Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Йоост ван Россум, профессор Свято-Сергиевского Православного Богословского Института: «Церковь — это не институция, а жизнь во Христе»

Профессор Йоост ван Россум, доктор богословия, профессор Свято-Сергиевского Православного Богословского Института (Париж): «Церковь — это не институция, а жизнь во Христе»

— Господин ван Россум, Вы знали многих западных богословов, таких как Иоанн Мейендорф, архиеп. Василий (Кривошеин), Александр Шмеман. Каким образом они достигли преображения своего внутреннего мира и практиковали ли они исихазм?
— У меня были 2 главных учителя: о. Иоанн Мейендорф и о. Александр Шмеман. Они были очень разными людьми. О. Александр был человеком, который любил жизнь. Он не был до конца исихастом, преподавал литургическое богословие в Париже, которое было любимым его предметом. Он был последователем Афанасьева, который много говорил о Евхаристии. Для о. Александра Евхаристия была центром богословия и экклезиологии. Кроме того, он был человеком, которого интересовала культура, он любил литературу, знал очень хорошо не только русских, но и французских писателей. Солженицын Александр Исаевич был его близким другом, и, как я уже сказал, он любил жизнь. Его также интересовали взаимоотношения между Церковью и культурой. Итак, он много общался с современным ему светским обществом. По его мнению, главной проблемой современной культуры является секуляризм. Им была написана очень хорошая книга “За жизнь мира”, в которой он критиковал секуляризм, как главную проблему современного общества, и единственным ответом на него, как говорил о. Александр является Церковь, как опыт Царства Божьего с центром в Евхаристии. Как и Афанасьев он подчеркивал, что Церковь — это не институция, а жизнь во Христе. Главный вклад о. Александра — это рассмотрение понятия эсхатологии. Он говорил, что Царство Божие являлось для него центром проповеди. Христос вводит нас в это царство. Это пребывание в Царстве Небесном является целью нашей жизни, а секуляризм рассматривается как противоположность этому Царству (Секуляризм — это подмена духовных ценностей в Церкви ценностями мира сего, т.е. обмирщение Церкви). Единственным ответом секуляризму должна быть цель — преображение этого мира, не только человека, но и космоса. Этот космический аспект спасения подразумевает под собой то, что все творение должно стать Царством Божиим. После смерти о. Александра Шмемана, женой были найдены его дневники. Она перевела их (не все записи, но часть из них) на английский язык, в которых он показывает (я знаю об этом, потому что общался с о. Алесандром), что есть большая опасность, когда считают духовность конечной целью спасения. Постепенно внимание человека концентрируется на себе. О. Александр подчеркивает, что мы, как христиане, не должны замыкаться на себе, но быть во Христе, ведь единственный путь ко спасению — это Христос. О. Александр боялся, что люди много читают и чересчур озабочены своими духовными проблемами. Они могут забыть при этом о Христе, но ведь мы должны забывать о себе и стараться жить так, чтобы сказать вместе с апостолом, что “уже не я живу, но живет во мне Христос” (Гал. 2, 20). Поэтому о Александр критиковал современный интерес к “Добротолюбию” и духовности, он также видел в этом опасность. Но я должен отметить, что о Александр возможно мало читал о монашестве, он не пережил его на своем опыте, также был недостаточно открыт к пониманию монашества, но каждый имеет свой собственный вклад в богословие. Сравнивая о. Алекасндра Шмемана с о. Иоанном Мейендорфом, нужно отметить, что они были очень разными. Последний был подлинным ученым, писал книги со многими подстрочными комментариями. Он очень хорошо знал Патрологию и учение Отцов. Он был более исихастом, более открыт к монашеству, чем о. Александр. Это размышления и чувства о моих двух учителях.

— Как Вы оцениваете настоящую конференцию: организацию, уровень докладов?
— Я уже во второй раз приезжаю в Лавру на конференцию и должен сказать, что организация была отличной. Наталья Григорьевна Филиппенко проделала большую работу. О. Николай (Макар) много помогал мне. Он был душой конференции. Удивительно, что человек может быть хорошим ученым, интеллектуалом и в то же время практиком, и иметь дар организовывать вещи. Второе, что меня поразило — это количество участников, среди которых замечательный ученый Сергей Сергеевич Хоружий, представитель Афинской богословской школы – архим. Николай Иоаннидис, и меня удивило то, что он разговаривает на русском языке. Но так как он учился в Свято-Сергиевском Православном богословском Институте в Париже, где преподавание на то время было на русском языке, ему необходимо было прежде выучить этот язык.

— Господин ван Россум, расскажите, пожалуйста, о Свято-Сергиевском Православном богословском Институте в Париже.
— Он был основан в 1925 году и в 2005 году мы празднуем 80-ти летие со дня основания. Париж стал центром русских эмигрантов. Церковь нуждалась в священниках и с этой целью была основана школа, преподавателями которой были такие русские умы, как о. Сергий Булгаков, Афанасьев, Киприан Керн, Карташов. Они также приехали в Париж и стали преподавать. Париж стал центром русского богословия, поскольку Семинарии в России были закрыты. Был организован аукцион насчет приобретения комплекса зданий, принадлежавших миссии Немецкой церкви. Миссия оставила здания сразу после 1 мировой Войны из экономических соображений. Итак, здания были пустыми. На этом аукционе было два главных кандидата на приобретение: “Армия спасения” и русские. В день аукциона после Литургии был отслужен молебен прп. Сергию Радонежскому в Соборе Александра Невского в Париже и русские смогли в тот день (день памяти прп. Сергия) купить здания. После этого началась эпоха богословия, и преподавание было на русском языке, но то поколение великих интеллектуалов умерло и пришли на их место французские профессора. С начала 70-х годовпреподавание происходит на французском языке. В данный момент в школе представлена международная община и есть много студентов из Восточной Европы, а французов не так много, но все же французский — это общий язык школы.

— Возможно ли обучение для украинских студентов в Свято-Сергиевском Православном богословском Институте в Париже?
— Да. У нас учится Роман Тодер, который закончил Киевскую Духовную Семинарию и защищает сейчас докторскую диссертацию в Париже. Он сотрудничает также с университетом, так как для этого есть возможности. Студентам предоставляется государственная стипендия. Главная проблема заключается в знании французского языка, на котором проводится преподавание. Молодые люди могут начать обучение с минимальным знанием языка, но им предоставляется возможность изучить его по программе “La Francаis“ или “Сорбонна” — разные языковые программы для иностранцев. Студенты могут посещать библиотеки в Париже, университет.

Перевод с английского Владимир Хоменко,
Беседовали: Владимир Хоменко, Владимир Мандзюк