Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Евгений Чиквин: «Основная задача православных журналистов заключается в том, чтобы уровень их изданий был не хуже тех, которые продаются в киосках»

Евгений Чиквин: «Основная задача православных журналистов заключается в том, чтобы уровень их изданий был не хуже тех, которые продаются в киосках»

главный редактор польского журнала «Православное обозрение

Евгений Чиквин, можно сказать, бывалый волк в области православных медиа. Ведь создать в государстве, где православных всего порядка 1% населения, самоокупаемый полноцветный журнал-ежемесячник, который расходился бы тиражом в среднем пять с лишним тысяч, о таком можно лишь мечтать. А они в Польше не мечтают, они достигают своих вершин. И нам, православным журналистам постсоветского пространства, есть чему поучиться у наших западных братьев хотя бы потому, что к ним свобода религиозного слова пришла несколько раньше, чем к нам.

— Господин Евгений, вы возглавляете ведущее православное издание Польши. Расскажите, пожалуйста, об истории создания вашего журнала.

— Польша всегда, даже в свою бытность в соцлагере, отличалась наличием больших возможностей для деятельности верующих, в том числе и православных, чем другие государства, особенно Советский Союз. Может, кого-то это удивляет, но это действительно так.
В 1980-х годах, когда у нас только зарождалось молодежное движение, Католическая Церковь Польши уже издавала около ста периодических изданий разного масштаба. А в нашей Церкви было всего два издания: «Церковный вестник» и «Ведомости Польской Автокефальной Церкви». Однако они не пользовались большим спросом, потому что являлись официальными органами Церквей.
В 1985 году впервые вышел наш журнал, который учредила группа православной интеллигенции. Он издается до сегодняшнего дня, и главной его целью является предоставление возможности высказаться светским людям, чтобы читатели имели представление о жизни нашей Церкви, а также о жизни Православия в мире.

— Из кого в основном состоит читательская аудитория журнала?

— Наша аудитория — это местные православные, также журнал читают римо-католики и люди, интересующиеся Православием, в особенности Православием в восточных странах: России, Украине, Белоруссии.

— Какой тираж вашего издания?

— Ежемесячно мы печатаем пять с половиной тысяч, из которых продаем где-то 4,8 тысяч, а остальные рассылаем по библиотекам или просто дарим. На Рождество или Пасху реализуется около семи-восьми тысяч, так что в среднем получается, что около пяти тысяч в месяц мы продаем. Среди наших православных изданий наш журнал пользуется наибольшей популярностью.

— Каковы, по-вашему, основные задачи как вашего издания, так и вообще православной журналистики в стране?

— Сейчас, конечно, главная задача православных журналистов заключается в том, чтобы уровень издаваемой ими периодики был не хуже той, которая продается в киосках. Если этого не будет, то читать их будут только те люди, которые как-то связаны с Церковью. А их убеждать уже не надо, мы должны заинтересовать тех людей, которые только начинают свои поиски.
В свое время мне удалось пригласить работать в нашу редакцию двух журналистов, имеющих опыт работы и профессиональную подготовку (раньше они работали в известных польских изданиях). С тех пор наш журнал стал набирать популярность благодаря тому, что в нем появились современные формы подачи материала, в том числе репортаж, который очень редко встречается в церковных изданиях. То есть присутствуют те формы, которые люди привыкли видеть в светской прессе.

— Вы сразу это поняли или пришли к такому решению постепенно?

— Конечно, не сразу. В первые годы нашей работы мы печатали довольно большие тексты богословского или исторического содержания. Но как-то один православный священник сделал очень меткое замечание, что мы издаем журнал для священников, для уже воцерковленных людей, а их не надо особо убеждать. Внимание нужно обращать на потенциальных членов Церкви. Мы взяли это на вооружение.

— Исходя из вашего опыта в деле журналистики, что бы вы могли порекомендовать нынешним православным журналистам?

— Наша общая задача — давать информацию, однако для нас небезразлично, сколько людей ее захочет прочитать. Мы должны всегда стараться поднимать свой профессиональный уровень. Нужно стремиться к тому, чтобы православная точка зрения на определенные вопросы была замечена, учитывалась в СМИ тех стран, в которых проявляется интерес к этим проблемам. Пока что это не так.
Естественно, это происходит по разным причинам: есть предвзятость, есть недоброжелательность, есть открыто враждебное отношение к православным. Но есть и та часть общества, которая открыта.
Поэтому, повторяю, наша задача в том, чтобы высказанная нами точка зрения заинтересовала светские СМИ, и они захотели бы ее представить.

— Велика ли вероятность того, что православная журналистика славянских стран (в частности белорусская, польская, русская, украинская) все-таки займет весомое место в обществе?

— Конечно, ведь ситуация уже изменяется. И в ваших странах когда-то не было ничего, кроме официального органа Церкви. А то, что сейчас есть, — это уже, можно сказать, богатство, хотя мы все еще никак не выработаем методику работы на примере светской прессы. Когда пользующееся авторитетом агентство что-то передает, то его проигнорировать просто невозможно, и нам надо стремиться, чтобы так было с православными изданиями.
Когда замалчивалась трагедия в Западной Украине, это, конечно, наша слабость, потому что мы могли бы проинформировать тех людей, которые доброжелательно относятся к православным, чтобы они адекватно на все реагировали. Ведь в демократичном обществе информация всегда имеет определенное влияние, в том числе и на политиков. Я очень надеюсь на то, что в будущем искаженная информация, подобная той, которая была в западных СМИ по поводу войны в Югославии и о притеснениях православных в Западной Украине, будет нейтрализовываться оперативной и полной информацией православных СМИ. Это будет наша реальная помощь тем православным людям, которые сталкиваются с подобными проблемами.

— Какую цель вы ставили, организовывая встречу православных журналистов?

— Главная цель — это познакомиться с журналистами, людьми пресс-служб, которые работают в своих поместных Церквах. Для нас, православных, живущих в Польше, где мы составляем около одного процента населения, это очень важно.
Польша в этом плане — однородная страна, что редко бывает в Европе, ведь в ней 95% населения декларируются как римо-католики. Для нас всегда очень важно было и есть иметь контакт, иметь связи с представителями Православия других стран, прежде всего с восточными славянами: украинцами, белорусами, русскими. А лучше сказать, с теми людьми, которые в прошлом проживали на территории Великого княжества Литовского, с которым у нас была многовековая общая история.
Исходя из собственного опыта, у меня сложилось такое мнение, что для людей, живущих в странах с преобладающим православным населением, это чувство не так сильно. А для нас очень важно, чтобы мы и наши верующие люди имели представление об универсальности Православия, о его всемирном значении.

Беседовал Сергей Баршай