Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры архиепископ Вышгородский Павел: «Мы возродим святыню, чего бы это ни стоило»

КИЕВ. Сессия столичного горсовета разрешила Национальному Киево-Печерскому историку культурному заповеднику передать Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре в пользование десять бывших церковных строений. Большинство украинских СМИ выступили с комментариями по этому поводу. Оценки были самые разнообразные: одни расценили эти решения как акт долгожданного покаяния перед репрессированной Церковью, другие — как предательство национальных культурных «интересов». За комментариями мы обратились к наместнику Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры архиепископу Вышгородскому Павлу. Свою оценку дали также государственные и политические деятели Украины.

Наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры архиепископ Вышгородский Павел: «Мы возродим святыню, чего бы это ни стоило»

— Владыка, как бы вы прокомментировали решение Киевсовета о передаче 10 корпусов монастырю?
— Прежде всего хочу поблагодарить тех 58 депутатов Киевсовета, которые такое решение приняли. К сожалению, практика последних лет свидетельствует, что гордятся великой православной святыней все, а реально помогают ей немногие. Поэтому депутаты поступили как настоящие патриоты нашей столицы.
Лавра была закрыта в 1926 году, в один день, постановлением столичных революционных властей. Лаврские святыни были осквернены, церкви разграблены, монахи сначала изгнаны, затем репрессированы. Из пяти тысяч погибших во время репрессий киевских священнослужителей большинство — лаврское духовенство. И конечно, нам, тем, кого Господь сподобил заниматься возрождением Святой Лавры, горько от того, что убивали, разрушали, экспроприировали очень быстро, а восстанавливают справедливость, возвращают награбленное в год по ложке, с неимоверными трудностями и препонами. Гигантские заводы, индустриальные предприятия — бывшую общенародную собственность — в мгновения ока роздали частным владельцам, причем неизвестно кому. Церковное же Церкви, даже при наличии всей законодательной базы, отдают со скрипом уже полтора десятилетия.

— Но ведь десять корпусов отдали?
— Не отдали, а передали в аренду, решение нам еще никто на руки не давал. Весь монастырь был и остается коммунальной собственностью города Киева, наряду с ЖЭКами, общественными туалетами и т.д. Это абсурд, но, похоже, он никого у нас не удивляет. Со времен перестройки и до сегодняшнего дня нам передана лишь меньшая часть из 144 лаврских строений, остальные по-прежнему занимают музей и различные организации, никакого отношения к Церкви не имеющие. Отселяют одни организации, вселяют другие. Это доходный бизнес. Вы помните громкие скандалы, связанные с табачными компаниями, с итальянским посольством, с десятками коммерческих структур, неведомыми способами оказавшимися в Лавре.

— Из переданных корпусов будут отселять сторонние организации?
— Этими зданиями мы давно владеем. Практически все они находились в аварийном состоянии (некоторые до сих пор в таком состоянии находятся) и пустовали. Большинство из них мы уже восстановили за свой счет. Мы просили закрепить юридические права, чтобы заключать договора с «Водоканалом», «Киевэнерго» и другими организациями на отопление, энерго- и водоснабжение — что необходимо для обслуживания зданий. Этим решением Киевсовета мы вошли в правовое поле, в чем и музей, и столичные власти были заинтересованы не меньше нас.
Ни одного здания, которое находится в более-менее приличном состоянии, нам не передали. Два года назад после Указа Президента «О преодолении негативных последствий тоталитарного прошлого» была создана Межведомственная комиссия, которую возглавлял вице-премьер министр Семиноженко и куда вошли и представители Церкви. Мы просили передать 54, 55, 58 корпуса, находящиеся в Нижней Лавре. Нам обещали передать строения всей Нижний Лавры, много раз собирались, совещались, но воз и ныне там.

