Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

03.11.2005. СУМЫ. Свято-Троицкий храм Украинской Православной Церкви поселка Липовая Долина местные власти хотят передать раскольникам из «киевского патриархата»

В редакцию газеты «Ваш шанс» обратились прихожане Свято-Троицкого храма Украинской Православной Церкви поселка Липовая Долина и попросили помочь защитить их права, гарантированные Конституцией. «Мы, прихожане канонической веры, все это время ходим на службу в эту церковь и хотим и в дальнейшем исповедовать веру, избранную нашими предками, но нас (несмотря на коллективные обращения к председателю РГА) без какого-либо на это права лишают такой возможности. В воскресенье, 23 октября, в нашу церковь (при содействии зампредседателя РГА Молошного А.П.) приехали священники УПЦ Киевского патриархата… и начали проводить там службу. Мы вынуждены были покинуть помещение церкви, и таким образом были лишены возможности участвовать в воскресной литургии. Как нам быть дальше? Куда ходить на службу? В поселке говорят, запугивают тем, что вроде бы возле церкви будет дежурить милиция и прогонять верующих УПЦ. Уже и так большая часть истинно верующих, и не только взрослых, но и много детей, вынуждены ездить в другие города и села в канонические церкви. Разве же это справедливо? Ведь сколько лет мы тоже жертвовали и на нынешнюю церковь, и на строительство новой… Мы были основателями нашей парафии, мы ее открывали, имеем соответствующий устав и хотим, чтобы она существовала и теперь, и в дальнейшем.
Конечно, мы не имеем права осуждать тех, кто сделал раскол среди верующих нашего тихого, мирного поселка… Но все же мы хотим знать, имел ли право А.Молошный, занимая государственную должность и зная ст.35 Конституции Украины, распространять листовки (прилагается) среди жителей района и сеять вражду между верующими. И имеем ли мы право проводить службы и требы в помещении, которое нам в свое время было выделено решением власти?.. Еще более обидно нам оттого, что все это делается не из-за глубоких религиозных убеждений, а только ради денег, которыми покупают нашу церковь. Но зачем нам такая церковь? Ведь в нее нельзя будет ходить, потому что она не каноническая, не благословенная».
Письма, рассказывающие о ситуации в приходе, были направлены жителями и епископу Сумскому и Ахтырскому Марку, и начальнику Липоводолинского райуправления юстиции, и районному руководству.
Выехав на место и побеседовав с жителями, мы узнали, что началом конфликта послужила ситуация вокруг помещений церкви: старой — бывшего яйцесклада, и новой, которую строили всей общиной, собирая деньги 2-3 раза в год. На сегодня ее строительство практически закончено, но еще нет куполов. А ведь приближается зима, и, если ее не покрыть, работа трех лет может пойти насмарку. По этой причине церковная община обратилась к райгосадминистрации с просьбой помочь закончить строительство. Местная же власть нашла «подходящий» выход — обратилась, в свою очередь, за финансовой помощью к «Киевскому патриархату», общины которого до этого в поселке никогда не было. Договоренность была достигнута. Правда, представители «Киевского патриархата» пообещали помощь только при условии, что новый храм власти отдадут им… Отдельные представители районной власти, видно, забыв о том, что церковь у нас отделена от государства, с завидным рвением стали убеждать липоводолинцев переходить в «УПЦ КП».
К сожалению, эту позицию поддержало и руководство православной общины. Пользуясь религиозной необразованностью отдельных прихожан, священник Богдан Илькив, который и ранее отличался, мягко говоря, оригинальным толкованием смысла Православной веры, начал «проповедовать» своим поклонникам, что, в принципе, нет никакой разницы между канонической УПЦ и «УПЦ КП». А если и есть, то разве только в том, что УПЦ — это церковь московская, а «УПЦ КП» — родная, украинская. Ту же линию в своих агитационных «проповедях» проводила и местная власть, распространяя агитлистовки собственного сочинения. Все закончилось тем, что часть «просвещенных» таким образом прихожан подписали просьбу перевести их в «Киевский патриархат2.
Однако после приезда в Липовую Долину архиепископа Сумского и Ахтырского Марка ситуация для многих верующих прояснилась и многие отозвали свои подписи.
Казалось бы, местным чиновникам стоило бы успокоиться и вспомнить о своих обязанностях. Но не тут-то было. В адрес липоводолинцев полетели воззвания, подписанные зам. главы РГА А.Молошным, в которых он излагал свои, мягко говоря, оригинальные взгляды на Библию, на Церковь, на вопросы объединения православных.
