Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Архиепископ Черкасский и Каневский Софроний. Наука и религия – два способа познания мира в трудах святителя Луки (Войно – Ясенецкого)

Наука и религия – два способа познания мира в трудах святителя Луки (Войно – Ясенецкого)

Софроний, архиепископ Черкасский и Каневский

Сегодня мы собрались на такой солидный форум, чтобы рассмотреть различные аспекты духовного и научного наследия Святителя Луки. Для нас Православных XX век, был веком революций с последующими семью десятилетиями насильственного атеизма, который в нашей стране стал господствующей идеологией, на этой идеологии было воспитано не одно поколение духовно обездоленных людей. Поэтому в вопросах познания науки и религии у нашего общества есть определенные пробелы. Как и раньше, в целом недостает знаний о религии, а под наукой нашему народу преподносится атеизм и антихристианство. После падения коммунистического режима образовался вакуум в государственной идеологии, который пытаются заполнить национальной идеей, и новыми, на первый взгляд демократическими законами. В которых есть место и Православию. Но какое место? Станет ли Православие духовной основой государственности, как это было на протяжении тысячи лет? Во многом это будет зависеть от интеллектуальной элиты. Но, увы, тот диагноз который поставил святитель Лука нашей элите в середине прошлого века, актуален и в наше время: «И не в том ли кризис образованного человека, что у него «ум с сердцем не в ладу»? Не эта ли односторонняя «умственность» разъединила в России интеллигенцию и народ?». Выдающийся ученый, хирург выстрадал этот диагноз своей жизнью, жизнью исповедника. Многолетние страдания очистили и просветили душу святителя, и стали основой для создания двух фундаментальных трудов – «Дух, душа и тело» и «Наука и религия».
Размышления о взаимоотношениях религии и науки не оставляли святителя ни в тюрьмах, ни в ссылках. Эти размышления часто заканчивались несколькими четкими формулировками. Но к систематическому изложению своих взглядов на науку и религию святитель пришел в послевоенные годы, когда ярко проявился в нем талант публициста. Интересно сравнивать цитации в работе «Дух, душа и тело» и в «Науке и религии». Можно найти одни и те же фамилии биологов, физиков, химиков, психиатров, хирургов, историков, философов. Это наводит на мысль о вероятности сбора материалов в библиотеках одновременно для текстов обеих книг и параллельной работы над ними.
Уже тогда проявилась энциклопедичность знаний святителя Луки. Он одинаково свободно оперировал и результатами исследований физиков Томсона, Эйнштейна, Лоджа и Гери, философов Канта, Бергсона, Лосского и Соловьева, биологов Дарвина, Геккеля и Гиса, химиков Бойля, Менделеева и Пастера, врачей и психиатров Флери, Пирогова, Ковалевского, Шилтова и Крафа-Эбинга. Святитель Лука смог точно и всеобъемлюще решить проблему соотношения науки и религии. «Религия, – говорит он, – потому движет науку, что в религиозном опыте мы вступаем в контакт с вечным Разумом, Голосом мира. Кто любит Бога, тому дано знание от Него. Не потому ли часть великих открытий и изобретений принадлежит тем, которые были и великими учеными, и великими христианами… Самые качества упорного исследования – самоотверженный труд, вера в конечный результат, смирение – являются более всего продуктами религии. … Наука без религии – небо без солнца. А наука, облеченная светом религии, это вдохновенная мысль, пронизывающая ярким светом тьму этого мира. Я свет миру. Кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни — так говорит Христос. И теперь понятно, почему в жизни ученых религия играла такую выдающуюся роль. Профессор Деннерт пересмотрел взгляды 262 известных естествоиспытателей, включая великих ученых этой категории, и оказалось, что из них 2% было людей нерелигиозных, 6% равнодушных и 92% горячо верующих (среди них Роберт Майер, К.Э. Бэр, Гауе, Эйлер и другие)».