— Владыка, а можем мы на конкретных примерах разобраться, что и как передается Лавре?
— Пожалуйста. Возьмем хотя бы строения, которые значатся в нынешнем решении Киевсовета. По порядку. Корпус № 34 (это половина бывшей монастырской бани), 400 кв. м. С ним связан скандал, который чуть не стал международным. Если вы помните, Музей-заповедник отдал это помещение в аренду Институту повышения квалификации учителей, тот — какой-то иностранной фирме, если не ошибаюсь, панамской, та — итальянскому посольству, плату взяла на много лет вперед, а сама исчезла. Так на территории православной святыни оказалось посольство католического государства. Разразился скандал, никто не мог понять, как это могло случиться, пресса обвинила и руководство музея, и столичные власти в коррупции. Вмешался Президент, итальянское посольство выехало, корпус несколько лет пустовал, не отапливался, и в 2001 года назад его заселили монахи. Вот таким образом это церковное строение было возвращено Церкви. Мы сделали только внутренний ремонт: это единственное здание, которое мы получили в более-менее приличном состоянии. Здание полностью содержалось и содержится монастырем, а сейчас оно нам официально передано в аренду.
Далее в решении значится корпус №55. Это кельи гостиничного двора. Нам передали не корпус, а лишь подвал в этом корпусе. Этот подвал мы заняли два года назад. Там когда-то работали жестянщики, он был страшно захламлен, по-видимому, вообще никогда не ремонтировался. Мы вывезли мусор, отремонтировали его, заменили прогнившие трубы, сделали отвод воды, провели отопление. В ремонт и переоборудование вложили около 200 тысяч гривен. Сейчас там располагается мастерская по реставрации. А весь двухэтажный корпус принадлежит какой-то фирме «Атлант» и музею: туда переселили того же печально известного Березкина, который имел в Лавре подпольную лабораторию по изготовлению подделок и перед телекамерами ломал и топтал крест.

— Но ведь он был разоблачен прессой как бывший уголовник, отсидевший по делу, связанному с мошенничеством и перепродажей золота?
— Видимо, для музея он очень ценный специалист, раз с ним не хотят расставаться. Далее в списке корпус №56. Историческое назначение — кельи Гостиного двора. Там десятилетиями находился склад технического обеспечения Министерства финансов. После наших многочисленных просьб три года назад Минфин освободил это здание. Оно нуждалось в капитальном ремонте, который нам обошелся в 3,6 млн. гривен. Сейчас в нем братские кельи.
Корпус №57. Это бывшие кельи монастыря на Дальних пещерах. Нам передали только его часть. Остальную площадь занимает СУПР (Специальное Управление противооползневых работ столичной госадминистрации). В помещении хранились приспособления для выставок. Это было одно из самых разрушенных зданий. Там даже перекрытия упали. Можете посмотреть фотографии — все в ужасном состоянии. Мы его восстанавливали вместе с СУПРом. Половину помещений уже отреставрировали. Заменили крышу, но корпус нуждается в дальнейшем ремонте, нужно срочно вложить 500 тысяч гривен.
Корпус №58. Это тоже бывшие кельи Гостиного двора Лавры. Нам передали только подвал. Мы используем его как склад. Он пустовал, а нам негде было хранить киоты, которые мы делали для Теплого храма. Его тоже до этого занимала какая-то столярная фирма. А все трехэтажное строение занимает так называема «служба подземщиков» (то же самое, что СУПР, только подчиняется Музею-заповеднику). У них там сауна, ванна и т. д. — такая себе база отдыха для восстановления жизненных сил работников музея. Вот смотрите, многие телеканалы прокомментировали решение Киевсовета в негативном ракурсе: мол, «ползучее монашество» захватывает корпуса святыни. А почему их не волнует наличие на территории святыни саун, баров, мастерских художников, где работают с обнаженными натурщицами? Ведь это все возводили монахи, и весь монастырь буквально стоит на крови новомучеников! Не кощунство ли это?
Но продолжим дальше. Корпус № 60 — бывшие келии Гостиного двора.
Там находились фонды музея. Здание требовало капитального ремонта: крыша сгнила. В мае 2000 года музей освободил помещения, и их отдали нам. Монастырь вложил в реставрацию корпуса около 2 млн. гривен. Теперь там келии преподавателей и студентов КДАиС. Хотя помещения Киевских духовных школ в столице сохранились, весь преподавательский состав был репрессирован. Последний ректор Киевской духовной академии знаменитый богослов профессор архиепископ Василий Богдашевский после тюрем и заключений умер в голодомор прямо на улице Киева. Однако ни одно здание духовных школ не возвращено Церкви, в них находятся организации, которые никакого отношения к Церкви не имеют. Это частный вуз «Киево-Могилянская академия» и Академия живописи. А законные владельцы — Киевские духовные академия и семинария — ютятся у нас, в монастыре. Даже председатель Госкомрелигий Украины Виктор Бондаренко неоднократно пытался поднять эти вопросы, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки.
Корпус №68 — бывшая больница для паломников. Этот корпус мы заняли в 2003 году, когда музей, вместо того чтобы, выполняя Указ Президента, вернуть его Церкви (как это было согласовано на Правительственной Межведомственной комиссии), попытался заселить туда сторонние структуры. Когда мы вошли в помещения, то были шокированы количеством бутылок из-под спиртного, там же была обнаружена целая подпольная лаборатория по производству подделок от церковных реликвий до советских орденов. Черепа они использовали под пепельницы. Это было настоящее капище! В сердце Лавры! Мы тогда пригласили и руководство музея, милицию, прессу, чтобы все воочию убедились, какими «научными исследованиями» здесь занимаются сотрудники музея. Гендиректор Музея-заповедника Сергей Кролевец был шокирован не меньше нас и тут же распорядился освободить помещения. Тогда мы их и заняли. Корпус в полуразрушенном состоянии, готовим его к капитальному ремонту. По смете, составленной Укрреставрацией, на его восстановление мы должны затратить 4, 5 миллиона гривен.

