Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Сергей Суляк, Президент организации русинов Молдавии. Русины Молдавии: история и современность

Русины Молдавии:
история и современность

Президент организации русинов Молдавии,
Главный редактор международного журнала «Русин»
Сергей Суляк

История русинов Карпато-Днестровских земель едва ли не самое «белое пятно» истории России, Украины, Молдавии и Румынии. В СССР труды дореволюционных историков были преданы забвению, советская (в.ч. и молдавская) историография в целом отрицала присутствие в Молдавском княжестве значительного количества восточнославянского населения и, соответственно, их вклад в создание Молдавского государства. К примеру, в «Истории Молдавской ССР», изданной в Кишиневе в 1965 г., говорится, что «переселенцы (волохи) нашли здесь остатки славянского населения»(1). В более позднем издании «Истории Молдавской ССР» русины названы «сохранившимся частично восточнославянским (древнерусским) населением на территории Днестровско-Карпатских земель»(2). Подобный подход в освещении истории Молдавии практикуют и современные молдавские историки. Независимо от того, кем они себя считают: румынами или молдаванами, они «отказывают» потомкам русинов, проживающим в Молдавии в «праве» на автохтонность, именуя восточных славян пришельцами(3).
Игнорируется тот факт, что Молдавское средневековое княжество было создано в середине XIV в. волохами и русинами, что русинский (древнерусский язык) был официальным языком княжества. В XIV в. русины составляли 39,5 % жителей страны(4). Во времена правления молдавского господаря Штефана Великого (1457-1504 гг.), пишет авторитетный румынский историк Ион Нистор, в уездах Сучава, Ботошань, Васлуй и Тутова было много сел с названием «Русский» («Ruşii»)(5). Почти все воеводы начального периода молдавской истории – Драгош, Богдан I, Богдан II, Лацко и др. носили славянские имена. Румынский историк Николае Иорга считал, что преждевременная смерть Лацко помешала основать русскую (русинскую) династию в Молдавии(6).
О многочисленности русского населения свидетельствуют Новгородская и Воскресенская летописи, где перечислены русские города конца XIV — начала XV в., в том числе расположенные в Карпато-Дунайских землях, вошедших к этому времени в состав Молдавского княжества, среди них «А по Дунаю: Дрествин, Дичин, Килиа. А на усть Дунаа: Новое село, Аколякра. На море: Карна, Каварна. А на сеи стороне Дунаа, на усть Днестра над морем: Белгород, Черн, Яськыи торг на Пруте реце, Романов торг, Романов торг на Молдове, Немеч в горах, Корочюнов камен, Сочява, Серет, Баня, Чечюн, Коломыя, Городок на Черемоше. На Днестре Хотен»(7). Восточные славяне, по данным румынской исследовательницы Маргареты Штефэнеску, оставили на территории Молдавского княжества в общей сложности 548 названий с чисто славянскими корнями и 321 название с славянским суффиксом -овци, которые имели особенно широкое распространение в Буковине (174 названия), в Северной Молдове и Северной Бессарабии (Хотинский, Сорокский, Оргеевский уезды)(8). В грамотах Штефана Великого, относящихся к Бессарабии, упомянуты несколько десятков названий, в которых, наряду с молдавскими — 8 и татарскими или неясными названиями — 8, встречается большинство — 38 — восточнославянских(9). О том, что волохи под предводительством Богдана или Драгоша «явились на берегах Прута, нашли там еще многих россиян и поселились между ними на реке Молдаве», упоминал русский историк Н. М. Карамзин.(10). Симион Даскал, молдавский книжник XVII в., в «предословии» к молдавской летописи Г. Уреке (ок. 1592-1647) указывал, что создана страна из двух языков, из румын и русских, и до сего дня половина страны состоит из русских и половина из румын(11). Институты феодального общества Молдавского княжества испытали значительное русинское влияние. Правитель округа в Молдавии назывался пыркалаб, но даже в XV в. в некоторых пограничных округах их называли на русский лад посадниками. Сами округа назывались державами (от слова «держать»), в молдавских же документах — цинутами (слово было образовано от молдавского «а цине» (держать)(12).