Святитель Лука был убежден в том, что не бездуховный материально – технический, научный прогресс должен определять судьбы человечества, этот путь мы уже прошли. Анализ падения цивилизаций говорит о том, что когда люди уходили от духовности, в пользу науки, которая без духовности ущербна сама по себе, их эта наука и погубила. Современный русский ученый В.В. Налимов прямо заключает, что «рост науки— это не столько накопление знаний, сколько непрестанная переоценка накопленного — создание новых гипотез, опровергающих предыдущие. Но тогда научный прогресс есть не что иное, как последовательный процесс разрушения ранее существующего незнания. На каждом шагу старое незнание разрушается путем построения нового, более сильного незнания, разрушить которое, в свою очередь, со временем становится все труднее…
И сейчас невольно хочется задать вопрос: не произошла ли гибель некоторых культур, скажем египетской, и деградация некогда мощных течений мысли, например древнеиндийской, потому, что они достигли того уровня незнания, которое уже не поддавалось разрушению? Кто знает, сколь упорной окажется сила незнания в европейском знании?». Почему так происходит? И почему даже сегодня человек не хочет говорить: я верю, что есть Бог? Все довольно просто. Многие наверно знают о том, что у Платона был когда – то ученик, которому Платон отдал практически всю свою жизнь, и тот ему как – то сказал: «Ты знаешь, как я тебя ненавижу!» Платон ответил: «Позволь, как так? Ведь я живу для тебя! Почему ты такой?» – «Да потому, что рядом с тобой я вижу, кто такой я!» – ответил ученик. Поэтому и появился атеизм, который и сейчас является основой государственной идеологии в нашей стране – это все видят. Но мало это видеть, необходимо задать себе вопрос, а что сделать для того, чтобы наш народ не погиб?
Нужно, чтобы все сферы человеческого бытия определяла духовность, тогда будут и научные открытия, возрастут техническая, экономическая мощь и безопасность нашей страны. Об этом как раз говорит святитель Лука в своих трудах «Дух, душа и тело» и «Наука и религия» – это уникальные произведения, не имеющие аналогов ни в отечественной, ни в зарубежной литературе.
Данные труды не являются анализом религии с помощью науки. Напротив, они представляют собой попытку осмысления верующим человеком последних научных данных, которые, по мнению автора, ярко и однозначно свидетельствуют о Творце.
Религия познаёт «мир трансцендентный, духовный, Самого Бога. Наука же (естествознание в целом), по определению, занимается изучением лишь этого, посюстороннего мира». «Вот некоторые основные утверждения о действительности, – пишет святитель Лука Войно-Ясенецкий, – которые исповедуем мы, христиане. [1.]Бог существует – даже больше – только Он и существует. … [2.] В нём всё имеет своё бытие, вне же Его лишь бывание и томление духа. [3.] Христос действительно Богочеловек, Который был распят и воскрес и придёт снова на эту землю. [4.] Душа человека имеет личное бессмертие. И теперь скажите в нашей науке – математике, физике, биологии истории – есть утверждения, противоречащие этим только что названным суждениям, – утверждения общеобразовательные, объективные, доказанные, то есть научные? Их нет и не может быть по существу. Потому что все эти положения касаются сущностей, которые лежат вне компетенции науки, а не явлений которые ей доступны».
«Здравая интерпретация фактов дает возможность предположить, что в физике, а также в химии и биологии экспериментировал «сверхинтеллект» и что в природе нет слепых сил. Данные науки свидетельствуют о том, что «наша Вселенная не является ни единственно, ни даже наиболее вероятной из всех возможных; наоборот, она может быть самой невероятной из всех».
Современная физика свидетельствует: окружающий нас мир очень «чувствителен» к численным значениям универсальных мировых констант, поскольку все основные особенности реального мира(размеры ядер, атомов, планет, звезд и т. д.) в конечном итоге определяются величинами фундаментальных постоянных. Само существование мира обусловлено выполнением очень жестких соотношений между ними. Ничтожные, с человеческой точки зрения, отклонения от наблюдаемой удивительно сложной и невероятно точной числовой соразмеренности значений мировых констант привели бы к фатальным последствиям для существующей Вселенной. Ее природа была бы такова, что в ней невозможна была бы жизнь.
