Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит: «Православие — это созидающая, возрождающая и спасающая сила»

50-Летие епископа Ипполита

Епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит: «Православие — это созидающая, возрождающая и спасающая сила»

Епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит родился в городе Краматорске Донецкой области 10 мая 1955 года, учился, затем в Славянске окончил энергостроительный техникум. В 1974 году по распределению был направлен на работу в Харьковский научно-исследовательский институт, одновременно учился на вечернем отделении политехнического института. С 1974 — 1976 год служил в Советской армии в Казахстане. Затем вернулся в Харьков, продолжил работу и учебу, пел в архиерейском хоре Благовещенского собора. В 1979 году поступил в Московскую Духовную семинарию, по ее оканчанию — в Московскую Духовную Академию. Получил диплом регента церковного хора, управлял хорами. В конце 1982 года поступил в число братии Троице-Сергиева монастыря. В 1985 году окончил Духовную Академию, став кандидатом богословия. Был направлен на послушание в Свято-Данилов монастырь (г.Москва). В 1988 году служил в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Через год после возвращения оттуда был назначен благочинным Свято-Данилова монастыря, в 1990 году по благословению Святейшего Патриарха Пимена стал наместником этого монастыря. Еще через год был направлен на послушание в Свято-Пафнутьевский Боровский монастырь Калужской области. 16 августа 1992 года посвящен в сан епископа и назначен наместником Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Потом стал правящим архиереем Донецкой епархии. С апреля 1999 года — правящий архиерей Тульчинской епархии Винницкой области.

— Владыка, поздравляем Вас с юбилеем! Хотелось бы в нашей беседе поговорить о главном. Что для Bac как православного христианина, монаха, архиерея означает понятие «церковь»?
— Прежде всего, Церковь — это не понятие, а живой организм. Когда мы говорим о Церкви, речь идет о Христовой Церкви Новозаветной. Но при этом не исключается, безусловно, и история Ветхого Завета. Церковь, как определяет катехизис, — это общество верующих, объединенное одной верой, одним образом жизни, одной целью, а именно: Жизнью Вечной. Вопрос Жизни Вечной в современном мире у многих вызывает глубокое сомнение, так как для рационального мировоззрения – это непостижимая истина. Как свидетельствует Святая Библия, Господь Бог дал человеку Свой Божественный образ, вдохнул в созданного из земли человека Дух. Бог — это Вечность. Поэтому и человек — это носитель частички Вечности. Душа бессмертна. Как бы сложно и трудно ни было разуму с этим согласиться, понять этого человеческий разум не может. Это основа метафизического мировоззрения. Поэтому как бы трудно и сложно ни было человеческому разуму это принять, но единственный путь к Богу — поверить Библии.
Очень многие великие люди, деятели культуры, науки, прекрасно знали Библию, и вся их деятельность пронизана Библейским Духом. В этом несложно убедится, прочитав Библию. Библия — это есть Книга книг, которая писалась под действием Святаго Духа Свыше из Того Духовного Мира, откуда и дан образ Божий человеческой душе.
Сразу это понять сложно: истинные знания приходят всегда после веры. Вера первична — знания вторичны. Вера — это большая сила, это движущая сила. И Вера — это подвиг для разума. Разум — это одна из составляющих сил души. Разум нейтрален. Это большая сила, а потому необходимо его направлять во служение благу. А единственное правильное русло — это путь Православной Веры. Душа обязана трудиться, совершать подвиг веры, чтобы дойти до этой простой истины.
Вернемся к вопросу Жизни Вечной. Церковь — это есть путь к Жизни Вечной. Церковь — это не только общество верующих на Земле. Единая Христова Церковь включает в себя две Церкви: Небесную, торжествующую там, где имеют место святые угодники, и Церковь земную воинствующую, где не прекращается борьба злой силы за людские души. Зло борется с Богом, а полем боя является сердце человека. Поэтому вся жизнь человеческая на земле проходит в постоянной борьбе. Путь христианской жизни, путь церковной жизни — это путь, отличный от жизни мира, мира развращенного, погрязшего во зле. Святое Евангелие свидетельствует об этом очень ясно.
Поэтому Церковь — это не абстрактное философское понятие или идея. Церковь — это сама жизнь. Ведь были атеистические времена, когда пытались доказать, что Христос — это миф. И ни о каком Воскресении Христовом речи не могло идти. Об этом искусственно замалчивалось. Но прошли времена — истина осталась таковой, какая она есть. Истина Воскресения Христова подтверждается ежегодным схождением Благодатного Огня в Иерусалиме на Гроб Господень, откуда воскрес Христос. Это факт.
Церковь — это есть путь к Жизни Вечной, Жизни настоящей. Сегодня единственная Церковь — Православная — сохраняет учение Христово в том виде, в котором Христос его дал человеческому роду. В 1054 году от Вселенской Христовой Церкви откололась Римская епархия. От раскола до ереси полшага. Там, где нарушена каноническая дисциплина, там начинаются извращения в области догматической, в области вероучительной. Секты же пошли от протестантов, которые в XVІ веке, в свою очередь, откололись от католиков. И сегодня все секты — это плод протестантского раскола. Очень далеко ушли сектанты от Истины. Сектантство — это есть отклонение от догматики Христовой Церкви, отклонение и извращение церковных истин вероучения. Многие сектанты именуют себя христианами и называют себя Церковью. Но Церковь — это путь правильный, путь Христов, а секты — это извращения.
Сектантство и ересь — в каком-то смысле синонимы. Ересь — это нарушение догматики и вероучительных истин. А раскол включат в себя и нарушение канонической дисциплины, и нарушение истин вероучения. Это присуще практически всем современным отступникам и раскольникам. Раскол все углубляется и порождает ересь. Католики откололись по политическим мотивам, но раскол не может не породить ересь. У них возникло множество догматов, которых никогда не существовало в христианстве. Отколовшись от католиков, протестанты ушли от истин еще дальше. А от протестантов образовалось множество сект, которые и вовсе не могут именоваться Церковью.

