Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Викарий Харьковской епархии епископ Изюмский Онуфрий: «Общество нуждается в нас. Главное — не забывать об этом»

35-летие со дня рождения епископа Изюмского Онуфрия

28.03.2005. ХАРКІВ. Єпископ Онуфрій відзначив свій 35-й день народження
Вікарію Харківської єпархії єпископу Ізюмському Онуфрію виповнилось 35. З нагоди ювілею у кафедральному соборі Харківської єпархії була відслужена Божественна літургія, після неї — подячний молебень. Іменинника привітали митрополит Харківський і Богодухівський Никодим, керівники області та міста, соборні священнослужителі, студенти Харківської духовної семінарії, духовенство єпархії і тисячі вірних.

05.04.2005. ХАРЬКОВ. Епископ Изюмский Онуфрий — харьковчанин года -2004
По приглашению Института рейтинговых исследований Ассамблеи деловых кругов Украины викарий Харьковской епархии епископ Изюмский Онуфрий принял участие в торжественной церемонии чествования лауреатов регионального рейтинга «Харьковчанин года — 2004». Во Дворце студентов Национальной юридической академии Украины имени Ярослава Мудрого собрались государственные деятели, политики, лидеры общественных объединений, предприниматели, чьи конструктивные и взвешенные действия способствовали в 2004 году развитию харьковского региона. Владыка Онуфрий стал лауреатом регионального рейтинга в номинации «Государственные и общественные деятели». За существенный вклад в развитие экономического, научного и культурного потенциала Харьковщины епископ Онуфрий был награжден именным дипломом и нагрудным знаком «Харьковчанин года — 2004». Высокую награду вручил председатель Совета экспертов института рейтинговых исследований А.И. Саввов.

ВИКАРИЙ ХАРЬКОВСКОЙ ЕПАРХИИ ЕПИСКОП ИЗЮМСКИЙ ОНУФРИЙ: «Общество нуждается в нас. Главное — не забывать об этом»

Епископ Изюмский Онуфрий (в миру Олег Легкий) родился 27 марта 1970 года в городе Ходорове Жидачевского района Львовской области в семье священника. В 1986 году окончил музыкальную школу по классу фортепиано, в 1987 — среднюю школу. Поступил на работу в Львовское епархиальное управление. В октябре 1989 года поступил на работу в Харьковское епархиальное управление. 28 августа 1990 года рукоположен митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом во диакона, а 4 октября 1992 — во священника.
В 1993 году окончил Одесскую духовную семинарию, в 1998 году — Киевскую духовную академию. В 1993 году возведен в сан протоиерея. 17 апреля 2000 г. постановлением Священного Синода Украинской Православной Церкви утверждено его викариатство по Харьковской епархии города Изюм.
В Ближних Пещерах Киево-Печерской Лавры в храме Прп. Феодосия Печерского 20 апреля 2000 года протоиерей Олег Легкий пострижен в монашество с именем Онуфрий в честь священномученика Онуфрия (Гагалюка), архиепископа Харьковского.
21 апреля 2000 г. Блаженнейшим Владимиром Митрополитом Киевским и всея Украины возведен в сан архимандрита с наречением во епископа Изюмского.
В Лазареву субботу 2000 года в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры за Божественной Литургией рукоположен в сан епископа. В 2003 году в Христианской богословской академии в Варшаве владыка защитил магистерскую диссертацию на тему «Харьковская епархия (1850-1992 гг.). Историко-каноническое исследование». Удостоен многих церковных и светских наград. По случаю своего 35-летнего юбилея владыка Онуфрий дал интервью УПЦ.