«Мы не имеем права ни побуждения, – пишет святитель Лука, – возражать против весьма важных достижений современной физики». «Имеются надежды доказательства сложной природы атомов; поэтому не приходится более сомневаться в том, что тяжелые атомы построены из более легких. Вероятно даже что все элементы в конечном счете построены из водорода. Атом гелия по этой гипотезе состоит из четырех очень близко расположенных атомов водорода». С другой стороны люди ХХ века стали свидетелями грандиозного крушения самих основ классического естествознания. «Революционная ломка основных физических принципов и представлений привела к созданию новых концепций, более глубоких и боле точных, чем прежние. Причём, эти концепции не просто отвергают старую классическую механику, но рассматривают её как приближенную теорию, имеющую свои вполне определённые границы применимости. Так, например, оказалось, что в мире мельчайших известных нам объектов – молекул, атомов, электронов и т. д. – классическая механика перестаёт быть справедливой и должна уступить место более точной, хотя в тоже время боле сложной и боле отвлечённой теории – квантовой механике. При этом квантовая механика не есть нечто совершенно противоречащее классической механике: она включает в себя последнюю как некоторое приближение, пригодное при рассмотрении объектов с достаточно большой массой. С другой стороны, для процессов, характеризующихся большими скоростями движения, приближающихся к скорости света, классическая механика тоже перестаёт быть справедливой и должна быть заменена боле строгой теорией – релятивистской механикой, базирующейся на теории относительности Эйнштейна».
Известно, что богословие и квантовая механика рассматривают такие понятия или объекты, которые находятся вне пределов нашего чувственного восприятия и познаются только интеллектом, то есть умопостигаемые по их проявлениям.
Следовательно, можно воспользоваться самым передовым научным методом и использовать квантовую механику для исследования некоторых современных богословских концепций. Во-первых, рассмотрим, к чему может привести некоторое, даже кажущееся вначале незначительным, отклонение от христианских догматов. Что говорит наука? «Имеется закон, согласно которому частичное неведение будет быстро возрастать и вскоре… превратится в тотальное неведение. Как отметил Макс Бори, достаточно того, что нам. неизвестна координата или неизвестен импульс одной единственной молекулы: при этом допущении наше незнание вскоре распространится на всю систему, причем далее если вначале были известны точные координаты и импульсы всех других молекул. «Необратимость, — пишет он, — является, таким образом, следствием явного введения неведения в наши фундаментальные законы». Возрастание незнания действительно обнаруживает общие черты с болъцмановским возрастанием беспорядка. Вместе с тем это достаточно различные явления. Главная отличительная особенность состоит в том, что неведение всегда возрастает».
Академик В. И. Вернадский, оценивая сам процесс развития познания в науке, писал: «Общеобязательность и непреложность выводов охватывает только часть научного знания – математическую мысль и эмпирическую основу знаний…
Ни научные гипотезы, ни научные модели в космогонии, ни научные теории, возбуждающие столько страстных споров, привлекающие к себе философское искание, этой общеобязательностью не обладают. Они необходимы и неизбежны, без них научная жизнь работать не может. Но они преходящи, и в значительной, непреодолимой для современников степени неверны и двусмысленны, как Протей художественной чеканки, они непрерывно изменчивы». (Академик Г. Наан поэтому поводу как-то заметил: «Мало кто знает, как много надо знать для того, чтобы знать, как мало мы знаем…»).
В своих апологетических трактатах «Наука и религия» святитель Лука пишет: «Научная деятельность движется, она есть процесс «созидания истины путём опыта и умозрения». Этот процесс в науке есть нечто динамическое, становящееся: оно проходит через вопросы, искания, сомнения, предположения, которые потом могут оказаться и ложными. И только знания, то есть подлинные отражения действительности – составляют установленное. Статическое содержание науки, знания, то есть доказанные, общеобязательные, общепризнанные, объективные суждения, оправданные и логически. И эмпирически, и умозрением, и опытом. Это знания о явлениях, то есть проявлениях жизни, природы, но не о её сущностях (феноменах, а не ноуменах), о мире, как мы его видим, созерцаем, но не о мире, как он есть сам по себе, по существу».
