Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней: «Ребенку необходим некий моральный закон, который бы определял всю его жизнь»

Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней: «Ребенку необходим некий моральный закон, который бы определял всю его жизнь»

«Этика веры» — именно так называется пособие с методическими рекомендациями для проведения уроков в 5-6 классах средних общеобразовательных школ. Этот коллективный труд педагогов городских воскресных школ под редакцией Елены Роговой издан по благословению митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея и уже нашел добрый отзыв со стороны светских учителей. Об этом и начали беседу с владыкой.

— Ваше Высокопреосвященство! Уже со следующего полугодия предмет «Этика веры» будет преподаваться в школах Днепропетровска. Почему его введение в школьный курс стало актуальным именно сейчас?
— Прежде всего я хотел бы уточнить, что речь идет о преподавании этики православной веры. В разработанной программе «Христианской этики» мудро и в то же время предельно просто раскрывается сущность нравственных категорий. Авторы пособия, обращаясь к читателям, — а это и учителя, и родители — излагают предмет доступно и понятно.

— На Ваш взгляд, какова нынешняя молодежь?
— Современная молодежь — очень разная. Было бы неверно ограничиваться поверхностным суждениями и всех стричь под одну гребенку. Именно ей свойственно стремление к идеалам и идеалам высоким. Помнить об этом, сберечь то лучшее, что дано человеку Богом, — такова высокая миссия православных педагогов и священников в деле формирования общества-носителя высоких моральных ценностей. Лучше, чем Псалмопевец, не скажешь: «Как юноше в чистоте содержать путь свой? — Хранением себя по слову Твоему» (Пс. 118, 9).
И родители, и учителя, и школьные психологи ясно осознают, что в самом начале жизненного пути ребенку необходимо дать точные ориентиры, некий моральный закон, который бы в дальнейшем определял всю его жизнь. Воспитать надо не только всесторонне развитого, интеллигентного, но и доброго, совестливого человека. Чтобы он умел сорадоваться той радости, которая его окружает. Чтобы он мог искренне сострадать ближнему, когда тот в беде. Ведь от рождения человеку даны Богом ясность сознания, честность чувств, чистота и открытость сердца. Эти качества необходимо взращивать, беречь, не допускать роста плевел: зависти, подлости, обмана. И все те, кому дороги дети, это понимают. Ими прилагается максимум усилий, чтобы воспитать в молодых сердцах свободу во Христе и не допустить засилья разнузданности и вседозволенности. Ученикам надо дать полезную информацию и в то же время не ограничиться формальным изложением материала. Ведь не случайно говорят, что знания преподаются, а не просто даются. Донести материал следует так, чтобы человек принял его, запечатлел в своем сердце, сроднился с ним внутренне. Безличная проповедь христианства невозможна, это подмена любви законом. Тем более невозможна безличная христианская педагогика.

— Как решается вопрос с квалифицированными преподавателями?
— Несомненно, столь важный предмет должен преподаваться сведущими людьми. На епархиальном уровне уже созданы и работают катехизаторские курсы, к работе подключились и выпускники духовных семинарий. Недавно открылся при Свято-Тихвинской женской обители методический кабинет. Цель его работы — оказание экстренной методической помощи учителям, желающим преподавать в школах предмет «Христианская этика». На сегодняшний день сотрудники методкабинета востребованы в широкой учительской аудитории: их доклады слушают и в институте последипломного образования, и в общеобразовательных школах, и на кафедрах педагогики и психологии вузов нашего города. Мне хотелось бы особо обратиться ко всем учителям, руководителям школ: не бойтесь говорить о Православии, об исконной вере своей земли. Не нужно преподавать смесь из религий мира. Необходимо в полной мере раскрыть глубину, красоту, богатство своей религии, а затем уже рассказать и о других религиях. И этим мы ни в коей мере не умалим статус своей страны в глазах мировой общественности. Наоборот! В свое время в Японии проповедовал наш первый миссионер святой равноапостольный Николай (Касаткин). Буддисты его глубоко уважали и всегда приглашали на свои многочисленные собрания. С престола они убирали статую Будды, ставили кресло для православного священника и слушали его. Почему был такой искренний, неподдельный интерес? Да ведь владыка Николай излагал не только знания, он искренне делился со слушателями своими убеждениями. И это шло от чистого сердца, глубокой, несомненной веры. Свидетельство Церкви о спасении души обращено ко всем — без жесткой градации пола, возраста, национальности. В своем пастырском служении он полностью соответствовал сказанному однажды апостолом Павлом: «…для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобресть подзаконных; для чуждых закона как чуждый закона — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобресть чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых » (1 Кор. 9, 20-22).