— Владыка, вы из духовного сословия, скажите, данный фактор повлиял на решение принять священный сан?
— По моему глубокому убеждению, семейный уклад является важнейшим фактором в развитии и становлении личности молодого человека. Вполне уместными могут быть сомнения о степени влияния различных общественно-политических и социально-культурных течений, стремительно меняющихся в переломные моменты истории. Но ценность семьи, рассматриваемая в педагогической плоскости, является, можно сказать, абсолютной. Не случайно говорят, что воспоминания детства запечатлеваются в сознании как самые яркие и сильные. По воле Божией, мне суждено было родиться в семье священника. Я бесконечно благодарен моим родителям за то, что тепло их молитвы, мерцание лампад в домашнем молитвенном углу и красота православного богослужения с его неповторимой глубиной и богатством содержания вошли в мою жизнь с самого раннего детства. Все это, равно как и многое другое из того, чем сызмальства окружали меня в моей семье, навсегда вошло в мое сердце и определило всю мою дальнейшую жизнь.

— Вы трудились во Львовском епархиальном управлении, затем — в Харьковском. Расскажите об этих периодах своей жизни. Какими яркими событиями и впечатлениями для вас они отмечены?
— Галицкая земля — это моя родина. Там я начинал познавать мир, там я, вступив на трудовую стезю в Львовском епархиальном управлении, делал первые шаги в постижении тонкой науки общения с людьми. В те времена Львовская епархия отличалась значительной обширностью. В ее состав входили Львовская и Тернопольская области. Много времени приходилось проводить в поездках по епархии. Для меня особенно памятны посещения Почаевской лавры. Выдержав волнения времен советской власти, она стала символом крепости и непоколебимости православного духа. Уже тогда я проникся чувством глубокого уважения к тем людям, которые, оставив мирские радости, всецело посвятили себя служению Богу и Церкви.
С 1989 г. я тружусь в Харькове. За этот период времени Харьков и Слобожанская земля стали для меня такими же дорогими и близкими, какими когда-то были, да и остаются по сей день, Львов и земля Галицкая. Харьков — очень интересный город. Обыденная суетность и даже серость промышленного центра восполняется архитектурным великолепием храмовых комплексов, особенно в центральной части города. Горожане — люди, преимущественно, интеллектуального труда. Именно этим, пожалуй, обусловлен осмысленный подход к вопросам веры, культуры, истории. Я глубоко убежден, что Харьков таит в себе огромный духовный потенциал, которому еще предстоит раскрыться. И от нас, священнослужителей, зависит, насколько близко время этого духовного возрождения.

— Ваше Преосвященство, вы получили образование в двух духовных школах: Одесской, а затем — Киевской. Насколько важна пастырская образованность в наши дни?
— Во все времена и священническое и епископское служение требовало значительной духовной и интеллектуальной подготовки. Однако современное секуляризованное общество, давно отошедшее от основ христианского мировоззрения, ставит перед Церковью целый ряд вопросов, ответ на которые требует специальной подготовки. Человек ищущий ждет от нас, архипастырей и пастырей, адекватного ответа на поставленные вопросы. Нам необходимо глубокое, осмысленное, целостное знание православной духовной традиции. Священное Писание, святоотеческая литература, литургические памятники, исследования в области богословия, экзегетики, канонического права и т.д. — все это богатое наследие существует для того, чтобы помогать нам в деле нашего служения ближним. Познание всего этого возможно только при условии получения систематического образования в духовной школе, без чего всякое церковное служение, особенно епископское, представляется весьма затруднительным.

— А как вы оцениваете состояние современного богословия?
— Русская православная богословская школа, в течение 70-ти лет советской власти не имевшая развития, к сожалению, много потеряла. Перспективам развития, обозначившимся к началу XX столетия, реализоваться так и не судилось. В наше время наблюдается постепенная реанимация богословской мысли. Некоторые устремили свои взоры на Запад, намереваясь найти источник вдохновения в библиотеках европейских университетов. Такой подход мне представляется не лишенным опасности. Необходимо помнить, что православное богословие консервативно. Науку, конечно, необходимо совершенствовать. Но под этим совершенствованием я понимаю, прежде всего, углубление знания церковного наследия, рожденного мощным творческим духом наиболее плодотворных периодов церковного бытия. Однако вопрос этот, надо признать, не простой и требует особого рассмотрения.

