Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Викарий Харьковской епархии епископ Онуфрий: «Общество нуждается в нас. Главное — не забывать об этом»

35-летие со дня рождения епископа Изюмского Онуфрия

ВИКАРИЙ ХАРЬКОВСКОЙ ЕПАРХИИ ЕПИСКОП ИЗЮМСКИЙ ОНУФРИЙ: «Общество нуждается в нас. Главное — не забывать об этом»

Епископ Изюмский Онуфрий (в миру Олег Легкий) родился 27 марта 1970 года в городе Ходорове, Жидачевского района, Львовской области в семье священника.
В 1986 г. окончил музыкальную школу по классу фортепиано, а в 1987 г.среднюю школу. В 1987 г. поступил на работу в Львовское епархиальное управление. В октябре 1989 г поступил на работу в Харьковское Епархиальное Управление. 28 августа 1990 года рукоположен митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом во диакона, а 4 октября 1992 во священника.
В 1993 году окончил Одесскую Духовную Семинарию, а в 1998 году — Киевскую Духовную Академию. В 1993 году возведен в сан протоиерея. 17 апреля 2000 г. постановлением Священного Синода Украинской Православной Церкви утверждено викариатство по Харьковской Епархии города Изюм.
В Ближних Пещерах Киево-Печерской Лавры в храме преподобного Феодосия Печерского 20 апреля 2000 года протоиерей Олег Легкий пострижен в монашество с именем Онуфрий в честь священномученика Онуфрия (Гагалюка), архиепископа Харьковского.
21 апреля 2000 г. Блаженнейшим Владимиром Митрополитом Киевским и всея Украины возведен в сан архимандрита, с наречением во епископа Изюмского.
В Лазареву Субботу 22 апреля 2000 года, в трапезном храме Киево-Печерской Лавры за Божественной Литургией рукоположен в сан епископа. В 2003 году в Христианской Богословской Академии в Варшаве владыка защитил Магистерскую диссертацию на тему «Харьковская епархия (1850 — 1992 гг.). Историко-каноническое исследование». Удостоен многих церковных и светских наград. Владыка, по случаю своего 35-летнего юбилея дал интервью УПЦ.

— Владыка, Вы из духовного сословия, скажите, данный фактор повлиял на решение принять священный сан?
— По моему глубокому убеждению, семейный уклад является важнейшим фактором в развитии и становлении личности молодого человека. Вполне уместными могут быть сомнения о степени влияния различных общественно-политических и социально-культурных течений, стремительно меняющихся в переломные моменты истории. Но ценность семьи, рассматриваемая в педагогической плоскости, является, можно сказать, абсолютной. Неслучайно говорят, что воспоминания детства запечатлеваются в сознании как самые яркие и сильные. По воле Божьей, мне суждено было родиться в семье священника. Я бесконечно благодарен моим родителям за то, что тепло их молитвы, мерцание лампад в домашнем молитвенном углу и красота православного богослужения с его неповторимой глубиной и богатством содержания вошли в мою жизнь с самого раннего детства. Все это, равно как и многое другое из того, чем сызмальства окружали меня в моей семье, навсегда вошло в мое сердце и определило всю мою дальнейшую жизнь.

— Вы трудились во Львовском епархиальном управлении, затем — в Харьковском. Расскажите об этих периодах своей жизни. Какими яркими событиями и впечатлениями для вас они отмечены?
— Галицкая земля — это моя родина. Там я начинал познавать мир, там я, вступив на трудовую стезю в Львовском епархиальном управлении, делал первые шаги в постижении тонкой науки общения с людьми. В те времена Львовская епархия отличалась значительной обширностью. В ее состав входили Львовская и Тернопольская области. Много времени приходилось проводить в поездках по епархии. Для меня особенно памятны посещения Почаевской лавры. Выдержав треволнения времен советской власти, она стала символом крепости и непоколебимости православного духа. Уже тогда я проникся чувством глубокого уважения к тем людям, которые, оставив мирские радости, всецело посвятили себя служению Богу и Церкви.
С 1989 г. я тружусь в г. Харькове. За этот период времени Харьков и вся Слобожанская земля стали для меня такими же дорогими и близкими, какими когда-то были, да и остаются по сей день, Львов и земля Галицкая. Харьков — очень интересный город. Обыденная суетность и даже серость промышленного центра восполняется архитектурным великолепием храмовых комплексов, особенно в центральной части города. Харьковчане — люди, преимущественно, интеллектуального труда. Именно этим, пожалуй, обусловлен осмысленный подход к вопросам веры, культуры, истории. Я глубоко убежден, что Харьков таит в себе огромный духовный потенциал, которому еще предстоит раскрыться. И от нас, священнослужителей, зависит, насколько близко время этого духовного возрождения.

— Ваше Преосвященство, Вы получили образование в двух духовных школах: Одесской, а затем — Киевской. Насколько важна пастырская образованность в наши дни?
— Во все времена и священническое и епископское служение требовало значительной духовной и интеллектуальной подготовки. Однако современное секуляризованное общество, давно отошедшее от основ христианского мировоззрения, ставит перед Церковью целый ряд вопросов, ответ на которые требует специальной подготовки. Человек ищущий ждет от нас, архипастырей и пастырей, адекватного ответа на поставленные вопросы. Нам необходимо глубокое, осмысленное, целостное знание православной духовной традиции. Священное Писание, святоотеческая литература, литургические памятники, исследования в области богословия, экзегетики, канонического права и т.д. — все это богатое наследие существует для того, чтобы помогать нам в деле нашего служения ближним. Познание всего этого возможно только при условии получения систематического образования в духовной школе, без чего всякое церковное служение, особенно епископское, представляется весьма затруднительным.

