Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины: «Священник не торгует благодатью»

Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины: «Священник не торгует благодатью»

Ответы на вопросы читателей газеты «Начало»:

Церковь и деньги. Казалось бы, несовместимое. Но священники живут не на небесах, а в миру. Да и монастыри сталкиваются со множеством проблем, в том числе и материальных. Нужно строить, издавать, заниматься миссионерством и благотворительностью. Откуда взять средства? Ждать, когда пожертвуют, или зарабатывать, а если зарабатывать, то как? Вопросов на эту тему у наших читателей много. В этом номере мы публикуем ответы на самые распространенные из них.

Не могу переубедить своих знакомых. Они упорно не хотят верить, что Киевский Патриархат — это не Церковь, что у них нет благодати. На все мои уговоры ответ один: в Московском Патриархате деньги, собранные у наших прихожан, мешками отвозят в Россию.
Галина Маслова, Ровенская обл.

Вопрос о т.н. Киевском патриархате и об отношении УПЦ к Московскому Патриарху касается не экономической сферы, а сферы канонического права, поскольку Церковь, во-первых, должна иметь легитимность, а не возникать сама по себе ниоткуда, исходя из фантазии одного человека (в данном случае гражданина М.А. Денисенко).
Если какая-либо Церковь получает независимость, то есть законную автокефалию, то эта независимость должна быть ей не только дарована, но быть признанная семьей Вселенских Православных Церквей.
В противном случае это уже не Церковь, но самочинное сборище, и патриарх, возглавляющий его, является самозванцем. Если один из ваших соседей объявит себя патриархом всея улицы, а кружок любителей домино — церковью, вы ему поверите? А разница небольшая. Кем бы человек ни был в лоне Матери-Церкви, но если его от нее отлучили, он теряет дарованную ему ранее благодать. Называть себя может как угодно, но он не может дать другим то, чего у него самого нет.
Что касается денежных отношений между Киевом и Москвой, их нет и быть не может. Нас объединяют более тесные узы — молитвенные, духовные. Повредить Украине, ущемить как-то ее права они не могут, скорее, наоборот.

Меня лично радуют красивые, величественные православные храмы. А у людей, далеких от церкви, часто возникают сомнения: а не слишком ли они красивые, дорогие? Столько вокруг бедности, нужды. Может, лучше раздать деньги, помочь малообеспеченным, детским домам, больницам? Что им отвечать?
С. П. Латвинский, г. Мелитополь.

Основная задача Церкви в мире — это благовествование Евангелия и спасение душ для вечности. Одним из способов ее миссионерского служения является внешнее благолепие храмов, где их гармония, величие и красота созвучны выражению мудрости и красоты созданного Творцом окружающего мира. Царь Соломон, как мы знаем из Ветхого Завета, считал главным делом своей жизни строительство иерусалимского храма, и на его украшение тратил крупные средства.
Наши православные храмы являются в духовном смысле правопреемниками иерусалимского.
Средства поступают от благотворителей и прихожан на конкретные цели — нужды Церкви, и право общины заниматься ли ремонтом, украшением храма, или расходовать эти деньги на благотворительность.
Украшение храмов, как известно, — это один способов выражения любви человека к своему Творцу. Но помимо украшения храмов Церковь направляет средства в детские дома, больницы, во многих храмах кормят малообеспеченных… В нашей истории есть много примеров, когда Церковь отдавала последнее, чтобы спасти народ от голода, от нашествия врагов.

В городах строится много новых храмов — больших, красивых. И очень быстро. Как удается священству так управляться? Хотелось бы узнать подробнее, потому что, например, в нашей сельской церкви уже несколько лет мы не можем сделать даже небольшой ремонт.
Михаил Подорожний, Кировоградская обл.

Несомненно, в городах существует гораздо большая возможность для более быстрого восстановления и строительства храмов, поскольку городские общины гораздо многочисленнее и имеют большие перспективы. Строительство и реставрация в городах осуществляется в большой степени благодаря благотворительной и спонсорской помощи многих организаций, тогда как в сельских общинах такие возможности, естественно, ограничены.

Некоторые олигархи горсть наворованного отдают на строительство церквей. Но это капля в их бездонном море. А мы им еще рукоплещем, ордена раздаем. Потом этих «благодетелей» и орденоносцев судят. Не подрывают ли они авторитет православия? Может, у таких вообще денег не брать, поскольку это просто рекламные акции?
Николай Рябов, г. Черкассы.