Если какое – либо изменение в природе и наблюдается, то не усложнение и совершенствование, а, скорее, напротив — деградация и вырождение. В соответствии со вторым законом термодинамики, все природные системы лишь ветшают, вырождаются, подвергаются старению и болезням. Ни один новый вид животных или растений не появился, в то время как Красная книга исчезающих и исчезнувших видов вопиющим образом ставит вопрос о вырождении окружающей природы. Мутации и дурная наследственность у человека и животных скорее позволяют говорить не о восходящей линии прогресса, но о явной деградации в нашем мире. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), говоря о вырождении, приводит любопытную мысль, высказанную в Коране Магометом: «Некоторых людей за их грехи Бог превратил в обезьян».
На это обращали внимание многие исследователи – креационисты. «Подчиняясь своим современным законам, природа не способна улучшать себя или развиваться в сторону усложнения своей организации, поскольку энергия и информация в ней самопроизвольно не сохраняется, а портятся, качественно ухудшаются. Иными словами, это означает, что восходящее самопроизвольное развитие (эволюция) невозможно».
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) по этому поводу говорит: «Дарвинизм, признающий, что человек посредством эволюции развился из низшего вида животных, а не является продуктом творческого акта Божества, оказался только предположением, гипотезой, уже устарелой и для науки. Эта гипотеза признана противоречащей не только Библии, но и самой природе, которая ревниво стремится сохранить чистоту каждого вида, и не знает перехода даже от воробья к ласточке. Неизвестны факты перехода обезьяны в человека. Бывает скорее обратное в порядке вырождения… Дарвинизм противоречит Библии, но он представляет собой не науку, а лишь мнение ученых, противоречащее научно установленным фактам».
Святитель Лука замечает: «Особенно характерно в наше время моральное превращение человека в обезьяну. Отдаваясь низменным страстям, как, например, пьянству, человек сперва навеселе, становится туп и глуп, как овца и каждый стрижет его, как хочет; а если выпьет еще, то уже мнит себя львом, становится высокомерным и буйным; а упиваясь все более и более, он уподобляется обезьяне, прыгает, кривляется, совершает различные глупости. Упившийся до потери сознания превращается в свинью и, как животное, валяется в грязи. Разве мы не наблюдаем в окружающем нас обществе это превращение человека в овцу, в свинью и обезьяну? Но ни одна обезьяна из всей истории земли не имела и не имеет здравого человеческого смысла и мышления». Образ Божий в человеке состоит в том, что отличает человека от прочих тварей: бессмертие души, свободная воля, разум (словесная природа), творчество, власть и прочее. Ни одно из этих качеств человеческой природы не могло стать продуктом эволюции бессловесной твари.
Итак, мы видим что, живой и неживой мир построен на принципах красоты и совершенства. Но во взаимоотношениях разных частей мироздания угадывается еще одно фундаментальное начало — принцип жертвенной любви. Само сотворение мира явилось щедрым, бескорыстным даром, в каком-то смысле даже жертвой со стороны Создателя, ибо Он не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизни и дыхание и все. (Деяния, 17:25). Поэтому, до тех пор, пока люди стремятся исполнять заповеди любви к Богу и своему ближнему, оправдано их существование, и человеческая жизнь имеет свою цель и смысл.
В заключение хочу еще сказать о Втором пришествии Иисуса Христа, которое иногда называют «концом света», что не совсем правильно. «В этом тоже камень преткновения для неверующих и глубокая тайна для верующих. Считают невозможным восстановление и воскресение тел, совершенно уничтоженных тлением, или сгоревших, превратившихся в прах и газы, разложившихся на атомы. Но если при жизни тела дух был теснейшим образом связан с ним, со всеми органами и тканями, проникая все молекулы и атомы тела, был его организующим началом, то почему должна навсегда исчезнуть эта связь после смерти тела? Почему немыслимо, что эта связь после смерти сохранилась навсегда, и в момент всеобщего воскресения по гласу трубы архангеловой восстановится связь бессмертного духа со всеми физическими и химическими элементами истлевшего тела и снова проявится организующая и творящая форму власть духа? Ничто не исчезает, а только видоизменяется».