— Наверное, нужно обладать каким-то особым даром, чтобы настолько владеть вниманием аудитории, обучать других?
— Вы знаете, да. И это тот бесценный дар, который не мыслится без постоянной работы над собой. Сегодня порой замечаешь, что многим деятелям Церкви не хватает гибкости, творческой отзывчивости, готовности уделять внимание своим пасомым. Нужно быть не отягощенным косностью, чтобы достучаться до каждого сердца. Православный священник должен заботиться не только о тех, кто уже пришел в храм, но и думать о тех, кто только ищет дорогу к Богу. Для этого надо очень много знать. Это касается и учителей, и священнослужителей. Мера ответственности и тех, и других за вверенных им людей чрезвычайно высока: недобросовестность того и другого имеет тяжелые последствия. С молодыми надо общаться деликатно и толерантно — уж очень многое сейчас отталкивает людей друг от друга. И если отказаться от предвзятых мнений, уважать Богом дарованную человеку свободу, найти в себе способность не только поучать, но и вслушиваться, то окажется, что встречи с молодыми и радуют, и обогащают.
Неоценима также роль самообразования. Как говорят святые отцы: «Если ты думаешь, что стоишь, то ты уже падаешь». Это касается и знаний, их никогда не бывает достаточно, их нужно неустанно приобретать. На собственном опыте я понял, как важно не только внимательное и вдумчивое чтение, но и фиксирование информации. В этом очень помогает составление каталогов по прочитанному: алфавитного, календарного. Очень ценно, с моей точки зрения, получать знания, хранить их, чтобы поделиться ими с остальными…

— А ведь Вам приходилось в жизни быть и учащимся, и учителем?
— Конечно, сначала учишься, потом учишь…и опять-таки учишься. Хочу рассказать о дорогом моему сердцу педагоге — Дмитрии Дмитриевиче Вознесенском. Это он научил меня не потерять ценное. Это он воспитывал подопечных своим святым образом жизни. Это он держал всех семинаристов вверенного ему класса в поле зрения, я бы сказал своей души: радость ученика была его радостью, ошибки учащихся — его болью. Однажды нашего мудрого учителя до слез ранило небрежное отношение к хлебу одного из учеников. Не было долгих назидательных речей, а только тихий, трогательный рассказ о хлебе из блокадного Ленинграда. Слова наставника исходили из глубины души и проникали в сердце каждого ученика. Таков он, настоящий учитель. Он учит своей жизнью, своей убежденностью. За 45 минут можно просто прочесть лекцию, сухо изложив факты. Это никакой пользы не принесет, более того, вызовет обратную реакцию со стороны слушающих. В сердце ребенка остается учитель, которого он слушает даже с каким-то трепетом. Вот и я когда-то благоговейно внимал Дмитрию Дмитриевичу и не задумывался, что быть учителем нелегко. Почему? Я только потом понял, когда пришлось работать преподавателем канонического права. Чтобы приготовить доклад на 40 минут, приходилось помногу часов над ним работать. Трудиться и не расслабляться — такой совет дал мне однажды один из профессоров-наставников. И я придерживался его: тренировал зрительную память, не давал «лениться уму», постоянно питая его информацией, овладевал искусством составления и произнесения проповедей. И в этом мне очень помог опыт митрополита Никодима (Ротова). Ни одной проповеди он не произносил без подготовки. И говорил всегда поэтично, возвышенно, наделяя каждое слово бесконечной внутренней силой и подчеркивая его смысл. Этот человек был настоящим проповедником и говорил так, чтобы каждое слово проникало в самое сердце. Да…удивительный и ценный опыт прошлых лет. Что же тогда говорить о тысячелетнем опыте Православия на святой нашей земле! Ведь именно его мы должны сохранить и передать молодому поколению.