После основания Молдавского княжества в Карпато-Днестровском регионе продолжали существовать крестьянские общины, главы которых носили титулы кнез, жуде, ватаман. Ватаман (атаман), — полагал известный русский зарубежный историк Г. В. Вернадский, — слово иранского происхождения, обозначающее «предводитель». Во время монголо-татарского ига, в русских землях, которые находились под прямым контролем монголов, население было организовано в общины (десятки) и группы общин (сотни и орды). Каждая из них избирала собственных старшин: сотников и ватаманов (13). В XV в. административная единица Молдавского княжества, управляемая урядником или ворником, называлась окол (от славянского «околъ», ср.: околоток в царской России — небольшая часть города, которой ведал полицейский чин околоточный надзиратель (околоточный)). Слово «ворник» (от слова «дворник») означало боярский титул или представителя уездной администрации в селе. Правители Валашского и Молдавского княжеств назывались государями, воеводами. Сам этноним «молдован» связан с названием реки Молдова в восточных склонах Карпат. Гидроним и топоним «Молдова» происходят от древнеславянского слова «молид», «молд» (ель)(14).
Русины сыграли значительную роль в формировании молдавского народа. Антрополог М.С. Великанова отмечала, что в облике молдаван (жителей Республики Молдова и Румынской Молдавии) присутствуют особенности, имеющие четко выраженную восточнославянскую направленность(15). Русины оказали огромное влияние на формирование духовной и материальной культуры молдаван. Заметны черты русинского влияния и в народной одежде молдаван(16). Не менее значительно русинское влияние в молдавском языке. «Язык наш, — отметил Н. М. Карамзин, — до самого XVII века был не только церковным, но и судебным, как то свидетельствуют подлинные грамоты молдавских господарей»(17). До конца XVII в. Молдавия была двуязычным государством. В основном фонде современного молдавского языка около 2 тыс. восточнославянских заимствований(18).
Основываясь на неопровержимых научных данных, Г.В. Вернадский назвал средневековую Молдавию Молдавской Русью(19).
Впоследствии большая часть русинского этноса вошла в состав образовавшихся молдавской и румынской народностей и утратила память о русинском происхождении. Но часть русинов, проживающая на севере и северо-востоке Молдавского княжества, сумела сохранить свою идентичность. К тому времени у русинов появился внешний этноним – руснак (первоначально – русняк). Так их стали называть в противовес католикам полякам и словакам. В 1774 г. северная часть Молдавского княжества (большая часть Буковины) была оккупирована австрийцами. Ряд территорий Молдавского княжества, населенных русинами (Хотинский (с частью Буковины), Бельцкий (Ясский) и Сорокский уезды) вошли в состав Российской империи в 1812 г. как Бессарабская область на особом положении, позже – Бессарабская губерния (с 1875 г.).
В середине XIX в. русские исследователи выпустили ряд трудов, где русины Бессарабии упоминаются, как часть русского народа: «Список населенных мест Российской империи. Бессарабская область» (СПб., 1861 г.), труды А. С. Афанасьева-Чужбинского «Поездка в Южную Россию. Очерки Днестра» (СПб., 1863 г.) и А. И. Защука «Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Бессарабская область» (СПб., 1862 г.). Позднее вышли специально посвященные русинам исследования П. А. Несторовского «Бессарабские русины. Историко-этнографический очерк» (Варшава, 1905 г.), «По Русской Буковине» («Исторический вестник». Т. CXII. 1908 г. № 5), специальная статья А. И. Соболевского «О райках бессарабских» (в брошюре «Русский народ как этнографическое целое» (Харьков, 1907 г.) и т.д.
Большинство дореволюционных авторов считали русинов второй по численности после молдаван этнической группой и коренными жителями края. К началу XX в. их насчитывалось 250 тыс. чел. (1/8 населения губернии)(20). Подчеркивались культурные и языковые особенности этой этнической группы, ее отличие от молдаван, великороссов и малороссов(21).
После 1917 г. исследования по русинской тематике были свернуты, а русинов Молдавии стали рассматривать как часть украинской социалистической нации, отказывая им в праве на сохранение самобытной культуры и языка.
После Второй мировой войны большая часть русинов Бессарабии оказалась в составе другой национальной союзной республики – Молдавской ССР.
Попытки украинизации русинов и малороссов не встретили здесь поддержки местной партийно-советской элиты. Попытки ввести обучение в сельских школах на украинском языке, предпринятые в середине 50-х годов, не встретили поддержки населения и были вскоре прекращены. Сегодня в республике проживает не менее 500 тыс. русинов и их потомков.
