Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Начальник миссии социальной помощи детям архимандрит Филарет (Кучеров): «На протяжении всего сложного времени становления личности Церковь пытается помочь молодому человеку сохранить себя в обществе»

Начальник миссии социальной помощи детям архимандрит Филарет (Кучеров): «На протяжении всего сложного времени становления личности Церковь пытается помочь молодому человеку сохранить себя в обществе»

— Тема защиты прав ребенка становится в нашей стране все более актуальной. Отче, как вы относитесь к инициативам Президента и правительства, касающимся, в частности, преодоления детской беспризорности?
— В последние годы растет количество детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения.
Причины различные: и экономические, и психологические, и социальные, но, может быть, в первую очередь — это духовная болезнь всего нашего общества. Как правило, большое число детей становится сиротами не по причине смерти родителей, а по причине отказа последних от воспитания ребенка и влияния на его дальнейшую судьбу.
Помнится, еще в январе 1994 году Президент Украины Л. Кучма издал указ о национальной программе «Дети Украины». В апреле того же года было подписано постановление Кабмина, касающееся улучшения воспитания, обучения, социальной защиты и материального обеспечения детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Но, к великому сожалению, уровень сиротства в Украине возрос: 1994 год — около 90 тысяч детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения; 2005 год — эти показатели увеличились на 60 %. За последние пять лет число усыновленных детей уменьшилось на 40 %.
Идея Президента Украины В. Ющенко и министра по вопросам семьи, молодежи и спорта Ю. Павленко, выраженная на проходившем в Киеве круглом столе по вопросам защиты прав детей, не нова, но действительно актуальна. В первую очередь необходимо, чтобы бюджетные средства доходили до ребенка, а не растворялись в коридорах социальных учреждений.

— Отче, вы являетесь главой Миссии УПЦ социальной помощи детям. Что вы можете сказать о церковной опеке над детьми- сиротами и беспризорниками?
— Церковь, как боголюбивая Мать, всегда имела и имеет попечение о тех людях нашего общества, которые лишены каких-либо человеческих и жизненных благ. Церковь хоть и отделена от государства, но не отделена от общества, и решение всех насущных проблем в первую очередь является ее прерогативой. Поэтому в государстве она должна заниматься социальными программами, направленными на воспитание детей-сирот, детей, лишенных родительского попечения, детей-инвалидов, как это было в дореволюционной России обществе и в настоящее время происходит в западных странах.
Но сегодня мы имеем проблемы с церковной опекой. В Украине в этом вопросе законы пока несовершенны. Мы ожидаем принятия нового Закона «О свободе совести и религиозных организациях», в котором оговаривается отдельным пунктом вопрос о создании церковных детских домов и учебных заведений. На круглом столе по вопросам детства Президент В. Ющенко дал поручение министру образования подготовить изменения к закону об образовании, где также эти проблемы будут затронуты.
Церковное и библейское отношение к детям наиболее полно выражено в Священном Писании: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19, 14). Я думаю, следуя этим словам, мы приблизимся к идеалам христианского государства.

— Чем сейчас занимается Миссия социальной помощи детям?
— Два года назад распоряжением Киевской областной администрации в собственность Киевской Митрополии передан бывший детский санаторий, на базе которого были созданы два церковных подразделения. Первое — Миссии социальной помощи детям, деятельность которой была бы направлена на решение социальных программ, связанных с детьми. Мы планируем создать один из самых больших церковных детских центров, который смог бы разместить до 300 человек. Вторым подразделением станет женский монастырь, сестры которого, кроме основных задач монашеского служения, занимались бы и социальными программами.
В настоящее время этот комплекс только строится, и пока не стоит вопрос о наборе детей. Да и законодательно, как я говорил, этот вопрос еще не урегулирован. Если говорить о других программах, то сегодня миссия занимается программами в различных дошкольных и лечебных детских учреждениях, проводит благотворительные акции, духовно окормляет детский интернат в Радомышле Житомирской области.
Непосредственно программами по детям занимаются многие епархии и монастыри. Существуют детские дома при храмах и монастырях, куда воспитанники попадают с улицы или их приводят родственники, которые просто не в состоянии воспитать и содержать ребенка.
Многие женские монастыри воспитывают девочек. Есть семьи священников, которые при храме организовывают приюты для детей, они и являются их опекунами. Такие детские приюты — по сути, детские дома семейного типа, но их содержание, как правило, осуществляется только за счет семьи священника или прихожан.

