Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

02.06.2006. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Памятник Святой Великомученице Екатерине не дает покоя некоторым «деятелям» города

В середине апреля этого года в одном из цехов Днепровского машиностроительного завода завершили отливку скульптуры Святой великомученицы Екатерины. Она создана по инициативе тогдашнего губернатора Юрия Еханурова. Бронзовое изваяние высотой в три метра и весом в три с половиной тонны планируют установить на епархиальной площади в честь святой покровительницы города, чьим именем, как считает часть местных историков, он и был назван.
Другие исследователи края, общественные деятели полагают, что тут не обошлось без возвеличивания императрицы Екатерины Второй. «Речь идет, —заявил представитель партии «Народный рух Украины» Евгений Шульга, — о замаскированной попытке поставить памятник душительнице украинского казачества». Вторит ему и председатель днепропетровской организации «НУ» Андрей Денисенко: «Если будут и дальше настаивать на идее воздвигнуть этот памятник, то мы предлагаем заодно поставить и памятник Чингисхану от «благодарного» украинского и других народов, оказавшихся в ярме у Золотой Орды».
Редакция газеты «Наше місто» в числе прочих адресатов, среди которых Президент, Премьер-министр Украины, председатель Днепропетровской облгосадминистрации, получила письменное обращение от группы местных общественных деятелей, где они выражают резкий протест по поводу возможной установки скульптуры и расценивают это стремление как происки промосковских антиукраинских сил, препятствие для возрождения украинской духовности и культуры.
С такой постановкой вопроса в корне не согласен митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней. «Наш город назван в честь Святой великомученицы Екатерины, — утверждает он. — Она родилась в Александрии египетской, была дочерью местного правителя, отличалась необыкновенной красотой, ученостью и мудростью. Многие юноши из самых именитых семейств империи искали руки прекрасной Екатерины, но ни один из них не стал ее избранником. Она объявила родителям, что согласна выйти замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости. Мать Екатерины, тайная христианка, повела ее за советом к святому старцу, который открыл ей познание образа Небесного Жениха. Екатерина долго молилась и сподобилась во сне увидеть Божью Матерь с Богомладенцем на руках. После такого видения Екатерина приняла таинство крещения. Старец утвердил ее в вере Христовой, заповедал хранить чистоту и целомудрие и пребывать в молитве. Однажды после совершения усердной молитвы Екатерина во сне снова удостоилась видеть Матерь Божью с младенцем Иисусом на руках. Богомладенец смотрел на нее ласково и дал ей перстень, обручив ее Себе. Когда видение закончилось, Екатерина, пробудившись от сна, увидела на руке своей светящееся кольцо — дивный дар Небесного Жениха. Она была счастливой, посвятив свою жизнь Богу, в руках которого дыхание и жизнь. В это время в Александрию на языческие торжества прибыл сам император Максимин. В жертву идолам приносились животные, и даже люди. На смерть в огне обрекались исповедники Христа. Святая Екатерина, сострадая мученикам, решила сама пойти к императору. Красота девушки пленила правителя. Чтобы убедить ее и показать превосходство языческой мудрости, он пригласил 50 ученейших мужей. Однако Екатерина взяла верх над мудрецами, все они уверовали во Христа и приняли мученическую смерть. Обещания богатства и славы также не прельстили святую. Разгневанный Максимин подверг Екатерину жестоким мучениям, ее, обнаженную, били воловьими жилами. Израненную бросили в темницу, где к утру она становится совершенно здоровой, нова Екатерина предстала перед судом, где под угрозой колесования предложили ей отречься от Христа. Святая непоколебимо исповедала Христа и сама подошла к колесам, и они разлетелись на куски, перебив многих язычников. Увидев это чудо, императрица Августа и царедворец Порфирий с 200 воинами открыто исповедали свою веру во Христа и были обезглавлены. Император Максимин снова попытался прельстить Екатерину, предложив ей супружество, и снова получил решительный отказ. Святая страдалица твердо исповедала верность своему Небесному Жениху — Христу и с молитвой на устах была «во главу усечена мечем», сама положив голову на плаху.
Мощи Святой Екатерины были перенесены ангелами на Синайскую гору, где они до настоящего времени покоятся в храме Синайского монастыря, построенного святым императором Иустинианом (527-565 гг. нашей эры).
Именно в честь Святой великомученицы Екатерины и был заложен богоспасаемый город Екатеринослав, нынешний Днепропетровск. Она является неусыпной покровительницей, молитвенницей и Ангелом-хранителем нашего города и живущих в нем. Так считают верующие горожане. Так утверждают и историки, когда пишут, что простые жители этих земель, с одной стороны, имели большую неприязнь к основательнице города императрице Екатерине II и ее фавориту Потемкину, но, с другой стороны, во многих поселках губернии появлялись храмы в честь Святой великомученицы Екатерины и даже села до сих пор носят название в ее честь. В самом начале истории Екатеринослава, когда построен был Спасо-Преображенский собор, левый его придел был уже тогда освящен в честь покровительницы города Святой великомученицы Екатерины. Следовательно, жители города с самого начала восприняли название своего города в честь Святой Екатерины и никак не императрицы. Это доказывает и то, что частицы святых мощей Святой Екатерины до сих пор бережно сохраняются в Спасо-Преображенском и Свято-Троицком кафедральных соборах. Верующие сегодня достойно чтут святую Екатерину, поют ей акафисты и молитвы, и название своего города связывают именно со святой великомученицей Екатериной, празднование которой совершается 7 декабря.
Никому из верующих и в голову не приходит связывать название города с именем императрицы Екатерины II. Может быть, ей как православной немке было приятно, что в честь ее ангела построен город.
Хочется верить, что наш богоспасаемый город после установления скульптуры Святой великомученицы Екатерины вновь обретет свою небесную заступницу и покровительницу. Это самое главное, что хочется донести до понимания всех. Никакой другой цели здесь нет и быть не может. Об императрице Екатерине пусть судит сам Бог, она уже в Его ведении. А вот Святая великомученица Екатерина дана нашему городу и его жителям от Бога, как неусыпный Ангел-хранитель. Очень прошу всех понять, что именно в ней мы все нуждаемся — и взрослые, и дети, и вся наша молодежь. Если мы хотим по-настоящему духовно возродиться, то только с помощью Святой Екатерины, под ее молитвенной защитой, в чем да поможет нам Бог».
Такого же мнения придерживается и скульптор Юрий Павлов, который и не мыслил, что ваяет памятник царице.

Александр Стешко, газета «Наше місто»