Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины: «Надо всегда помнить об ответственности перед Богом, народом и собственной совестью»

Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель УПЦ: «Надо всегда помнить об ответственности перед Богом, народом и собственной совестью»

Ваше Блаженство! Начало нынешнего учебного года в Киевских духовных школах совпало с проведением в Киево-Печерской Лавре международной богословской конференции. Как Вы оцениваете ее итоги?

Это уже третья конференция, посвященная проблемам семьи, личности и общества. Мы надеемся, что таким образом уже заложена традиция международных лаврских чтений по важнейшим проблемам современного богословия и антропологии. Для этих чтений характерен очень высокий уровень богословской мысли. На конференции мы могли слушать доклады, участвовать в дискуссиях, общаться с выдающимися представителями православных богословских школ Оксфорда, Парижа, Минска. Замечательны были выступления богословов и философов из Италии, Бельгии, России, да и киевляне были на высоте. Каких-нибудь десять лет назад, студенты наших духовных школ могли разве что мечтать об участие в таком форуме, который, безусловно, является событием в церковной и культурной жизни столицы. К сожалению, по болезни, не смог приехать неизменный участник предыдущих чтений Сергей Сергеевич Аверинцев, но, думаю, встречи с митрополитом Минским Филаретом, епископом Каллистом, протопресвитером Борисом Бобринским, священником Владимиром Зелинским и другими доставили большую радость для пытливого ума. Как известно, в свое время киевская богословская школа была одной из лучших в Мировом Православии, однако академия и семинария были закрыты, профессура репрессирована. Сегодня мы лишь возрождаем свои традиции, и опыт других чрезвычайно ценен. В рамках конференции прошли презентации нескольких серьезных богословских трудов, книги были изданы на русском и украинском языках, наши преподаватели и студенты имели возможность участвовать в их обсуждении, общаться с издателями и авторами. Радостно, что учебный год начался с такой высокой ноты.

Центральными темами конференции опять были семья, личность, общество. С чем связан такой выбор?

Потому что это узловые проблемы современного мира и человека. В прошлом году основные доклады были посвящены проблеме семьи, в этом – личности. Православная Церковь чрезвычайно обеспокоена тем, что в общественном сознании разрушаются традиционные представления о семье, ее непреходящем значении для человека и общества в целом. Мы видим, как нарастают негативные тенденции по девальвации, обесцениванию института семьи. Уже узаконен гражданский брак, свободные, безответственные отношения оборачиваются бесчисленными трагедиями, как для молодых людей, так и для их потомства. Пропагандируются старые атеистические идеи, что в отношениях между мужчиной и женщиной, рождении ребенка нет ничего святого, а есть лишь животные инстинкты. Поэтому семья, колыбель всякого человека, средоточие любви между супругами, родителями и детьми, воспринимается не как счастье, дарованное Богом, а как бремя, которого хотелось бы избежать. Для нас в Украине это одна из самых жгучих проблем, поскольку смертность в два раза превышает рождаемость, и, по последним статистическим данным, население страны сократилось до 47 миллионов человек. И дело не только в бедности или социальном кризисе (семьи с небольшим достатком с радостью заводят детей, справедливо считая их самым большим богатством), а в стремлении молодых людей, как нынче говорят, «реализовывать себя» вне семьи, вне отцовства и материнства.
С этими вопросами напрямую связана и проблема личности, индивидуальной неповторимости и ответственности человека перед Создателем за свою жизнь и свои поступки. Человек как личность – это тот, ради кого Спаситель сошел на землю. В минувшем веке идеологический тоталитаризм стремился разрушить личность, превратить ее в «колесико и винтик» гигантской идеологической машины. В наше время такая же опасность вытекает из созидающейся технологической цивилизации, которая стремиться унифицировать все, в том числе и человека, его возможности, потребности, внутренний мир. Безусловно, это общество будет более продуктивным, комфортным, чем нынешнее, но с очевидной духовной деградацией. Это, собственно говоря, то, чем был искушаем Христос в пустыне, и что отвергнул. Православная Церковь, которая во все века стремилась восстановить падшего человека, и сегодня возвышает свой голос в защиту христианской семьи, личности и общества, в котором они будут основополагающими ценностями.

На конференции присутствовало много студентов, и я слышал мнение, что столь высокие материи, вряд ли пригодятся в их служении на далеких приходов.

