Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Валентин Петров: «Самой настоящей глупостью, запущенной в прессу, были слова, приписанные Гагарину, о том, что в космосе он Бога не видел»

Валентин Петров, преподаватель Военно-воздушной академии имени Юрия Гагарина: «Самой настоящей глупостью, запущенной в прессу, были слова, приписанные Гагарину, о том, что в космосе он Бога не видел»

— Валентин Васильевич, вы преподаватель секретного заведения, полковник ВВС, сделавший карьеру в советское время. И в то же время человек церковный. Что вас подвинуло к вере?

— В 1964 году мне довелось вместе с Юрием Алексеевичем Гагариным побывать в Троице-Сергиевой Лавре, встретиться с ее наместником, а потом и со святейшим Патриархом Алексием І и получить его благословение. Это была незабываемая встреча, которая нас потрясла. Святейшему было далеко за 70, но он сохранял ясный ум, потрясающие аналитические способности и умение понять обстановку, которая складывалась в стране. Внезапный визит Юрия Гагарина сказался на всей Лавре. Помнится, к нему потоками шли люди, чтобы получить автограф. И это был 1964 год — время хрущевских гонений. Наверное, тогда я подумал о том, что являюсь не просто православным человеком, а тем православным, который получил благословение самого Патриарха. И, будучи преподавателем в Военно-воздушной академии, я решил в меру своих сил нести Православие в свое окружение.

— Для Гагарина встреча со Святейшим также была событием?
— Безусловно. Ведь он по своему воспитанию был православным человеком — из него делали атеиста. После этой встречи Юрий Алексеевич выступал на пленуме ЦК ВЛКСМ, и первым заявил, что варварство, которое допустило государство, разрушив храм Христа-Спасителя, святыню воинской славы, надо исправить. Тогда все речи готовились и рецензировались в ЦК, но он отступил от текста и говорил под впечатлением посещения Лавры. Я недавно работал с архивом ЦК, в нем все это документально сохранено до сих пор. Самой настоящей глупостью, запущенной в прессу, были слова, приписанные Гагарину о том, что он в космос летал, а Бога не видел. На самом деле, это были слова Хрущева.

— И что же? Удавалось вам нести Православие, так сказать, в массы? Ведь в советские времена это было непросто. Да еще если учесть, что вы работали в Центре подготовки космонавтов, людей, которые в ту пору по определению обречены были быть атеистами.
— Я горжусь тем, что участвовал в их подготовке и, можно сказать, отправил в космос 32 «православных экипажа». Я делал все, чтобы самые мои воспитанники побывали в Лавре, а перед полетом в космос — в Свято-Даниловом монастыре. Первым космонавтом, получившим благословение, был Владимир Титов (однофамилец Германа Титова). Его благословил владыка Минский Филарет. Титов взял с собой в космос «Церковный календарь» и иконки, после чего на них поставили штамп Орбиты. За пределами Земли они находились больше года. Я также горжусь тем, что первое Евангелие и икону Владимирской Богоматери в космос отправил я. Святыня оказалась на орбите 22 декабря 1987 года и провела там целый год как раз во время празднования Тысячелетия Крещения Руси.
Символично, что святой равноапостольный князь Владимир крестил Русь, а другой Владимир — космонавт — с высоты космического полета поздравил весь Советский Союз с Тысячелетием Крещения Руси. Кстати, это тот самый Титов, который вместе со всей командой, когда наша ракета взорвалась на старте, за 9 секунд до взрыва «отстрелился» и остался жив.
Я очень благодарен Лене Кондаковой — третьей женщине, которая побывала в космосе. Она «привезла» с собой икону ангела-хранителя Владимиру Полякову, чтобы она помогла осуществить выдающийся полет протяженностью 450 суток. По времени это все равно, что полет на Марс и обратно. Все это он время он провел на станции «Мир», к которой пристыковывались другие корабли.
Недавно командир одного из последних экипажей «Мира» Валерий Корзун рассказал мне такую историю. Когда «чистили» эту станцию, нашли еще одну иконку — Николая Угодника —покровителя всех путешествующих. Она все время оставалась на орбите вплоть до потопления станции, и неизвестно, кто и когда ее доставил на борт. Я думаю, что и тогда многие считали, что без иконы стартовать нельзя.
Мой друг Валерий Поляков — космонавт, Герой Советского Союза — привез на орбиту святую воду и окропил там весь экипаж и станцию. Сам способ окропления был не прост. Вода летела шариками, и космонавты растирали их по лицу.