— Ваши пожелания педагогам христианской этики. Ведь их поистине можно назвать первопроходцами в этом деле?
— Самое главное — посеять в юных душах любовь и почтение к своей вере. Мое величайшее стремление и первоочередная задача — сделать все возможное, чтобы приобщить молодежь к святости и благочестию. К этому я призываю и вас, дорогие педагоги! Дерзайте, учителя! Я уверен, что в каждой общеобразовательной школе найдутся 2-3 преподавателя, искренне преданных Православию, которые возьмутся за предмет «Христианская этика», и у них все получится. Непременно! А я со своей стороны и все методисты-консультанты будем всеми силами помогать. Уже выпущены методические пособия. Я думаю, что руководители школ должны обращаться в отдел религиозного образования и катехизации епархии для того, чтобы ознакомиться с программами. Кроме того, планируется каждый месяц проводить семинары, круглые столы, педагогические мастер-классы. Надеюсь, что наши встречи будут плодотворны. И да благословит Господь всех тех, кто прилагает все свои силы в деле воспитания молодежи!
Беседовал Скубак Юрий

Наместник Свято-Успенской Киево-Печерской лавры архиепископ Вышгородский Павел «Ни одна Православная Церковь в мире с Филаретом в общении не находится. Это секта»
(интервью российскому изданию «Газета»)
Наместник первой монашеской обители на Руси архиепископ Павел в беседе со специальным корреспондентом «Газеты» Надеждой Кеворковой подвел итоги революционных перемен и обрисовал пути церковной жизни в условиях, когда власть не благоволит к Церкви.

— Владыка, прошел год с начала «оранжевой революции». Почувствовала ли Церковь изменения?
—Никаких изменений в государстве в лучшую сторону я не вижу. Ни революция 1917 года, ни революция 2004 года ничего хорошего Церкви не принесла.

— Получила огласку информация о том, что посольство США в Украине не рекомендовало высшим государственным чиновникам посещать храмы Украинской Православной Церкви. Это соответствует действительности?
— Не буду называть имени человека во власти, который прямо сказал, что на него во время визита в США было оказано давление — ему настойчиво рекомендовали посещать храмы филаретовцев (раскольников Киевского патриархата. — «Газета»). И (тоже не стану называть источник) было сказано: если бы Блаженнейший (митрополит Владимир — глава Украинской Православной Церкви. — «Газета») отошел от Москвы, его бы носили на руках.

— Существуют ли планы предоставить Украинской Церкви полную самостоятельность от Московского патриархата?
— Она и сейчас самостоятельна. Мы еще 15 лет назад получили автономное управление. У нас есть Предстоятель — Блаженнейший Митрополит Владимир, который действительно привнес в среду Церкви мир. Он всегда сдерживал паству, призывал к молитве и терпению. Ведь нет более опасного в государстве и обществе конфликта, чем конфликт религиозный. А что касается дарования автокефалии — самоуправления, то сегодня смысл этого слова искажен. Даже если она будет дана, может получиться еще больший раскол. Восток никогда ее не примет, Запад примет, но и там есть приходы, которые против предоставления автокефалии.

— Какая же должна быть степень отдаленности от Москвы, чтобы это никого раздражало?
— У нас с Москвой, кроме молитвенного общения, ничего нет. Мы называемся Украинской Православной Церковью, подобно всем поместным Православным Церквам. Никто ведь не протестует, что свечи, утварь покупают в Москве и униаты, и католики, и филаретовцы, и мы. Сама Украина не может обойтись без Москвы: ведь ни газа, ни бензина, ни даже продуктов своих уже нет.

— Какие храмы по большим церковным праздникам посещают государственные лидеры?
— Они успевают везде и вместе с телевидением — и к католикам, и к униатам, и к православным, и к Филарету.

— На государственных праздниках ваши представители присутствуют?
— Да, нас приглашают.

— Президент Ющенко не раз говорил о собственном православии и о том, что он член вашей Православной Церкви, разве не так?
— Они все в Церкви, только неизвестно в какой. Человек в той Церкви, в которую он ходит. Но президента мы, к сожалению, на богослужении не видим.

— Я знаю, что Путин находится в Православной Церкви. Знаю, что премьер Украины Ехануров причащается и молится в нашей Церкви. А что можно сказать о тех, кто не бывает в Церкви?
— Газеты написали, что я являюсь духовником Юлии Владимировны Тимошенко и всей ее семьи. Я никогда ее не видел в церкви. Когда она была премьером, я записался на прием, но принят не был. Ничего против нее не имею, но и сказать о ней ничего не могу.

