Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Митрополит Ириней: «Нельзя покрывать зло, потому что очень быстро и незаметно любая практика насилия станет нормой»

Митрополит Ириней:«Нельзя покрывать зло, потому что очень быстро и незаметно любая практика насилия станет нормой»

Соблюдаются ли сегодня в нашей стране права православных верующих? Как верующие должны реагировать на острую общественно-политическую обстановку? Ответить на эти и другие вопросы мы попросили митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея.

— Ваше Высокопреосвященство, что делает Православная Церковь, чтобы сохранить мир и покой в нашем обществе?
— Сегодня ситуация складывается так, что мы чрезвычайно остро ощущаем накал человеческих страстей, в частности, в политике. Представители разных сторон, к сожалению, не стремятся услышать друг друга. Неприятие на почве мировоззрений перерастает зачастую в открытую личную неприязнь, доходящую до публичных оскорблений. Когда в обществе превалирует вражда, Церковь не может остаться в стороне. Она возвышает свой молитвенный голос, направляя свое слово на добро, братолюбие и мир, пробуждая сердце каждого человека к ответственности за жизнь свою и ближнего. Ни на мгновение она не перестает выполнять свою наиважнейшую роль: хранить мир во всем мире и данную Богом заповедь о любви к ближнему.
Исполнять это и в мирное время — нелегко. Даже в одной человеческой душе происходит борьба, не говоря уже о целом обществе, находящемся в распрях. И как важно помнить, что мирное восприятие трудных жизненных обстоятельств способствует скорому разрешению конфликта и выходу из кризиса путем единения ранее противоборствующих сторон.
Церковь осуществляет серьезную миссию — спасение человечества. Это ее главная цель. Неужели священник спрашивает у приходящего на исповедь, к какой партии или политическому течению он принадлежит? Конечно же, нет! Его задача — не осудить и не дискредитировать, а помочь разобраться, облегчить бремя грехов, восстановить и возродить в душе мир и спокойствие.

— К сожалению, есть примеры очень жесткого противостояния, свидетельство тому – события на Ровенщине. Мы знаем что, Вы родились там, в свое время окормляли паству… и кому, как не Вам, близки и понятны причины возникших противоречий.
— Да… не все там гладко. Три года я управлял Ровенской епархией. Где только до этого мне не приходилось бывать, но все-таки Господь дал мне почувствовать радость от пребывания в родных краях. Горячо и радостно земляки приветствовали меня после назначения на кафедру в 1990 году. На Радоницу, на мое первое богослужение, казалось, собрался весь город. Но через три года ситуация на Ровенщине кардинально изменилась. Это было уже не то время, когда мне пели «Осанна», как при встрече Господа в Иерусалиме. Начиналась голгофская осада. Когда уходил – кричали «Распни!», не уступая в агрессивности и злобе своим львовским собратьям.
Все украинцы — народ Божий. И то, что происходит на Ровенщине – это нарушение закона и Божьего, и, если говорить о юридической стороне дела, человеческого. Церковь отделена от государства. Это значит, что политики не имеют право вторгаться в ее внутреннюю жизнь. Украинская Право¬славная Церковь — независимая и самостоятельная. Она не вмешивается в политику, не нарушает существующих законов в го¬сударстве. Однако находятся силы, которые действуют по принципу «разделяй и властвуй». Им выгодна обстановка разделения и братской ненависти в лоне Церкви для удовлетворения своих амбиций. Они безапелляционно заявляют «это вы делаете не так, здесь дол¬жно быть по-другому», то есть так, как они считают нужным… Начинается обыкновенный диктат!
Попирая все права человека, эти силы пытаются подчинить себе Церковь — и при этом им все равно, проливается ли кровь, губится ли человеческая жизнь. Делая Церковь якобы государственной, а на самом деле удобной для себя, они руководствуются совсем иными ценностями. В истории были горькие периоды, когда Церковь была подчинена государству. Но и в этих нелегких условиях она терпеливо прокладывала свой путь, спасая и готовя людей совершенно к иному, неземному царству, Царству «не от мира сего».

— А как же тогда верующему относится к власти?
— Всякая власть — от Бога, говорит апостол Павел. Именно так должен воспринимать ее каждый верующий человек и быть искренне готовым принять как данность свыше. Во главе общества находится именно такой правитель, которого оно заслуживает. История мира знает и правителей-тиранов, и правителей-богоборцев…. и правителей-миротворцев. Но истинно верующие всегда оставались законопослушными, повинуясь высшей воле — воле Божьей. Они никогда не выступали против. Настоящий христианин смиренно принимал все, даже самые сложные, обстоятельства. Нужно было идти на страдания — он шел, нужно было защищать Отечество — он воевал, хотя и знал, что его презирают за веру его же командиры.