В настоящее время в Молдавии в связи с отсутствием спроса не выходит не одного периодического издания на украинском языке, нет ни одной украинской школы. В республике действует 280 учебных заведений с русским языком обучения. В последние годы украинскими и румынскими националистами вновь предпринимается попытка перевести школьное обучение в русинских и малоросских селах на украинский язык. Несмотря на сопротивление родителей и учеников в 54 школах введено дополнительное изучение украинского языка как учебного предмета, а в двух учебных заведениях в качестве эксперимента обучение ведется на украинском языке.
К концу XX в. русины Молдавии, лишенные права на самоназвание и вычеркнутые из истории страны, стояли на перепутье этничности, медленно растворяясь в окружающих этносах. Поэтому назрела необходимость вернуться к разработке истории русинов. В мае 2003 г. в Кишиневе вышла монография С.Г. Суляка «Осколки Святой Руси. Очерки этнической истории руснаков Молдавии)». В августе 2003 г. была создана первая этнокультурная организация русинов Молдавии – Общественная организация «Русь». Постоянные выступления на научных конференциях и в средствах массовой информации привели к тому, что в научный оборот возвратился этноним «русин», в обществе началась полемика по русинской проблеме.
К сожалению, научная работа членов Общественной организации «Русь» вызвала болезненную реакцию со стороны Посольства Украины в Молдове. В октябре 2004 г. оно направили книгу «Осколки Святой Руси. Очерки этнической истории руснаков Молдавии» для «экспертизы» в Национальную Академию Наук Украины. Долгожданный ответ под названием пришел в июне с.г. «Выводы о книге С.Г.Суляка «Осколки Святой Руси». Очерки этнической истории руснаков Молдавии. Науч. ред. П.М.Шорников» (Кишинев: Издательский дом «Татьяна», (2004).-240 с.) (Выдержки из экспертной оценки, осуществленной Институтом политических и этнонациональных исследований Национальной Академии наук Украины, возглавляемым академиком НАН Украины И.Ф.Курасом). Посольство стало распространять «Выводы…» среди активистов украинских этнокультурных организаций. Цель этой акции – дискредитировать научную работу по истории русинов Молдавии. Сами анонимные «Выводы…», составленные бывшими специалистами по истории КПСС, носят явно антинаучный характер и содержат множество несуразностей, которые говорят о слабом владении их авторов темой.
Далее началась целая серия провокаций. 14 июля с.г. на пресс-конференции в Кишиневе некие представители неправительственных организаций Украины, «входящие в состав рабочей группы по урегулированию и предотвращению конфликтов в СНГ» объявили о начале работы гражданской миссии «Украинцы Молдовы», призванной, как было заявлено, защитить этнические права украинцев.
27 июля с.г. в Киеве в помещении информационного агентства УНИАН состоялась еще одна пресс-конференция, посвященная реализации миссии «Украинцы в Молдове». Миссия якобы проводится «молдавскими и украинскими организациями-членами Рабочей группы по урегулированию и предупреждению конфликтов при Управлении верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН)». Цель ее, по словам украинских «правозащитников», в интеграции «украинцев Севера Молдовы» в культурную, общественную и политическую жизнь Украины.
На пресс-конференции было объявлено о проекте «русины», якобы «активно реализуемом в Молдавии при поддержке официальных властей». Основной смысл проекта «Русины Молдавии», по мнению «миссионеров» заключается в навязывании украинскому населению мысли об этнической принадлежности к «русинам, руснакам» как «второму коренному населению Молдавии» с целью их духовного отрыва от Украины, а также привития им психологии «национального меньшинства». Участники пресс-конференции заявили, что «идеологом этой программы является некий Сергей Суляк, автор книги «Осколки Святой Руси «» и что «Посольство Украины в РМ обеспокоено развитием проекта «Русины», так как Суляк периодически выезжает в украинские села с бесплатными лекциями».
На пресс-конференции прозвучали тезисы о прессинге, который якобы испытывают украинцы, проживающие в Молдове и о ведущейся денационализации украинцев.
Вечером 3 августа один из участников киевского шоу – гражданин Молдовы Александр Левицкий будучи в нетрезвом состоянии, был задержан за оскорбление работников полиции и доставлен в Комиссариат полиции с. Ботаника. Это дало повод организаторам вышеперечисленных мероприятий обвинить в этом «авторов» выдуманного ими проекта «Русины Молдавии».
