Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Прот. Алексий Емельяненко. Духовные аспекты здоровья и болезней в свете учения святителя Луки и других отцов Церкви

«ДУХОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНЕЙ В СВЕТЕ УЧЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ И ДРУГИХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ»
Прот. Алексий Емельяненко

Время написания книги Архиепископа Луки «Дух, душа и тело» относится к тому трагическому периоду истории нашего Отечества и Церкви Христовой, когда воинствующий жестокий атеизм, став государственной идеологией нашей страны, громил, сокрушал, истреблял все в ней духовное, святое, и даже самих носителей этой святости. В опору себе, при этом, он приспособил понятие, доверие к которому было непререкаемым, как к аксиоме, не требующей доказательства — науку.
Уже одно это слово должно было действовать магически на умы недостаточно крепких в вере. И богоборцы использовали это максимально, оперируя ним и аргументируя ним свои атеистические лжеучения. Наукой он объяснял все, что хотели.
Задача, которую поставил перед собой представитель науки, крупный ученый, и в то же время, служитель Божий и Церкви Христовой — Архиепископ Лука, в том и заключалась, чтобы именем той же науки, приводя факты из последних открытий в области микромира, открыть людям глаза на то, что эти факты как нельзя лучше увязываются с положениями Священного Писания о сотворении мира Богом исключительно Своим Божественным хотением, Своей волей, или дословно «Словом». Называя все это Божественной «энергией», Святитель Лука и приводит данные науки в первой части своего труда, о том, что материя — как атомы, так и их составляющие элементарные частицы,—могут распадаться, выделяя энергию, вплоть до уничтожения элементарнейших частиц и в результате этого своего взаимоуничтожения перестающих быть материей и становящихся тем или иным видом энергии, в частности, волновой. И если волновая энергия, например, магнитная, может порождать электричество, то есть поток электронов, а это и есть — материя, то следовательно, нематерия (энергия) может материализоваться. Вот и основание истинно-научного объяснения творения Богом Вселенной, а именно: материализации той Божественной энергии, причем, неисчерпаемой, бесконечной, которую Бог Своим всемогущим Словом («…и сказал Бог …») повелел материализоваться. Этой Божественной энергией была сама воля Божия о творении мира, от всей Святой Троицы исходящая, — и от Духа Божия, ношавшегося над бездной, от Бога-Слова, и Богом-Словом (Ин.1,1-2) ставшая нынешней Вселенной.
Таким образом, Святитель Лука предал гласности истинное научное положение о том, что низшим уровнем организации материи является уровень квантовый (волновой), а не атомный или молекулярный (как считали ранее), На этом уровне и происходит взаимопереход энергии и материи, ведь квант представляет собой, по сути; волновую функцию, заключающую в себе определенную часть энергии. И эта энергия может превращаться в материю, и материя в энергию (по научному: аннигиляция и материализация). Исходя из этого, Святитель Лука и восходит к положениям Священного Писания, о том, что много форм энергии, но «первородительницей» всех физических форм энергии есть энергия духовная, то есть энергия Божественной любви, излившаяся по всеблагой воле Божией, и Словом Божиим давшая начало всем другим формам энергии, а через них — и самой материи.
Вот так наука подтверждает религию, а не опровергает, как пытались это представить демагоги—атеисты и весь их пропагандистский аппарат. И св. Лука это ясно представил в своей книге.