Среди людей, удостоенных церковных наград, количество богатых людей мизерное. Прошения и представления к грамотам и орденам Предстоятеля Церкви готовят епархиальные архиереи. Они обосновывают, за какие труды и в связи с чем православный христианин представляется к церковной награде. Церковь награждает людей не за богатство, а за заслуги и труды во благо Церкви и народа. Если человек построил детский приют или православный храм, вложил средства, несколько лет своего труда, то мы должны требовать справки от правоохранительных органов и налоговой о его доходах и расходах? Всякое Божие дело совершается из высоких помыслов, и мы должны эти стремления в человеке поддерживать. Церковь всегда поощряла благотворительность. Если кто-то нажил богатство неправедным путем, то благотворительность — это первый шаг к покаянию. Увы, ни эти труды, ни благодарность Церкви не гарантируют, что человек сделает следующий шаг. Бывает, что, сделав из лучших побуждений большое, нужное дело, человек получает такой прилив сил, такую благодать, что возможности его для Божьих дел удесятеряются. Но использовать эти возможности можно по-разному, в том числе и для личного обогащения. То есть во вред самому себе. Человек обладает свободной волей, многое зависит от него самого.

Появилось много похоронных контор, которые предлагают свои услуги за большие деньги. Часто конкурентов у них нет, поэтому цены очень высокие. Я подумал: а нельзя ли все это организовать при наших храмах? И людям хорошо, и немного денег можно было бы заработать на содержание храма.
Иван Стеценко, Винницкая обл.

Церковь не занимается зарабатыванием денег. Храмы содержатся за счет доходов, поступающих от негосударственных организаций, частных лиц и прихожан. И за счет создания похоронных бюро при храмах не может быть решен вопрос конкуренции в этом виде услуг. Сфера деятельности Церкви распространяется лишь на церковный обряд отпевания и поминовения усопшего по предварительному желанию его самого или его родственников и касается лишь духовного паломничества жизни и смерти человека.

Ильф и Петров смеялись над отцом Федором, который мечтал о свечном заводике. Наверное, в нынешнее время по-другому ремонтировать, строить нельзя. Но всегда ли это оправдано? Начал сомневаться, прочитав объявление на дверях храма примерно такого содержания: «Дорогие прихожане, если вы нуждаетесь в качественном протезировании и лечении зубов, вы можете обратиться к православному врачу-стоматологу с 20-летним опытом работы матушке Светлане. Обратившись к ней, вы решите свою проблему и поможете нашему храму».
Андрей Варченко, Луганская обл.

Личное дело каждого человека, к какому специалисту обратиться для лечения, — будь-то православный верующий врач или человек вовсе не верующий. И опять же, как своими доходами от оказанных врачебных услуг распорядится доктор (в том числе во благо Церкви), тоже его личное дело. Но во всем должна быть мера и разумное начало. Превращать дверь храма в доску коммерческих объявлений, конечно, нельзя.

Когда после нескольких месяцев пения на клиросе батюшка поручил мне организацию хора, я начала искать людей, которые имели бы голосовые данные и разбирались в нотной грамоте. Нашлось несколько подходящих людей, и появилась реальная возможность поставить хор на профессиональный уровень. Мы проводили спевки, разучивали трехголосные песнопения, потом пели их на службе. Улучшения в пении заметили и одобрили и настоятель, и все прихожане. Но проблема в том, что люди соглашались регулярно петь на богослужении, если им хоть что-то будут за это платить. Батюшка говорил, что пение в церкви — это бескорыстный труд во славу Божию, ради спасения души, и требовать за это деньги нельзя. Поспорить с этим трудно, и в результате все певчие разошлись по другим храмам, а здесь уже не один год поют две бабушки. Жаль, что в красивом и новом храме нет хора, хотя мог бы быть. В чем же дело: не правы хористы или всему виной принципиальность настоятеля?
Р. Б. Валентина, Донецкая обл.

Слово Божие свидетельствует нам: «Трудящийся достоин пропитания». Если доходы общины позволяют содержать хор, то, безусловно, следует материально поддерживать хористов. Однако существует множество общин, где из-за недостатка средств хористы служат безвозмездно, во славу Божию. Очевидно, ваш настоятель исходит из материальной целесообразности и финансовой возможности общины, предлагая хористам петь бесплатно.

У нас много замечательных священников, добрых, открытых для общения. Находятся люди, которые им помогают, а у них в руках ничего не задерживается, от людей приходит, к людям и возвращается. Но есть и другие случаи. В нашем городе есть священник, очень деятельный. Я хотела посоветоваться с ним, но он и говорить не стал: некогда, а перед потенциальными жертвователями тут же расплывается и готов беседовать часами. Да, у меня нет денег на различные православные программы. Но ведь для Господа мы равны, независимо от благосостояния. Зачем же отталкивать от себя целые толпы «мешающих»? Это ж сколько душ загубить можно! Многие после такого обращения в храм уже не пойдут.
Людмила Доренкова, г. Днепропетровск.