— В каких отношениях с Церковью был предыдущий президент Кучма?
— Он ходил ко всем, как и нынешние власти, — так и должно быть ради сохранения мира. Но он относился к нам с большим вниманием, я очень часто с ним встречался. Наши отношения продолжаются и сейчас.

— Филаретовцы, образовавшие параллельную церковную структуру, поднялись на том, что стали служить на украинском и теперь всячески подчеркивают свою «украинскость». Они могут стать главной Церковью в стране?
— Думаю, когда уйдет Филарет, все это искусственное образование рассыплется. Ведь ни одна Православная Церковь в мире с ним в общении не находится. Это секта. А что касается национальных чувств — мы все дети одной земли. Зачем же мне запрещать украинский язык, если я на нем разговариваю и здесь живу?
Наш владыка Софроний в Черкассах — такого украинского националиста еще поискать, и за украинский язык богослужения он ратует, но его же никто не запрещает в служении!

— Есть ли вероятность, что Вселенский Константинопольский патриархат признает филаретовцев и тем самым сделает их легитимными?
— Как можно признать секту, которую возглавляет отлученный от Церкви и преданный анафеме человек? Константинополь крепко подумает, нужно ли ради одного отлученного разрывать отношения со всем православием, в том числе и с Русской Православной Церковью, самой большой в мире?
Меня тоже смущают некоторые моменты, когда в иных наших храмах на Востоке молятся «о богохранимой стране нашей Российской». Это режет ухо. Я молюсь о той стране, где совершаю литургию, мне не нужны географические определения. В такой нарочитой молитве есть дух раздора. То же самое и с языком проповеди. Там, где большинство русских, проповедь на русском, если большинство украинцев — по-украински.
Не надо усложнять простые вещи. А то некоторые наши политики берут с собой переводчиков в Москву, хотя прекрасно по-русски говорят.

— Какой язык богослужения в Украинской Церкви?
— Церковнославянский. В западных областях встречается украинский язык. В Закарпатье служат на особом диалекте.

— Святыни церковные у кого остались?
— Все в нашей Церкви, кроме мощей великомученицы Варвары и священномученика Макария. На Почаевскую лавру пробовали претендовать и греко-католики, и автокефалисты, и филаретовцы. Но, думаю, Божией милостью, все успокоится.

— Почему древнейший киевский Софийский собор для служб до сих пор закрыт?
— По закону о памятниках архитектуры он принадлежит государству. По большим праздникам там разрешено служить молебен. Я не считаю нужным сейчас ставить вопрос о возобновлении служб: храм не оборудован для богослужения, в храм не пустят людей. Раскольники тоже на него претендуют, так что ради сохранения мира власти в данном случае разумно не разрешают там служить никому.

— Каковы сейчас отношения с государственным музеем, который расположен на половине территории лавры?
—У нас с сотрудниками музея есть проблемы. Должен сказать, что в некоторых случаях я их прекрасно понимаю. Они стараются сохранить свое место работы. Как с людьми у нас ними очень хорошие отношения. И по линии культурных программ, научных исследований, и в разрешении экономических вопросов у нас установилось сотрудничество. Хотя имеют место и притязания музея на монастырские корпуса и на имущество, но потихоньку, Божией милостью, мы реставрируем и возвращаем свое. Все пещеры и мощи находятся в Церкви, но стоят на балансе музея. В храмах, которые принадлежат музею, нам служить разрешают.

— Владыка, теперь даже непонятно, как и откуда начинается наша история, — целые века русского прошлого — за границей, у вас.

— Господь посылает испытания нам всем. Что имеем, не храним.
Святые у нас с Русской Церковью одни — и Антоний, и Феодосий Печерские, и Сергий Радонежский, и Серафим Саровский. Одна история, одно начало. Бог один, и человек сердцем не может разделиться. Хотел бы всем вашим читателям пожелать Божией милости и пригласить посетить Киево-Печерскую лавру, где наши общие, а не отдельные украинские, святыни. Государства не разделят нашу Церковь, пока она не разделена в нашем сердце».
«Газета», 22 ноября 2005 г.

Архиепископ Запорожский и Мелитопольский Василий: «Рассчитывать на помощь демонов – великий грех»
(Ответы на вопросы читателей «Комсомольской правды в Украине»)

Отвечая на вопросы читателей газеты, владыка Василий помог им разобраться как в вопросах вероучения, так в позиции Церкви по многим волнующим наших граждан проблемам.