— Постановлением Священного Синода УПЦ Вас назначили епископом на вновь утвержденное викариатство в городе Изюм…
— Решение Священного Синода Украинской Православной Церкви об избрании меня в епископы было для меня неожиданным. Выполняя различные послушания при митрополите Никодиме и в последствии имея честь сослужить столь авторитетному иерарху в сане священника, я проникся чувством трепетного уважения к епископскому служению. Никогда не думал, что буду удостоен чести выполнять столь ответственное церковное послушание. По сей день я сыновне благодарен владыке Никодиму, проявившему ко мне поистине отеческое доверие и ходатайствовавшему обо мне перед Священным Синодом Украинской Православной Церкви.

— С владыкой Никодимом связано ваше становление как священнослужителя, а ныне вот уже пять лет под его руководством вы проходите архиерейское служение.
— О владыке Никодиме можно говорить очень много. Митрополит Никодим занимает выдающееся место среди достойнейших иерархов Вселенского Православия. Он — человек непреклонной воли, у которого слово никогда не расходится с делом. Имя владыки Никодима, не побоюсь столь высоких слов, уже написано золотыми буквами на скрижалях церковной истории. Достаточно вспомнить о его роли в новейшей истории украинского канонического Православия в связи с судьбоносным Харьковским Собором 1992 г.
Искреннее восхищение вызывает отношение владыки к богослужению и вопросам церковного благочиния. Несмотря на почтительный возраст и связанные с ним определенные трудности, владыка много времени проводит за работой, вникая в многоразличные вопросы епархиальной жизни. Выходят в свет поэтические произведения митрополита Никодима. Некоторые из них были положены на музыку и, к всеобщей радости, недавно вышли в свет в трех музыкальных альбомах.
Владыке Никодиму я обязан очень многим, поэтому непрестанно возношу свои посильные молитвы о том, чтобы Господь укрепил силы нашего архипастыря на славу Святой Православной Церкви и на радость боголюбивого верующего народа.

— Темой вашей диссертации стала церковная история Слобожанщины. «Харьковская епархия (1850 – 1992гг.). Историко-каноническое исследование» — ваша магистерская работа. Что вас привлекло к исследованию именно этой темы?
— Работая над магистерской диссертацией, я имел возможность ознакомиться со многими документами, имеющими отношение к истории Харьковской епархии. Многое из просмотренного было для меня внове. Однако самое сильное впечатление осталось у меня от материалов, относящихся к жизни слобожанских новомучеников, пострадавших за веру в 30-х гг. XX ст. Среди них был и священномученик Онуфрий, во имя которого я имел честь принимать монашеский постриг. Дай Бог всем нам иметь хотя бы часть той силы веры, которую явили они в час сурового испытания!

— Владыка, сегодня много говорится о миссии Церкви и использовании новейших технологий. Вы это знаете не на словах — активно сотрудничаете с местными телеканалами. Насколько плодотворны такие взаимосвязи?
— Силу влияния на общество современных средств коммуникации переоценить трудно. Поэтому мы активно работаем с телевидением и радио. На всех харьковских теле- и радиоканалах представлены православные передачи, рассчитанные на широкий круг телезрителей и радиослушателей. Основы православной веры и нравственности, история церкви и церковное искусство, актуальные проблемы диалога Церкви и общества, современная жизнь Харьковской епархии — обо всем этом можно узнать с экранов телевизоров и радио.

— Ваше Преосвященство, 35 лет — это, как говорится, время рассвета трудовой деятельности. Какие планы надеетесь реализовать?
— Современная жизнь требует действий и представляет обширное поле для деятельности. Общество нуждается в нас. Главное — не забывать об этом. Мы, православные, обладаем великим сокровищем. И сокровище это — вера наша. А вера без дел, как известно, мертва.

Записал Сергей Богодеев