходимо постоянно трудиться над устроением своей внутренней духовной жизни. Епископ обязан прежде всего научиться смирению, терпению и послушанию. Не случайно святой апостол Петр напоминает: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»(1 Петр. 5,5). Смирение и послушание воле Божией дают возможность каждому верующему, и в особенности епископу достигать вершин добродетельной жизни. Епископ, занимающий высокое положение в Церкви, должен всегда об этом помнить сам и учить этому свою паству. Свое служение он обязан совершать с любовью ко всем, без различия национальности, возраста, состояния или положения в обществе. Где нет любви, там нет спасения. Гордыня, превозношение несовместимы с высоким саном епископа. Святой апостол Петр дает нам назидание: «…пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и благоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1Петр. 5,3). Господствовать над стадом Божиим означает пользоваться властью, не имеющей основания в любви.
Преосвященный епископ Алексий! Сегодня совершилась твоя Пятидесятница и ты стал одним из самых молодых епископов нашей Церкви. Твой жизненный путь сравнительно невелик, тебе предстоит еще много всего пережить и многому научиться. И сегодняшнее событие — это своеобразный жизненный рубеж, за которым ты по-новому должен оценить твое место в Церкви и служение в ней. Тебе надлежит быть более требовательным к себе и более милостивым к другим. Промыслительно, что твоя архиерейская хиротония состоялась в праздник Преображения Господня, который призывает к преображению наших душ.
Ты рукоположен во епископа Белгород-Днестровского, викария Одесской епархии. До сих пор твое служение проходило в Одесском Свято-Успенском монастыре и Одесской Духовной Семинарии. Отныне ты стал ближайшим помощником твоего духовного отца и наставника Высокопреосвященнейшего митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, и круг твоих обязанностей еще более увеличился. Верим, что под его мудрым руководством ты будешь достойно и успешно совершать свое епископское служение. В единстве с собратьями в епископстве храни чистоту Святой Православной веры, строго соблюдая святые каноны и церковные установления, укрепляй единство нашей Святой Церкви. Пусть будут тебе примером в этом подвижники Одесской земли — святители Иннокентий Херсонский, Анатолий (Грисюк), преподобный Кукша и другие. Божия Матерь, прославившаяся в Касперовском чудотворном образе, да будет твоей всегдашней Заступницей и Предстательницей.
А сейчас прими этот жезл, как символ епископского достоинства и преподай свое первое архиерейское благословение народу Божию, который молился о тебе во время хиротонии».
Выступивший затем митрополит Агафангел поблагодарил Митрополита Киевского и всея Украины Владимира за его неустанные труды на благо Украинской Православной Церкви, напомнив собравшимся о том, что «…на протяжении 15 лет Вы – наш дорогой святитель и отец – утверждаете веру и благочестие в наших сердцах, ведете народ Божий ко спасению. Ваша горячая молитва зажигает наши сердца, делая их чище и светлее.
Вы созидаете духовные основы украинского общества в его нелегком становлении, неся мир и любовь, радость и покой всем страждущим и обремененным. Вы – печальник украинской земли, Вы – ходатай за сынов и дочерей украинского народа, Вы – патриот и гражданин Украины.
Нам – архипастырям – легко трудиться под Вашим святительским омофором. Когда Вы возглавили Украинскую Православную Церковь в ней было только 18 архиереев. Ныне их 40. Это – яркое свидетельство роста и авторитета украинского Православия. Это – Ваша заслуга, наш дорогой первосвятитель. Мы склоняем перед Вами свои головы, принося сыновнее благодарение за Вашу заботу и внимание ко всем нам.
Сегодня ликует Одесса, радуются все православные люди нашего богохранимого града. Вы – Ваше Блаженство – еще раз показали нам пример горячей молитвы, поставив сегодня за Божественной Литургией архимандрита Алексия во епископа Белгород – Днестровского. И мы, как Ваши верные сыновья, всегда будем молиться о Вас Господу нашему Иисусу Христу, Его Пречистой Матери. Пусть и наша нынешняя молитва перед чудотворным Касперовским образом Божией Матери даст Вам силы на Ваше дальнейшее первосвятительское служение на благо Святой Православной Церкви, на благо народа Украины».
В тот же день в Андреевском зале Спасо-Преображенского Одесского кафедрального собора состоялся торжественный прием по случаю прибытия в наш город Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Владимира и поставления архимандрита Алексия во епископа Белгород-Днестровского.
Выступая с приветственным словом по случаю прибытия в Одессу высокого гостя, мэр города Эдуард Гурвиц подчеркнул, что этот визит совпал с двумя знаковыми датами — со 198-й годовщиной со дня закладки этого собора и 70-летием его разрушения богоборцами «…казалось, что зло победило, но ныне мы видим, что справедливость торжествует, возрождается красавец-собор. Так и должно быть, ложь и ненависть, тоталитаризм и беззаконие уходят в прошлое, а добро и истина побеждают. И в этом возрождении духовности Вы, уважаемый Митрополит Владимир, принимаете самое деятельное участие.
Позвольте мне за Ваши труды в этой сфере вручить почетный знак Одесского городского головы им. Г. Маразли 1-й степени».
В своем ответном слове Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины тепло поблагодарил руководство города за столь высокую оценку его трудов. «Я принимаю эту награду не как свою личную, а как оценку деятельности всего Украинского Православия.
Одесса – всегда в моем сердце. Здесь я провел многие годы, запомнившееся затем на всю жизнь. Здесь состоялся мой монашеский постриг, здесь было принято решение о моем возведении в сан епископа. Не по наслышке знаю, что одесситы могут по-настоящему молиться и трудиться».
За заслуги перед Украинской Православной Церковью Митрополит Владимир вручил мэру Одессы орден преподобного Нестора Летописца 1-й степени.