— Здравствуйте, владыка! Я хотел спросить, как нам, мирянам, правильно праздновать Рождество и Новый год?
— Рождество — это величайший из праздников. В этот день нужно обязательно побывать в церкви. Блюд может быть сколько угодно, больше или меньше. Это народные традиции, а по церковным — накануне Рождества славят Христа, поют замечательные колядки. Что касается Нового года, то за десять минут до того, как пробьют часы, я начинаю читать молитву. Затем можно выпить по небольшому бокалу шампанского, поздравить друг друга и закусить.

— Как Церковь относится к рождественским гаданиям?
— Узнать, что будет, мы сами не можем. Это дано только Господу. Вот это и есть гадание — пойти к священнику, к святому человеку, и Господь может открыть то, что нужно человеку, что может быть его спасением.
Но есть и другой способ — при помощи демонов. Однако если вы хотите получить их помощь, то знайте — это великий грех, потому что нечистая сила даром ничего не делает. Ждите неприятностей, рано или поздно враг рассчитается. Как он это сделает и когда, никто не знает, но демон отомстит обязательно.

— По восточному гороскопу следующий год — год Огненной Собаки. Признает ли Православная церковь восточные календари, гороскопы?
— У Церкви отрицательное отношение к подобным вещам. Мы не придаем значения таким понятиям, как год собаки, обезьяны или петуха. У нас есть только, например, 2006 год от Рождества Христова.

— А как правильно выбрать духовного наставника?
— Для этого нужно чаще бывать в храме, в котором служат несколько священников, внимательно слушать проповеди, наблюдать за их поведением, обращаться с различными вопросами. Выбирать духовного отца нужно внимательно, не спеша, постоянно бывая в храме.

— Здравствуйте, владыка! У меня такой вопрос: как можно защитить себя от разных ведьм, колдунов и прочей нечисти? Как противостоять всему этому?
— Во-первых, нужно вести христианский, православный образ жизни. Если человек постоянно читает молитву Иисусову, чему нас учит Господь, то никакая бесовская сила не повредит. Но если вдруг что-то случилось, что-то подсыпали или подложили, все это нужно окропить святой водой, перекрестить, собрать, сжечь и выбросить на улицу. А самому пойти в церковь. Нужно чаще исповедоваться, причащаться, молиться утром и вечером, вести христианский образ жизни. Поститься, когда Церковь этого требует. И никакая темная сила вас не тронет.

— Скажите, как быть, если кто-то из близких попал под влияние секты?
— Во-первых, нужно знать богословие. Без этих знаний не спорьте и не разговаривайте с представителями секты. Начните изучать православную догматику. Ведь чем сектанты отличаются от православных? Они знают несколько вырванных текстов из Библии, поэтому у нецерковного человека складывается впечатление, что сектант знает всю Библию. Однажды мне пришлось смотреть видеозапись, где выступал один из руководителей какой-то секты. Он был очень недоволен, расстроен. Ходит по сцене, обращается к аудитории: «Безобразие! Меня обвиняют в том, что у меня шесть костюмов и две машины. Ну, придумайте какую-нибудь религию, и у вас тоже будет сколько хотите машин!» Видите, религии придумывают, чтобы зарабатывать на этом деньги.
Ирина Дубченко и Ольга Лицкевич,
«Комсомольская правда в Украине»

Проректор Киевской духовной Академии протоиерей Николай Макар: «Не все люди в одинаковой мере могут проникнуться верой. Но мы всегда приветствуем меру каждого»
— Недавно мы шумно отпраздновали Новый год. Для европейцев это праздник далеко не такого масштаба, ведь они уже отметили Рождество. Это наше почитание Нового года — советский отголосок?
— Очевидно, это так. У нас в прошлые десятилетия властвовал атеизм, искоренявший традицию празднования Рождества. Но я уверен, что в ближайшие годы мы к традиции вернемся. Ведь она у нас очень древняя — еще от равноапостольного князя Владимира.