Священник — это пастырь, который пасет овец и обязан беспокоиться о духовном состоянии своих пасомых. Он, как заботливый врач, обязан выслушать всех, кто обращается к нему за помощью, невзирая на материальный и социальный статус прихожанина. Другое дело, что священник не всегда может уделить должное время человеку, поскольку круг его обязанностей весьма обширен.
Если же священник из чисто материальных побуждений лицеприятно делит людей на «полезных» и «мешающих», то этим прямо нарушает свой пастырский долг.

Я знаю, что в монастырях монахи занимаются физическим трудом: работают в огороде, на строительстве монастыря, то есть питаются от трудов рук своих, как повелел нам Господь. Касается ли это священников? Работает, например, батюшка в огороде, и приходит к нему человек, просит благословить. Он же должен руку ему поцеловать, а она грязная. Всяким ли трудом можно заниматься священнику?
Василий Береговой, г. Марганец.

Апостол Павел не почитал для себя унизительным помимо проповеди Слова Божьего заниматься физическим трудом с тем, чтобы не приобременять верующих и иметь нужные средства для пропитания, о чем он неоднократно упоминает в своих многочисленных посланиях. Священник может заниматься любым трудом, в том числе физическим, если это не противоречит его христианской совести. А руки и помыть можно.

Уже надоели разговоры захожан, а иногда и прихожан, о «поповских «Мерседесах». Понятно, что многое надумано. Еще многих раздражают мобильные телефоны в руках священников, особенно сельских. Беседует батюшка с людьми, на бедность прихода жалуется: три старушки на службе и т.д. А тут: «Дзинь!» Как к этому всему относиться и что отвечать невоцерковленным родственникам и соседям на подобные аргументы?
Тамара Кириленко, г. Харьков.

Машина и телефон для священника, у которого обширный приход, не предмет роскоши, а скорее необходимость. Особенно это касается сельских священников, так как им приходится окормлять одновременно прихожан нескольких сел, находящихся на значительном расстоянии друг от друга. Не идти же пешком, если нужно срочно причастить человека, а он находится на расстоянии пятнадцати километров. А можно ли представить себе священника со Святыми Дарами в давке общественного транспорта? Конечно, во всем должна быть разумная необходимость. Не надо выделяться, ездить на дорогом джипе или пользоваться какой-то супермодной моделью телефона. Это лишнее. Транспорт и телекоммуникации должны быть средствами передвижения и связи, а не роскоши.
А вообще следует жить по заповеди: «Не суди, да несудимым будешь. Суд без милости не оказавшему милости, а милость над судом превозносится». Лучше видеть свои грехи и молиться об их прощении, чем рассматривать, в чем вина (или беда) другого человека, в том числе пастыря.

Я занимаюсь распространением православной периодики. Это миссионерские издания, доходы от продажи которых не покрывают затрат редакций. Я это понимаю и считаю свою работу также миссионерством, помогаю православным журналистам нести людям Слово Божие. Денег от этого не получаю — так, на проезд. При этом приходится сталкиваться с разным отношением в лавках. Случается, что воспринимают просто враждебно: «Зачем нам эти газеты, мы ничего на них не заработаем». А разве главная задача этих лавок зарабатывать деньги? Сам Господь гнал торговцев из храма… Да что говорить, даже в монастырях раньше все киоски были заставлены брошюрами, журналами, газетами, и люди их брали, а потом шли в храмы. Сейчас это все «занимает слишком много места» или «не раскупается». Зато раскупаются золотые крестики с драгоценными камнями, иконы с дорогими окладами и даже брелки для автомобильных ключей с ликом Спасителя. Продали один «экземпляр» — и план выполнен. Может, так и надо, а я чего-то не понимаю. Позвал человека Господь, он пришел в церковь, захотел — купил произведения Святых отцов, а разжевывать что-то в газетах и вести человека за руку вовсе и не нужно?
Максим Шерстюк, г. Киев.

В Церкви сегодня выпускается значительный объем периодики, в том числе газет миссионерской направленности. Как правило, она раздается бесплатно или за чисто символическую цену всем желающим. Такая литература, безусловно, нужна, так как помогает православным неофитам утвердиться в Церкви. Вместе с тем сегодня, к сожалению, встречается и некачественная литература, стремящаяся увести верующего человека в сторону псевдодуховности, подменяя подлинные духовные ценности борьбой с ветряными мельницами. Поэтому вся литература должна издаваться и распространяться по благословению правящего архиерея. Церковнослужители должны споспешествовать тому, чтобы разнообразная духовная литература была доступна верующим. Проповедовать слово Божие — важнейшая из задач Церкви. Использовать для этого нужно все средства, в том числе и возможности церковных лавок и ларьков. Зарабатыванием денег (повторюсь) Церковь не занимается.