— А как Вы оцениваете состояние современного богословия?
— Русская православная богословская школа, в течение 70-ти лет советской власти не имевшая развития, к сожалению, много потеряла. Перспективам развития, обозначившимся к нач. XX столетия, реализоваться так и не судилось. В наше время наблюдается постепенная реанимация богословской мысли. Некоторые устремили свои взоры на запад, намереваясь найти источник вдохновения в библиотеках европейских университетов. Такой подход мне представляется не лишенным опасности. Необходимо помнить, что православное богословие консервативно. Науку, конечно, необходимо совершенствовать. Но под этим совершенствованием я понимаю, прежде всего, углубление знания церковного наследия, рожденного мощным творческим духом наиболее плодотворных периодов церковного бытия. Однако, вопрос этот, надо признать, не простой и требует особого рассмотрения.

— Постановлением Священного Синода УПЦ, Вас назначили епископом на вновь утвержденное викариатство в городе Изюм.
— Решение Священного Синода Украинской Православной Церкви об избрании меня в епископы было для меня неожиданным. Выполняя различные послушания при Митрополите Никодиме и в последствии имея честь сослужить столь авторитетному иерарху в сане священника, я проникся чувством трепетного уважения к епископскому служению. Никогда не думал, что буду удостоен чести выполнять столь ответственное церковное послушание. По сей день я сыновне благодарен владыке Никодиму, проявившему ко мне поистине отеческое доверие и ходатайствовавшему обо мне перед Священным Синодом Украинской Православной Церкви.

— С владыкой Никодимом связано ваше становление как священнослужителя, а ныне вот уже пять лет под его руководством Вы проходите архиерейское служение. Вы уже давно знакомы с митрополитом?
— О Владыке Никодиме можно говорить очень много. Митрополит Никодим занимает выдающееся место среди достойнейших иерархов Вселенского Православия. Он — человек непреклонной воли, у которого слово никогда не расходится с делом. Имя Владыки Никодима, не побоюсь столь высоких слов, уже написано золотыми буквами на скрижалях церковной истории. Достаточно вспомнить о роли Владыки Никодима в новейшей истории Украинского Канонического Православия в связи с судьбоносным Харьковским собором 1992 г. Искреннее восхищение вызывает отношение Владыки к богослужению и вопросам церковного благочиния. Несмотря на почтительный возраст и связанные с ним определенные трудности, Владыка много времени проводит за работой, вникая в многоразличные вопросы епархиальной жизни. Выходят в свет поэтические произведения владыки. Некоторые из них были положены на музыку и, к всеобщей радости, недавно вышли в свет в трех музыкальных альбомах. Владыке Никодиму я обязан очень многим. Поэтому непрестанно возношу свои посильные молитвы о том, чтобы Господь укрепил силы нашего любимого архипастыря на славу Святой Православной Церкви и на радость боголюбивого верующего народа.

— Темой вашей диссертации стала церковная история Слобожанщины. «Харьковская епархия (1850 – 1992гг.). Историко-каноническое исследование» – Ваша магистерская работа. Что вас привлекло к исследованию именно этой темы?
— Работая над магистерской диссертацией, я имел возможность ознакомиться с многими документами, имеющими отношение к истории Харьковской епархии втор. пол. XIX-XX вв. Многое из просмотренного было для меня внове. Однако, самое сильное впечатление осталось у меня от материалов, относящихся к жизни слобожанских новомучеников, пострадавших за веру в 30-х гг. XX ст. Среди них был и священномученик Онуфрий, во имя которого я имел честь принимать монашеский постриг. Дай Бог все нам иметь хотя бы часть той силы веры, которую явили они в час сурового испытания!

— Владыка, сегодня много говорится о миссии Церкви и использованиии новейших технологий. Вы это знаете не словах, ведь в последние годы активно сотрудничаете с местными телеканалами. Насколько плодотворны такие взаимосвязи?
— Силу влияния на общество современных средств коммуникации переоценить трудно. Поэтому мы, действительно, активно работаем с телевидением и радио. На всех харьковских теле- и радиоканалах представлены православные передачи, рассчитанные на широкий круг телезрителей и радиослушателей. Основы православной веры и нравственности, история церкви и церковное искусство, актуальные проблемы диалога Церкви и общества, современная жизнь Харьковской епархии — обо всем этом можно узнать с экранов телевизоров и радио.

— Ваше Преосвященство, 35 лет — это, как говорится, время рассвета трудовой деятельности. Какие планы надеетесь реализовать?
— Современная жизнь требует действий и представляет обширное поле для деятельности. Общество нуждается в нас. Главное — не забывать об этом. Мы, православные, обладаем великим сокровищем. И сокровище это — вера наша. А вера без дел, как известно, мертва.

Записал Сергей Богодеев