— Но для вас лично Новый год — это все-таки праздник, вы его отмечаете?
— Конечно. Новый год — важный момент в жизни каждого. И я бы не сказал, что это плод советской эпохи. Просто мы потеряли традиции Рождества, а Новый год остался как праздник, приемлемый для идеологии. Новогоднюю ночь нужно воспринимать как прелюдию Рождества. Когда-то у нас Новый год отмечался 1 сентября, как теперь начало года учебного. И Петр Великий перенес его вполне обоснованно — Новый год имеет смысл именно в рождественские праздники, когда родился Христос, ведь Он дал нам Новое время. И елка, кстати, на самом деле не новогодняя, а рождественская! На Рождество ее ставят и украшают — Христос родился, и мы ее наряжаем, чтобы лучшим образом его принять в своем доме.

— Вся страна недавно с увлечением смотрела телевизионный сериал по «Мастеру и Маргарите». У Булгакова своеобразное понимание Христа: ведь он признает Его божественность, но Иешуа у него — подкидыш. Может быть, писателя, как и многих людей, смущало именно это — неспособность поверить в непорочное зачатие…
— Это очень важный момент. Если мы говорим о Христе как о Богочеловеке, значит, он мог родиться только особенным образом, быть совершенно другим. Во Христе — и божественное, и человеческое естество. Но и его человеческая сторона особенна — она такая же, но без греха! А каждый простой человек рождается в мир впоследствии греха. Как может Бог родиться в грехе? Это невозможно. Потому что Бог и грех — две противоположности. Бог свят, потому что он — жизнь, целость. Грех — то, что эту целость разрушает и противостоит жизни. Поэтому Христос, по нашей вере, родился от Девы Марии и Духа Святого. И это вопрос веры. Мы не можем рационально понять и воспринять эту глубину такой, как она есть. Зато можем принять ее через веру.

— А роман Дэна Брауна «Код да Винчи», ставший бестселлером во всем мире и в Украине тоже. Герои романа узнают древнюю тайну, будто Иисус был женат на Марии Магдалине, которая, кстати, не была никакой блудницей, была дочь, от которой пошли знатные европейские семейства и т.д. По-вашему, почему такие книги становятся популярными?
— Потому что предлагаемое автором легко воспринимается человеком, который пребывает именно на этом уровне своего развития. Для того чтобы воспринять Христа, надо быть на особенной высоте, в особенном состоянии. Поверить — это не так просто, это не признание чего-то, а уверенность в том, что оно действительно существует, обретенная через глубинный внутренний опыт. Если человек не стоит на почве веры, конечно, он принимает более низкие представления о Христе.
Если человек поднимается духом высоко, он отнесется к подобному как фантазии, причем страшной фантазии. Если же у него этого нет, он может рассматривать это как реальность.

— Наше общество уже отошло от воинствующего атеизма. Многие люди склонны говорить, что верят в Бога, но при этом не посещают церковь, не придерживаются обрядов. Может ли человек быть праведным в этом мире, не придерживаясь церковных канонов?
– То, что люди отошли от атеизма и пришли к такой форме веры, хорошо как шаг. Но он не совершенен. Такое состояние может быть только промежуточным. Представляем Бога, как хотим, и это наша вера… Атеизм отвергал реального Бога, реальное христианское учение. Если мы уходим от атеизма, мы не должны застывать на этапе таких вот личных представлений. Это ведь даже не религиозная вера. Религия предполагает какое-то общее почитание Бога. Если мы верим в реального Бога, мы соответственно строим всю свою жизнь. В религии важен момент отношения человека к Богу. Если мы воспринимаем церковные обряды как какие-то внешние, ничего не значащие формы, значит, мы внутренне остаемся атеистами. Вера — это действия, которые имеют содержание не внешнее, а внутреннее.

— Вспомнишь античную литературу, библейские сюжеты, сравнишь с современностью, и видно, что из тысячелетия в тысячелетие человек жил теми же страхами, страстями, соблазнами. Каков же смысл этого вечного самовоспроизведения человечества, если человек не меняется внутренне?
— Да, человек по своему естеству не меняется, потому что живет в мире греха. Но для того и пришел Христос Спаситель, чтобы указать нам путь из этого мира греха. И человек, живущий с Христом, свою жизнь меняет! Христианство призывает к новому рождению, новому бытию, — пребывая на земле во времени, пребывать одновременно уже в вечности. Не все люди в одинаковой мере могут проникнуться верой, совершить в своей жизни переворот. Но мы всегда приветствуем меру каждого. Пусть не каждый станет «человеком не от мира сего», но учение Христово, как минимум, помогает преодолеть что-то в себе…»

Тарас Антипович, «Газета по-киевски»