— Скажите, а бывали случаи, когда космонавты-атеисты со временем поворачивались лицом к Православию?
— Такое можно сказать о Георгии Береговом. Мне пришлось много общаться с ним. Бывали мы в Даниловом монастыре. Наши беседы, посещение святых мест, контакты с батюшками поколебали его мировоззрение. Позже он убедился, что Православие — это великая сила.
Или еще один важный эпизод. 23 февраля 1997 года состоялась первая космическая связь Патриарха всея Руси Алексия ІІ с нашей космической станцией. Это был день рождения Предстоятеля Русской Православной Церкви и День Советской Армии. Тогда командиром станции был Василий Циблиев, родом из Крыма. Мне очень хотелось, чтобы Святейшего поздравили с большой высоты — 450 километров над Землей. Слава Богу, такое состоялось.
Святейший провел, на мой взгляд, блестящий сеанс. Он говорил очень корректно, красиво, четко формулируя фразы. В начале поздравил всех с Днем защитника Отечества, благословил и пожелал успехов в полете. Василий Васильевич от имени экипажа и станции поздравил Его Блаженство с днем рождения. К добрым пожеланиям подключился и австриец, и американец, и весь второй экипаж. Я считаю, что такое интернациональное поздравление стало свидетельством признания нашего Патриарха и нашей Церкви. В начале разговора станция находилась над Римом, а в конце — над Владивостоком. Когда Святейший спросил, как это возможно, космонавты объяснили, что их скорость в космосе восемь километров в секунду.

— Помнится, в этом полете случилась какая-то заштатная ситуация…
— На борту случился пожар, который погасили Василий Циблиев и Валерий Корзун. Экипаж считает, что уцелел только благодаря благословению Алексия ІІ. Когда Циблиев приземлился, попросил организовать встречу со Святейшим. Мы поехали в храм Вознесения Господня, что за Серпуховскими воротами, и встретились с Патриархом. Сейчас Циблиев возглавляет Центр по подготовке космонавтов. Сегодня рядом со Звездным строится храм, а прямо в космическом центре будет воздвигнута часовня. В честь своего 50-летия Василий Васильевич Циблиев за вклад в развитие Православия награжден орденом Даниила Московского.
Казалось бы — короткий сеанс связи с Патриархом! А как он поспособствовал возрождению традиции! 10 июня все будут поздравлять Патриарха с 75-летием, и я приложу все усилия, чтобы Его Святейшество получил поздравление с орбиты (сейчас вместе с американцами в космосе наш Геннадий Падалка).

— Бытует мнение, что космонавты в большинстве своем не принимают идею существования Бога…
— Я считаю, что если люди действительно грамотные, то рано или поздно они придут к Богу, в том числе летчики и космонавты. Примеров очень много. Например, генерал-лейтенант Михаил Чапаев, командир дальней авиацией Российской Федерации, не разлучался с иконами. Он первый сделал в штабе домовую церковь, которую освятил Патриарх всея Руси. Строительство церкви было неожиданностью для Министерства обороны.
Первой из военных учебных заведений праздновать Рождество Христово стала наша академия. Шел тогда1992 год. Мы пригласили священника из Свято-Данилова монастыря. Пел церковный хор. Зал быт забит битком. Торжество состоялось после указа президента России считать Рождество государственным праздником.

— Вы преподаете в академии православную культуру. Как строится ваша работа?
— Курс православной культуры в нашей академии читается уже много лет. Я его преподаю, поскольку закончил Свято-Тихоновский богословский институт. Богословское образование я получил по приказу нашего начальника, который, отправляя меня, сказал: «Нам нужны православные люди, чтобы преподавать Православие нашим командным кадрам». Кстати, совсем скоро два юбилея — десять лет я читаю курс о Православии и 25 лет занимаюсь просветительско-катехизаторской деятельностью среди покорителей космоса в Центре подготовки космонавтов.
Все свои лекции первокурсникам я начинаю со слов: «Только две академии на московской земле связаны с небесами. Назовите их». Все сразу же называют Военно-воздушную академию. На счет второй — молчание. «А вторая, — говорю, — намного важнее — это Московская духовная академия, бывшая Славяно-Греко-Латинская, которая дала высшее образование всей России и всей империи».
У нас с Сергиевым Посадом сложились хорошие отношения. Владыка Евгений (Верейский) оказывает нам огромную помощь, в том числе и церковной литературой. Это играет важную роль при подготовке командиров космических кораблей и авиационных частей в православном духе. У нас выступали митрополит Кирилл, ныне покойный владыка Питирим, профессор Осипов, архимандрит Иоанн (Экономцев) — я и мои ученики черпаем знания от выдающихся богословов. Мы активно сотрудничаем с Синодальным отделами РПЦ: миссионерства и катехизации и отделом по связям с вооруженными формированиями. Все это дает результаты. У нас уже появились православные руководители отечественной авиации и космоса.

— Вы приехали на открытие чемпионата Европы по художественной гимнастике вместе с владыкой Августином…
— Мне как члену Федерации художественной гимнастики России было поручено пригласить владыку на церемонию открытия чемпионата. И я благодарен владыке, что он принял приглашение. По благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира Его Преосвященство благословил эти соревнования. Это, говорят, первый случай в истории украинского спорта. Архиепископ Августин известен и украинским, и русским тренерам и спортсменам как человек неординарный. Не случайно именно его и просили позвать на чемпионат. Кстати, документальный фильм о небесной Литургии, совершенной владыкой Августином в прошлом году, я использую на своих лекциях. Недавно и сам владыка выступал в нашей академии. Слушали его с большим интересом. А высмеивают эту уникальную акцию только те, которые сами ничего подобного осуществить могут. Ирина Дерюгина была счастлива встретиться с владыкой Августином и получить его благословение. Сегодня с Православной Церковью сотрудничают и космонавты, и спортсмены.

Беседовал Валерий Полищук