— Сегодня много говорится о том, что интернатное воспитание не самое лучшее. Что государство может дать сиротам!?
— Предложенное министром по делам семьи и молодежи Ю. Павленко реформирование интернатов в детские дома семейного типа само отвечает на поставленный вопрос: ребенок должен воспитываться в семье. Но превратить все интернаты в дома семейного типа очень сложно и, наверное, практически невозможно. Сейчас в Украине насчитывается около 130 тысяч сирот. Сколько же нужно семей и новых домов, где бы родители смогли принять сирот? Кроме того, ведь сегодня существуют интернаты, где делается все возможное, чтобы ребенок был полноценным гражданином общества, имея в своей душе высокие духовные ценности. Я уже упоминал об интернате в Радомышле не просто так. Я вижу, как к воспитанникам относятся преподаватели и воспитатели, я вижу, как директор школы с раннего утра до позднего вечера находится вместе с детьми и в учебном процессе, и в послушании по хозяйству, и в отдыхе. Там личностное отношение к своей работе. Независимо от того, где воспитывается ребенок — в государственном или в церковном заведении — в первую очередь он должен получить любовь, тепло и ласку, которую бы он имел в своем родном доме. Конечно, духовного воспитания, получаемого в церкви, ребенку в обычном интернате не хватает. Многие утверждают, что после нескольких месяцев пребывания ребенка на улице в его психике происходят изменения, в результате чего обществу его можно вернуть после длительной реабилитации. На мой взгляд, если ребенок попадает в духовно здоровую среду, процесс его реабилитации может сократиться. Воспитатель, который сталкивается с реабилитацией сложного ребенка, независимо от того, кто это — священник, педагог или психолог, в первую очередь должен понять внутреннее состояние ребенка и своим примером показывать воспитаннику путь, на который он должен встать.

— Согласно статистическим данным, Украина занимает шестое место среди стран, откуда были «импортированы» дети-сироты в США (723 ребенка за 2004 год.) Как вы относитесь к вопросу международного усыновления?
— Вопрос очень сложный. Необходимо понять намерения людей, принимающих нашего ребенка. Что стоит за усыновлением: любовь, нажива или что-то другое, может, даже страшное, например, использование для трансплантации органов? Мы должны создать все условия для того, чтобы наши граждане усыновляли наших детей, и, прежде всего, сократить сроки оформления документов. Да и институт опекунских органов не должен быть крупной бюрократической машиной, зачастую приносящей хорошую прибыль в карманы клерков.

— Очень часто бывает, что дети становятся никому не нужными при живых родителях. Как помочь таким семьям?
— У нас в Украине сегодня беспризорными бывают не только дети, но и родители, брошенные на произвол судьбы государством. Где социальная сфера, дающая возможность одинокой матери воспитывать ребенка или больным бабушкам и дедушкам воспитывать своего внука? Они просто вынуждены передать их на содержание государства. Я лично знаю семью, дети которой находятся в интернате. Родители больны и не могут их содержать, но делают все возможное, чтобы дети были воспитаны в рамках любви и уважения к ближнему. Вот таким людям нужно помогать.

— По статистике, в первые пять лет после выпуска из интерната каждый пятый его воспитанник становится бомжем, каждый второй совершает противозаконное действие и, наверное, самое страшное — каждый седьмой прибегает к попыткам самоубийства. Отче, как Церковь может повлиять на ситуацию?
— Это действительно острая проблема. И не только Церкви, а всего общества. Действие любых социальных программ заканчивается для ребенка, когда он получает в руки диплом об окончании интерната. Перед юношей или девушкой встает извечный вопрос «Что делать?» И этот вопрос должен задавать себе не только воспитанник интерната, но и государство. В Украине нет никаких стипендий для таких детей. Да, многие поступают в вузы, но не могут учиться, потому что у них нет средств к существованию, у них нет мамы, которая пришлет посылку с едой и теплыми вещами, они не могут заплатить за лечение, а самое страшное — некоторые из них не могут заплатить преподавателю за сдачу экзамена. Вот горький опыт, до которого мало кому есть дело. Люди духовно крепкие, получившие определенное воспитание, могут устоять перед равнодушием общества, они не станут пьяницами и наркоманами, они найдут любой доступный и справедливый путь к существованию. На протяжении всего этого времени сложного становления личности Церковь пытается помочь молодому человеку сохранить себя в обществе, но, кроме Церкви, и государство должно принять во внимание эту очень серьезную проблему. В заключение хочу сказать, что основной проблемой в воспитании детей является то, что дети не имеют понятия о Боге, нравственном законе в душе. Поэтому я хочу призвать представителей всех ветвей власти откликнуться на призыв Церкви, которая просит: «Пустите Бога в школу, пустите Бога в детские сердца». Лишь тогда мы сможем получить благодатные и добрые плоды, которые смогут в будущем решить те острые проблемы, о которых мы сегодня говорим. Пускай Господь укрепляет всех людей доброй воли и благословляет добрые намерения улучшить жизнь социально незащищенных слоев нашего общества.

Записал Владимир Свистун