Вызывает недоумение, что «защищать» права украинцев Молдавии вызвались граждане и общественные организации соседнего государства: одессит И. Каминник (Ассоциация поддержки гражданских инициатив «Ковчег»), Буковинское партнерское агентство (Черновцы), Харьковская областная медиа-группа (Харьков), а также мало кому известные граждане Республики Молдова, не имеющие никакого отношения ни к этническим украинцам, ни к украинским этнокультурным организациям Молдавии.
Настораживает и само название группы: «Рабочая группа по урегулированию и предотвращению конфликтов в Западном регионе СНГ». Всем известно, что Север Молдавии — самая безконфликтная зона нашей республики. Здесь проживают, в основном, молдаване, большинство из которых сохранило память о своем русинском происхождении, и русины, население близкое друг другу по материальной и духовной культуре. Ознаменование начала деятельности миссии серией провокаций дает основание предполагать, что именно дестабилизация ситуации в регионе — ее истинное назначение. Так же задачей украинских «правозащитников» служит насильственная «украинизация» местного населения.
Цель всей этой кампании, — дестабилизация обстановки в Республики Молдова и провоцирование межэтнических конфликтов, а главное – попытаться запугать активистов русинского движения Молдавии, сформировать негативное отношение общественности к самой идее национально-культурного возрождения русинов Молдавии, навязать гражданам Молдовы идеологические установки другого государства.
Организаторы подобных «мероприятий», вероятно, запамятовали, что сегодня не 1937 г., и что одна из самых важных общемировых ценностей – соблюдение прав человека, к которым относится и право свободного выбора национальной принадлежности и сохранения национальной культуры. Вряд ли подобные «акции» вызовут симпатию мировой общественности и многочисленных международных институтов.
Процесс возрождения русинов Молдавии, как и русинов, проживающих в других странах, подобными провокациями не остановить. Ведь их право на сохранение своей этничности закреплено многочисленными международными актами и национальным законодательством.
В Кишиневском телефонном справочнике, выпущенном в конце 1997 г. (позже не переиздавался) фигурируют, к примеру, следующие фамилии:
- Вакаров – 4 чел. (крестьянин с. Изы (Угорская Русь) Иоаким Вакаров, один из зачинателей возвращения в Православие, обвиненный австрийскими властями в 1904 г. в государственной измене и подстрекательстве против мадьярской национальности и умерший под пытками);
- Вергун – 3 чел. (галицко-русский писатель и поэт Дмитрий Вергун (1871-1951));
- Головацкий — 2 чел. (лидер галицко-русского Возрождения конца XIX в. Яков Головацкий)
- Добрянский – 8 чел. (лидер русинского Возрождения Закарпатья Адольф Добрянский);
- Грабарь – 4 чел. (дочь Добрянского Ольга Грабарь);
- Зубрицкий – 11 чел. (лидер галицко-русского Возрождения конца XIX в. Денис Зубрицкий);
- Горняк – 1 чел. (видный историк и общественный деятель русинов Сербии Михаил Горняк);
- Панько — 17 чел. (Ю. Панько, научный сотрудник Кафедры русского языка Пряшевского университета (Словакия));
- Поп – 2 чел. (Иван и Дмитрий Поп – русинские ученые из Закарпатья);
- Раковский – 3 чел. (один из зачинателей Православного движения в Угорской Руси в конце XIX в. священник Иван Раковский);
- Сидор — 2 чел. (протоиерей о. Димитрий Сидор, настоятель Кафедрального собора в г. Ужгороде, председатель «Сойма Подкарпатских русинов»);
- Яворский – 53 чел. (галицко-русский поэт, критик, этнограф, ученый, общественный деятель Юлиан Яворский (1873-1937);
К русинским фамилиям можно относятся не только фамилии, оканчивающие на –як, -ак, юк, -ук, -ей, как об этом мы упоминали ранее(22), но и фамилии с окончанием -ский, -цкий, -ич, -о, -ь, -ов, -ий. Сходство русинских фамилий с фамилиями, распространенными в России, Белоруссии и на Украине еще раз наводят на мысль о единстве Руси. Это еще раз доказывает правоту слов Г.В. Вернадского, которые вынесены в эпиграф данной статьи.