— Как Вы думаете, должно наказываться насилие над человеком и нарушение его прав?
— Человек — это образ самого Творца. Если мы посягаем на жизнь и свободу личности, то тем самым совершаем тяжкий грех. Этого нельзя допускать. Нельзя покрывать зло, пото¬му что очень быстро и неза¬метно любая практика насилия станет нормой. Невозможно злом искоренить зло, поскольку насилие вызывает ответную, еще более агрессивную, реакцию. Что же тогда? Основное оружие в борьбе с гневом, яростью и ненавистью — мудрость и рассудительность, растворенные любовью. И этим добродетелям необходимо обучать с самых малых лет.

— Вы сказали о добродетелях. Но как могут о них узнать дети, если в системе образования не предусмотрен предмет о нравственности?
— Каждый взрослый, переживающий за будущее наших детей, четко осознает, что еще сызмала в них нужно заложить крепкий и надежный фундамент духовного здоровья. Сегодня, когда так явно и неприкрыто проявляется вседозволенность, мы должны руководствоваться сами и ориентировать молодежь на слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12). Первоочередная задача — привить растущему поколению принципы нравственности: сначала своим собственным примером, а затем уже, знакомя с опытом тысячелетней истории и с житиями прославленных святых.
Государство сделало прогрессивный шаг в направлении морально-этического обучения, введя предмет «Христианская этика». Радует то, что Министерство образования, наконец, ощутило острую необходимость дать детям не только азы научных знаний, но и основы морали и нравственности. В этом помог опыт других стран, когда священнослужители, наравне с учителями, преподают этику веры.

— Не ущемляет ли религиозных чувств представителей других конфессий предмет «Христианская этика»?
— Чтобы избежать конфликтов в этом вопросе, надо следовать четко определенному принципу преподавания. Обучение каждого ребенка должно начинаться с его веры, его духовных корней и традиций. И только после того, как заложен надежный духовный фундамент, можно приступить к изучению других религий мира, иначе в юной неокрепшей душе произойдет путаница.
Главное помнить о том, что истинная вера в Бога не разделяет людей, а объединяет.
Представители разных религий мира, бывая у нас в стране, не перестают удивляться духовной силе и возвышенности православного церковного богослужения, мощи и красоте колокольного звона, изяществу церковной архитектуры и живописи. Я уже не говорю о том, как мир восхищается талантом выдающихся представителей православной культуры: Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. И.С. Тургенева, А.П. Чехова, раскрывших внутренний мир человека — стойкого и мудрого в вере и безгранично доброго в жизни.
Те же протестанты уже не задают вопрос о том, почему у нас сохраняется трепетное и благочестивое отношение к церкви, прочитав у Достоевского: «Говорят, можно верить в Бога, храня его в душе, не ходя в церковь. Можно. Но как быть, если церковь — это сосуд, а вера — его содержимое. И если мы разобьем сосуд, то они, сидящие и молящиеся по своим домам, первыми спросят, куда девалась вера?». Поэтому Православная Церковь так бережно хранит свои святые традиции.

— Хранить веру и возрождать духовность — задача не из простых. Как она решается на сегодняшний день?
— Наша Церковь восстанавливается после всех разрушений, как из пепла. В первую очередь, возрождается душа, которая по своей сути христианка. По ее зову, человек начинает искать Бога и идет в храм, чтобы обрести Его там. После падения атеистического режима человек обрел свободу и теперь может беспрепятственно выражать религиозные чувства. С каждым днем все больше людей начинают осознавать, что без Бога и веры в Него жить очень трудно.
Многие помещения для богослужений уже не вмещают своих прихожан. Созрела необходимость строить новые, большие храмы. За тринадцать лет пребывания на Днепропетровщине я освятил уже сотни храмов. Есть маленькие и большие, типовые и очень оригинальные. Сейчас в областном центре возводится целый храмовый комплекс на жилмассиве «Северный», на улице Косиора, на третьем Левобережном. В некоторых селах появились новые и даже величественные (несопоставимые по масштабам села). В Маломихайловке, например, что в Покровском районе, возведен пятикупольный храм. В строящемся районе Золотые Ключи уже заложен храм.
Люди сегодня идут в церковь. И это не формально! Отрадно видеть, как несут маленьких детей ко Святой Чаше на Причастие.
Мы все должны постоянно просить Господа об укреплении нашей веры. Ведь мы ослаблены и сильно нуждаемся в благодати Божией. Вспомните, даже апостолы, видя чудеса Спасителя своими глазами, обращались за помощью к Спасителю («Господи, укрепи в нас веру»), чтобы быть духовно сильными. Я ни разу в жизни не испытал разочарования от веры, которую мне вложила в сердце мама. Живу этой верой и сейчас. Вот уже 30 лет в звании архиерея. Вижу: Господь очень милостив, снисходителен к людям, преисполнен к ним безграничного добра и милосердия. Хотелось бы пожелать всем и в дальнейшем мира, единения и укрепления веры!

Беседовал Скубак Юрий