— Владыка, а почему такие «запредельные» цифры? Ведь, скажем, строительство с ноля кафедрального собора в Черкассах, который считается самым крупным в Украине, обошлось дешевле.
Конечно, за такие деньги можно построить новую школу. Но «Укрреставрация» — монополист, а в Лавре любые работы — это уже «реставрация», и расценки у них такие, будто они не прохудившуюся крышу железом перекрывают, а реставрируют икону ХI века площадью в сто квадратных метров. Их работа — это сущее разорение. Но что поделаешь? Иного не предусмотрено.
Однако вернемся к переданным строением. Корпус № 69 — бывшие келии Гостиного двора. В них до 2002 года находились подразделения милицейского полка. После окончания срока аренды помещения освободились. Мы разместили там иконописную мастерскую. Однако корпус до сих пор находится в ужасном состоянии, крыша шиферная, прогнившая. Необходимо делать капитальный ремонт. Но главная проблема в том, что корпус треснул: часть его практически откололась. Музей, при всех своих СУПРах, «службах подземщиков» с их саунами, не следил за дренажной системой. Поэтому перед тем как его реставрировать, надо забить сваи, укрепить не только фундаменты этого здания, но и целый склон, потому что трещина прошла и через 71 корпус, затронула Афганскую церковь. Это чрезвычайно дорогостоящие работы. И мы должны сначала изыскать деньги, изготовить проекты, найти специалистов и организации, которые могли бы эти работы выполнить. Та же история и с корпусом № 71 (историческое предназначение — кельи Гостиного двора). Там также находилось подразделение милицейского полка. Здание в аварийном состоянии, необходим капитальный ремонт, та же проблема с трещиной…

— А может, передача аварийных корпусов — не что иное, как бюрократические игры: если здания обвалятся, будет где искать «крайнего». Монастырю передали, а он недосмотрел…
— Не думаю. Проблема склона известна давно и всем. Понятно, что мы ее тоже сходу не решим. Конечно, если бы город действительно заботился о своем «коммунальном хозяйстве», то не воздвигал бы муляжи древних церквей для схизматиков (верующие все равно молиться в них не будут), а давно бы решил проблемы своей главной святыни.

— У нас остался последний корпус…
— Да. Корпус № 98. До экспроприации это была деревянная конюшня с очень слабым фундаментом. Музей сдавал это здание столярной фирме, занимавшейся изготовлением дверей и окон. В 2001 году там случился пожар, и выгорело все до основания. Это пепелище нам и отдали. Мы разобрали остатки, аккуратно положили новый фундамент, уже выгнали стены. Собственно, еще не успели отстроить, а нам его уже — в аренду. Спасибо и за это! Мы тут затронули истории возвращения десяти корпусов, подобные истории имеют и другие переданные нам лаврские строения.

— Но ведь по закону и по Рекомендациям Совета Европы государство должно возвращать здания и прочее церковное имущество Церкви таким, каким его экспроприировало, — возрожденным, отреставрированным, а не по принципу «На, Боже, что нам не гоже».
— Не знаю, может, где-то поступают действительно, по-европейски. У нас не государство, а народ восстанавливает свои православные святыни. Ему надо поклониться в ноги. Он, ограбленный, обнищавший, несет свои гроши в храмы, монастыри, в том числе и в Лаврскую обитель, чтобы мы могли реставрировать и отстраивать лаврские храмы и корпуса, которые, как ни кощунственно, нам сдают в аренду.
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра — это обитель Божией Матери, Заступницы и Покровительницы всего нашего народа, это колыбель и тысячелетний дом отечественного монашества, и независимо от того, помогают нам или вредят, сколько понадобиться лет и сил, мы возродим святыню. И никакие врата лжи и бюрократии не одолеют ее.

Беседовал Василий Анисимов