Духовные аспекты здоровья и болезней в свете учения Святителя Луки и других отцов Церкви:
Во все времена, начиная с античных, многие мыслители, а затем и ученые большое внимание уделяли вопросу о болезнях, а также иных страданиях человечества. Но только мыслители-богословы дают правильное определение этому явлению. Естественно, как крупный ученый и врач с мировым именем, не обошел этот вопрос и Святитель Лука.
Что же говорит по этому вопросу Святитель и другие богословы?
Сущность их богословского мышления сводится к следующему.
Болезни бывают как наказание, как вразумление, как испытания терпения и веры. Но все они имеют в своем основании наши грехи, начиная с греха первородного.
Опыт свидетельствует, что грех и страсти разрушают здравие души и тела, а победа над страстями доставляет небесное спокойствие душе и здоровье телу.
«Победи многоглавую гидру греха — и будешь здрав» — писал святой Феофан Затворник. — « Храни в себе спокойствие духа и не возмущайся, не раздражайся никакими противностями, обидами, несправедливостями, неправдами — и вот ты будешь всегда наслаждаться здравием душевным и телесным.» добавляет: «Огонь страстей, различных пороков, волнения, возмущение дают в нас множество болезней душевных и телесных.»
Действительно, хорошо известно, что каждая болезнь имеет
какую-то причину своего возникновения. Например, если у
заядлого курильщика развивается хронический бронхит или
даже рак легкого, то медицина усмотрит причину заболевания в
пристрастии к курению. А это грех не только потому, что
пристрастие, а еще и потому что это — участие, хотя и
бессознательное, в идолопоклонническом ритуале американских
индейцев. Или неверность в супружеских отношениях может
привести к заражению венерическими заболеваниями. Грех и
наказание здесь налицо. Подобных примеров немало: это и
когда у родителей — алкоголиков рождаются дети с
врожденными аномалиями, и когда после аборта
наступает бесплодие или воспалительного характера «осложнения, и когда нарушаемся иные законы и положения, установленные Творцом. Так, часто болезни возникают от неумеренного питания — чревоугодия и несоблюдения постов, от раздражительности и многих других причин, являющимися, с позиций христианства, грехом.
Безусловно, существуют болезни и от, казалось бы, случайных, чисто физических причин. Однако и в этих случаях случайность — лишь кажущееся явление, да и вообще, когда не удается выяснить каких-то явных причин, вследствие которых развилось заболевание, то и в этих случаях всегда есть причина духовного порядка и болезнь возникла не без Высшего промысла. В этом исключительной заслугой святоотеческого учения является своего рода концепция о полезности болезней для души.
«Что же можно найти полезного в страданиях?» — спросит иной, впервые услышавший об этой точке зрения. Ведь чуть ли не больше всего на свете люди бояться тяжелых болезней. И что же они в торжественных случаях друг другу желают? «Главного», — как говорят они, — «крепкого здоровья».
Но с позиций святоотеческого учения в болезнях человек меньше грешит, более правильно задумывается о смысле жизни. Как пишет свт. Игнатий Брянчанинов, «одр болезни часто бывает местом богопознания». Мужественное перенесение болезни формирует в человеке такие качества, как терпение, стойкость, выносливость, сострадание к другим) терпящим скорби, и т.п. добродетели. В особенности же подвигает его на молитву. На обращение к Тому, Кто «живит и мертвит, наказует и милует, низводит и возводит» — ко Всемогущему Богу. Так что в болезнях прежде врачей и лекарств нужно прибегать к молитве — так прямо и говорит преп. Нил Синайский. А преп. Иоанн Лествичник учит, что болезни посылаются для очищения согрешений — как правило, а в некоторых случаях — «чтобы смирить возношение». Одним словом, подвижники святости считали, что при правильном понимании отношении к болезни она может принести (и приносит) большую пользу для души. Потому что, как указывает Святитель Лука в своем труде, -душевное и телесное развитие заболеваний находятся в непосредственной взаимосвязи. Из жизни многих святых, — пишет он, — известно, что долгие изнурительные болезни были большим благодеянием для них, ибо смиряли страсти, лишали
впечатлений мирской жизни с ее шумом и сутолокой, отвлекающей от углубления в тайники духа.
1- Как же относиться к лечению у докторов и к лекарствам? В ветхозаветном Священном Писании, в частности в Книге Иисуса сына Сирахова говорится: «чадо, не пренебрегай врачем…»
А вот как об этом учит преп. Амвросий Оптинский: «Лечиться у докторов и принимать лекарства можно, греха в этом никакого нет, потому что все от Господа Бога и лечебные средства и самые лекаря. И не в том состоит грех, что человек прибегает к врачебным пособиям, а в том, если больной всю надежду на выздоровление полагает в одном враче и врачебных средствах, забывая при этом, что все зависит от Всеблагого и Всемогущего Бога, Который Един, их же хощет живит или мертвит.»
Но однако всякое знахарство, чародейство, волхование, прибегание к экстрасенсам, «целителям», колдунам, телемагам, выливающим на воск, вызывателям «духов», всякого рода заклинателям и прочим чародеям — совершенно недопустимо. Это запрещено Законом Божиим, как в ветхозаветное время, так и в Новом Завете (см. Апокалипсис).
По этому поводу Святитель Ноанн Златоуст писал: «Лучше нам умереть, чем к врагам Бога идти. Какая польза тело целить, а душу губить!»
В остальных разделах своего труда Архиепископ Лука осторожно и логично подводит маловерующих и попросту неверующих (а именно для такой категории читателей — в основном — труд и написан) к понятиям о том, что все в мире совершается Промыслом Божиим и Духом Святым, — как в
неорганическом мире, так и в органическом — в мире растений, животном мире: «Святым Духом всяка душа живится…» — как часто слышим мы на Богослужениях, или, как еще гласит Священное Писание: «Дух животворит» (Ин.6,63).
Еще далее Святитель приводит доказательства существования души в человеке и духа как высшего проявления духовности. И эту духовность он теперь уже прямо связывает с жизнью во Христе, а отсюда — с жизнью вечной в Царстве Христовом, бессмертием.
Труд этот Святителя Луки для ученых мужей то же, что и слова Святого Апостола Павла, писавшего, что с разными слушателями он говорил их языком.
Пусть же всем — и ученым, и неученым — этот труд поможет глубоко задуматься над вопросами веры, если они этого еще не сделали, и «уловятся» ним в свое спасение.