Святитель Лука говорит: «В землю зарывается тело человеческое, и оно перестает существовать как тело. Но из элементов, на которые оно разложится, как из клетки зерна пшеницы, силой Божией воскреснет новое тело, не уничтоженный, немощный и бессильный труп, а новое духовное тело, полное сил, нетления и славы».
У святых апостолов Петра и Иоанна Богослова находим мы объяснение тайны воскресения тел человеческих. Они ясно говорят о кончине мира, о великой и страшной катастрофе, которая произойдет во всей Вселенной во время Второго и Славного пришествия Господа нашего Иисуса Христа.
В 2000 году в США был проведен эксперимент на самом мощном в мире ускорителе. После чего развернулась дискуссия о возможных последствиях этого эксперимента. «Комитет физиков оценил возможность возникновения в процессе эксперимента неконтролируемой реакции превращения материи в новое состояние… В результате такой перестройки вакуума вся Вселенная мгновенно будет разрушена, а на ее месте возникнет новая Вселенная, построенная из частиц с совершенно другими свойствами».
Ученые пришли к выводу, что теоретически это возможно, но как следствие эксперимента, маловероятно. Это новое состояние ученые называют «стабильным». Более того, ученые говорят о неизбежном переходе человечества в это «стабильное» состояние. Они заявили, что закон или формула перехода в стабильное состояние существует. Был показан даже график этого перехода, но признаются, что объяснить, в чем заключается смысл этого перехода — не могут. Совершенно очевидно, что нельзя назвать это совпадение о «возможности» и «неизбежности» перехода в новое состояние случайным. Следовательно, квантовая теория допускает возможность мгновенного изменения Вселенной, а значит, подтверждает слова апостола Павла:
Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока (1Кор.15.51-52).
Мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках навстречу Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фес.4.15-17).
«Возможно, в данном случае слова апостола Павла о будущей среде обитания «на облаках, на воздухе» обозначают «вакуум», который характеризуется учеными как «среда с очень сложной иерархической структурой». Существует гипотеза о том, что половина вещества Галактики находится в невидимом состоянии, т.е. состоит из таких частиц, которые не излучают фотоны». Может быть, эта так называемая «темная материя» означает неприступный свет, которого никто из человеков не видел и видеть не может (1 Тим.6.16).
Значит, порядок и принцип перехода человечества в «новое стабильное состояние», в принципе, известен. Во-первых, мы все мгновенно изменимся, во-вторых, весь мир увидим по-новому. Каяться будет уже поздно… и тогда восплачут все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мат.24.30).
Поэтому, «проводя научные исследования природы окружающего нас мира и решая поставленные задачи, необходимо использовать принятые наукой термины и знать установленные трудами нескольких поколений честных учёных законы природы. Благодаря научным исследованиям окружающего мира у человека появилась возможность пользоваться компьютером, телефоном, автомобилем.… Но, не следует доверять непроверяемым «спекулятивным» теориям о самовозникновении вселенной, жизни, разума, атеистической пропаганде об отсутствии у мира Творца, а у человека души…
Именно честное научное знание накопило экспериментальные факты, поставившие в конце ХХ века под сомнение доминирующие догмы редукционизма о возникновении живого из неживого. Оно же в состоянии противостоять догмам второго эшелона атеизма и эзотеризма – типа цикличности всемирных катастроф, существования вселенского разума, и т.д…» (Шугаев М. М. Божий мир глазами физика. М., 2002. с. 53).
Для лучшего понимания глубинного смысла небольших по объему, но фундаментальных по содержанию трудов святителя и ученого «Наука и религия» и «Дух, душа, и тело» нам необходимо знать хотя бы основные факты его замечательной жизни, полной страданий и тягот, напряженной борьбы и непомерных трудов, любви, и высокого служения Богу и людям.