Из предоставленной нам переписки с липоводолинцами явственно следуют и пропаганда «правильной» веры, и разжигание межконфессионной вражды. А уж почему госчиновник считает своим долгом (со ссылками на Библию, составляющими большую часть текста) пропагандировать определенное вероисповедание в ущерб остальным, вообще непонятно. Кроме того, все в один голос говорят об игре на национальных чувствах, противопоставлении «украинской» и «московской» церквей.
Между тем для рассмотрения возникшей ситуации в поселок прибыл на встречу с жителями начальник отдела по вопросам религий ОГА АНАТОЛИЙ ЯРОШ:
- Эта ситуация выхода части общины из канонической церкви для области не нова. У нас есть документы о регистрации общины, а у вас — те, согласно которым, земля и здание действующей церкви переданы общине Украинской Православной Канонической Церкви. Поэтому, согласно Закону о свободе совести и религиозных организациях, если часть людей хочет переходить в Киевский патриархат, они должны оставить эту общину, создать и зарегистрировать свою организацию и обратиться к местной власти с просьбой предоставить помещение для богослужений. Они во главе с о.Богданом уже готовят документы для регистрации. Ваша же община останется в действующей церкви. Никаких претензий к ней со стороны ни власти, ни вышедших из общины быть не может.
- А как вы оцениваете пропаганду Киевского патриархата местной властью?
- Это будут рассматривать отдел кадров и отдел жалоб и предложений ОГА. Я не уполномочен это делать. Я могу только выслушать вас и доложить областному руководству.
Нам удалось побеседовать и с главным «виновником торжества», которого единогласно обвиняют в разжигании конфликта, — АНАТОЛИЕМ МОЛОШНЫМ.
- Почему вы как представитель власти заняли сторону одной конфессии?
- Я не занимал ничью сторону.
- Но вы распространяли листовки с призывами; не зная канонов Православной веры, убеждали людей в том, что думали сами…
- Я сам человек верующий, и для меня разницы между патриархатами нет. Нам хотели помочь, когда никто не интересовался нашими проблемами.
- Разве приход канонической церкви собирал деньги и строил церковь для Киевского патриархата?
- Единственное, что нами руководило, — желание выйти из сложной ситуации со строительством. Если бы я знал, что оно так обернется… Пусть бы еще сто лет строились. Не имеет значения, каким способом человек молится…
- Позволительно ли представителю власти заставлять людей менять веру?
- А вы отвечаете за эти слова, что я кого-то заставлял? Я как представитель власти вообще ничего не делал, что противоречило бы моим полномочиям.
- А распространение писем?
- Да, это я признаю, но если вы внимательно его читали, это письмо направлено на примирение.
- Не на переход в другую церковь?
- Почему другую? Это одна церковь, один Бог.
- А можно узнать содержание письма администрации РГА в милицию? (От ред.: — Это письмо было составлено А.Молошным и направлено начальнику РО УМВД Украины в Сумской области Е.Пилипенко за подписью председателя РГА С.Греся. В нем была просьба привести личный состав в готовность, установить дежурство возле храма во время богослужений, для чего уточнить график у Б.Илькива и прекратить все попытки силового варианта развития событий, видимо, подразумевая под этим законные основания прихожан отстоять свой храм. Копия письма — в редакции.)
- Эта информация о письме — только слухи, не имеющие основания. Это письмо (!) никаким службам не передавалось. Когда возникла конфликтная ситуация, я просто испугался, не знал, что делать… Но никаких мер не предпринимал, просто переговорил с людьми, которые мне посоветовали не вмешиваться, это не входит в мои полномочия. Поверьте, это все слухи, им не надо верить. И не надо копаться, стараться что-то выудить, чтобы сделать громогласную статью, доказать, какой я плохой.
- Да мы, вообще-то, в этом не заинтересованы…
- Ну вот и не надо копаться. Ну вот я сегодня подам заявление — кому-то станет лучше? Исправится ситуация? Я на это место пришел с одной целью — служить людям, и если мне сегодня хотят доказать что-то другое, они абсолютно неправы, вот и все.
Не менее содержательной оказалась наша беседа с о.Богданом.
- Будет ли община Киевского патриархата переселяться в другое помещение, раз действующая церковь юридически передана общине Канонической Православной Церкви?