— Значит ли это, что в полном смысле именоваться Церковью Христовой может только Церковь Православная?
— Действительно, только Православная Церковь, которая сохранила Истины Веры Христовой искони — то есть от Самого Христа через Апостолов и Святых отцов, и об этом свидетельствует Книга Правил. Все остальные именующие себя «церквами» — это суть раскольники, еретики и сектанты.

— Однако православными называют себя и приверженцы филаретовского Киевского патриархата и сторонники УАПЦ? Кстати, в последнее время участились призывы объединить данные юрисдикции с Украинской Православной Церковью и создать единую «поместную украинскую национальную церковь».
— В этом направлении идет очень сильное давление. Определенным кругам выгодно ослабить духовные силы Православия. Можно с полным основанием предположить, что такая Церковь не в состоянии уже будет противостоять, препятствовать агрессии униатства и католиков. Трагедия состоит в том, что пока силы Канонического Православия в Украине, возглавляемого Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, тратятся на оборону от посягательств раскольников и самосвятов, наступление на Каноническое Православие ведут греко-католики, униаты.
Они используют политическую ситуацию для загрязнения православных рядов. Политика – это всегда нечто земное. А злостное, грубое нарушение Канонов лишает Церковь благодатных сил. Объединение не принесет мира. Нет, это — ложь! Самообман! Смятение душ! Это — очередной раскол! Но там, где в Церкви начинаются политика, национализм, там кончается Вера, там кончается Церковь. Нет во Христе ни эллина, ни иудея — все едины, так сказано в Евангелии. Не решит ни одной проблемы такое объединение, напротив — породит десятки новых проблем в Церкви, лишенной канонической чистоты.

— Вы неоднократно весьма аргументировано анализировали политизированное движение к автокефалии УПЦ.
— Совершенно надуманным является политизированное стремление к автокефалии в Украине. Среди верующего православного народа ничего подобного нет. Искусственное подталкивание к пропасти, каковою является автокефалия — это происки недругов Церкви. Разделяй и властвуй — это принцип зла. Его цель оторвать сейчас Православие в Украине от Святой Руси, это значит забыть, что Киев всегда изначально был и остается Матерью Православной Святой Руси. Сегодня Православие на Западной Украине практически повсеместно пытаются вытесняется административными методами.

— Какой же путь должны избрать те, кто искренне желает мира и благоденствия для нашего народа?
— Путь один: вернуться к вере своих отцов. К вере Святаго князя Владимира. Вернуться к этой Святой Вере без лукавства, без лицемерия, как верили наши предки, и они этой верой были сильны, и эту силу нам передали. Наша задача, приняв Святую Веру чистую, в чистоте ее сохранить, пронести, и в чистоте передать потомкам. Это обеспечит дальнейшую жизнь на земле, а ничто другое, никакая другая сила. Вот и вся миссия.
История доказала, что Православие — это единственная созидающая, укрепляющая, возрождающая, спасающая сила. В течение всех двадцати веков — человек такой же. И душа его, и внутреннее устройство — по образу и подобию Божию как было, так и есть. И смысл человеческой жизни остается. Бог не создал жизнь, чтобы ее губить. Бог создал жизнь по Своей Любви. Кто будет плод своей любви губить? Губят жизнь люди, к сожалению. И познать то, как Господь любит человека, величие Божественной Любви нам непостижимо. Мы одно думаем, другое говорим, третье делаем, четвертое предполагаем… Грех разделил силы души человека. А если их соединить? Соединяет лишь Православный Дух.

— В духовной литературе много говорится о молитве. А чем является молитва для Вас?
— Молитва — это беседа с Богом. Общаясь с Богом, ты получаешь духовный заряд большой силы. Молиться о ком-то — значит переживать о нем, желать ему исправления, болеть за этого человека сердцем, душой. Без этого сердечного болезнования и молитвы не будет, и есть такое выражение: поминают многие, а молятся единицы. Поминать человека — это просто вспомнить о нем. А вот молитва — это просьба, это ходатайство, это ручательство перед Богом за этого человека. Поэтому молитва — это очень ответственное действие. Молящийся о ближнем берет на себя полностью ответственность за состояние души того, за кого просит. Поэтому это тяжело. Поэтому это и есть один из самых больших трудов. Как говорят в народе: труднее всего молиться и родителей до смерти досмотреть. Священнослужитель предстоит от народа. И кто бы в народе ни стоял, с какими бы пороками, слабостями, грехами — священнослужитель ходатайствует обо всех: и о всех, и о вся.
Самые прочные отношения между людьми устанавливаются тогда, когда они через Христа, через Бога. Характер остальных любых отношений гораздо слабее, ибо он легко раним и подвержен земным веяниям.

— Владыка, Вы отмечаете юбилей. Каковым Вам видится сегодня пройденный жизненный путь?
— Прежде всего, слава Богу, за все! С Божией помощью, старался жить по совести, т. е. не допускать в жизни двойственности мыслей, слов и дел. Как у меня это получалось, судить не мне. За все доброе благодарю Бога, поскольку все доброе принадлежит Его Благому Промыслу и Его Милости. Желаю только одного — быть послушным орудием в руках Спасительного Промысла Божия, быть верным послушником Главы нашей Святой Православной Церкви — Христа Спасителя. Об этом молю Господа. Молюсь также о том, чтобы Он защитил чистоту Святой Православной Веры и единство нашей Святой Православной Церкви, а всех нас, своих чад, уберег от антихристовой глобализации.

Материал подготовил В. Анисимов