- Фактически приватизации общиной какой-то определенной церкви не было. Это помещение висит в воздухе.
- Но ведь есть документ о передаче в пользование.
- А приватизации нет. Если бы здание передавалось церковной организации, оно было бы приватизировано. А раз нет, значит, оно передавалось просто человеческой общине, так я понимаю.
- Но ведь передавалось оно общине канонической церкви.
- А что такое каноническая и неканоническая церкви? Каноническая церковь была Киевская, Киевской Руси.
- Это же не национальный вопрос.
- А какой? (Далее следует диспут о происхождении веры.)
- А как вообще священник может оставить свою веру и перейти в другую, какой бы она ни была?
- Я не оставляю веры.
- А церковное руководство тоже так считает? Что можно быть священником одного патриархата и править службу другого?
- А я не правлю другой службы. Моя служба пока идет по канонам.
- А в это воскресенье?
- Приехали люди и правили. Община хотела увидеть, к чему она идет, это ее решение, а не священника или власти. Люди захотели и пригласили Киевский патриархат. При чем тут священник? Церковь — это община.
- А пастырь общины кто?
- Я не знаю, кто пастырь общины. Их много, община сама выбирает себе пастыря.
Не нам, конечно, судить, но мы почему-то думали, что священник должен учить людей, объяснять и наставлять, оберегать от греха, а не водить от патриархата к патриархату. А по желанию — к более мелким организациям христиан или и вовсе… А если община скажет: «Хотим быть сатанистами!» — священник должен их возглавить и там, раз уж община сама решает, к какой вере присоединиться?.. Но это внутрицерковные вопросы.
А теперь о «мирских» проблемах зданий… На эту тему, как и об оценке ситуации в целом, мы попросили высказаться председателя РГА СЕРГЕЯ ГРЕСЯ:
- Каждая община имеет право на свое помещение. Разделение общины в Липовой Долине, конечно, неприятно. Для большинства людей патриархат не важен, лишь бы церковь была. Но раз уж так получилось, и те, и другие имеют право на помещение. Раз зарегистрирована первой парафия Московского патриархата, они останутся в церкви. А выходцы во главе с Богданом Николаевичем тоже получат помещение. Это будет решать поселковый совет, ведь помещения — не в нашей компетенции. Недостроенная церковь будет строиться, сейчас работы понемногу идут за деньги, собранные общиной и предприятиями. Представители Киевского патриархата к нам пока не обращались, и оснований говорить о том, что они готовы нам помочь в строительстве церкви, у меня нет.
В минувшее воскресенье прихожане Троицкой церкви, защищающие каноны, придя в свой храм, нашли его запертым. Несмотря на морозное утро и то, что среди собравшихся было немало пожилых людей и детей, воскресную службу было все-таки решено провести под открытым небом. Благочинный района отец Андрей представил собравшимся нового настоятеля храма протоиерея Константина, назначенного архиерейским указом вместо освобожденного Богдана Илькива. Сторонники последнего в службе участия не принимали, но зато регулярно вступали в спор со священниками, доказывая, что Москва и Россия грабят Украину.
Кстати, несмотря на все заверения о том, что вмешиваться в дела общины райгосадминистрация не будет, буквально накануне все тот же А.Молошный присутствовал на сессии Липоводолинского поселкового совета и, не стесняясь, убеждал местных депутатов провести разъяснительную работу среди населения в поддержку бывшего настоятеля Богдана Илькива и его стремления перейти в «УПЦ КП2. Эта позиция районных чиновников вызывает, мягко говоря, недоумение…
P.S. А прихожане храма, выступившие против раскола, сказали нам, что они молятся за вразумление своего бывшего настоятеля. Ведь это уже не первая его попытка уйти в раскол…
P.P.S. В понедельник, 31 октября, родственнице корреспондента ВШ, работавшего над этим материалом, поступил звонок с явными угрозами в адрес нашей сотрудницы и ее семьи (фамилия и должность сторонницы «УПЦ КП2 нашей газете известны). Как раз в это время в ее кабинете находился бывший настоятель Троицкой церкви. Случайно ли? Редакция ВШ, упреждая нежелательные провокации как с ее стороны, так и со стороны других приверженцев КП, направила письма на имя начальника УМВД в Сумской области и начальника СБУ в Сумской области с просьбой не допустить любых проявлений религиозного экстремизма.
Богдана Александрова,газета «Ваш шанс»