Нынешнему поколению пастырей, действительно, нелегко. Они призваны, иногда с нуля, восстанавливать церковную жизнь в городах и весях. Многие полагают, что молодому священнику достаточно хорошо знать богослужебную практику, уметь организовать приходскую жизнь. Но апостол Павел говорит: «Как же ты, уча другого, не учишь самого себя?». Он указывает, в первую очередь, на то, что пастыри должны соответствовать в своей жизни тому, чему учат. Но и призыв к знаниям очевиден. Только углубляя свои знания, пастырь может давать ответы на те непростые вопросы, которые ставит жизнь перед прихожанами, и они идут к священнику за советом. К тому же никто не отменял главную заповедь нашего просвещения: «учить правильно». Это очень актуально, поскольку сегодня в Церковь идет интеллигенция, молодежь, прошедшая нашу светскую атеистическую систему образования. С ними интересно и очень сложно, и такие форумы, как лаврская конференция или Миссионерский съезд, прошедший в Киеве в начале лета, помогают выработать православный взгляд на многие современные проблемы.

В конференции приняли участие представители нескольких патриархатов. Но никто почему-то об этом и не вспомнил.

В этом нет ничего удивительного: богословие, как и вера не делятся на патриархаты. Различные административные устройства, канонические территории не означают разность вероучения. Православная Церковь едина, един и православный взгляд на глобальные проблемы и вызовы современного мира. Этим она, в частности, отличается от политико-схизматических группировок, которым, как общественно-политическим структурам, всегда нужно показывать свое отличие от других.

Вы упомянули об общественно-политических структурах, а как бы Вы сегодня оценили отношения между Церковью и общественными, политическими организациями?

Я думаю, что в обществе уже произошел перелом в отношении Церкви и верующего человека. Уже много лет подряд Церковь имеет высший рейтинг доверия граждан, политики, которые еще вчера с неприятием относились к Церкви, сегодня говорят, что верующие люди – лучшая часть общества. Ведь верующий человек — это человек с совершено определенным отношением к труду, семье, обществу, государству. Один предприниматель, сказал, что для него православный сотрудник – это гарантия добросовестного отношения к работе и качества ее выполнения. Сегодня, по инициативе самих руководителей, на предприятиях открываются православные храмы, чтобы человек имел возможность помолиться и с миром в душе приступить к работе, которая может быть и опасной, как в шахте, и требующей предельной концентрации внимания и воли, как в больнице. Кстати, сегодня мы освятили храм при городской больнице скорой помощи в Дарнице. Это уже 25-й православный больничный храм в столице.
И политики, и государственный чиновники видят, что Православная Церковь сегодня занимается напряженной созидательной работой. Восстанавливаются, реставрируются, строятся тысячи храмов. Вы заметили, как преображают они наши села и города, особенно промышленные центры? Построив храм, а чаще одновременно со строительством, общины занимаются просветительской и благотворительной деятельностью: берут под опеку детские дома, дома престарелых, тюрьмы, больницы, идут в воинские части и школы. Это социальное служение Церкви, но и для государства социальные проблемы – первоочередные. И там, где власти, действительно, думают о своем народе, о человеке, которому сегодня очень нелегко, там они всемерно помогают Церкви в ее социальном служении.
До конца года мы планируем провести монашеский съезд в Киево-Печерской лавре. Сейчас у нас более 150 монастырей, и мы хотим, чтобы они были не только центрами духовности, но и очагами социального служения. При монастырях должны быть созданы школы, приюты, больницы, богадельни. Здесь очень много проблем, и юридических, и земельных, и хозяйственных, и мы должны найти пути их решения.

Ваше Блаженство! Вы сказали о храмосторительстве. Но некоторые СМИ упрекают Православную Церковь за «гигантоманию». В Черкассах построен самый большой православный храм в Украине, гигантские соборы освящены в Кривом Роге, Луганске, не меньшие соборы строятся в Ужгороде, Донецке, Одессе, Крыму, других регионах Украины…. Это чрезвычайно затратные проекты, и не лучше ли эти средства направить на социальные программы?

На протяжении столетий центром всякого города или села в Украине были храмовая площадь, Собор. Как правило, город и начинался со строительства церкви. В атеистическое время архитектурный облик наших городов чрезвычайно изменился: храмы были разрушены, либо закрыты всякими постройками. Сегодня многие хотят возродить исторический православный облик наших городов. Но изменились и строительные технологии, и сама городская архитектура, в которой ныне превалируют высотные здания. Поэтому сегодня в крупных городах строят величественные соборы, которыми могли бы гордиться и дети, и внуки. Жители хотят, чтобы их родной город был самым красивым, и отрадно, что возрождение этой красоты начинается с храма. И затраты эти оправданы. Замечательно, что общинам в строительстве большую помощь оказывают и власти, и предприятия, и коммерческие структуры.

Сегодня в Украине руководители, даже высшего ранга, не боятся открыто демонстрировать свою веру. По телевидению, в газетах часто идет информация о том, что такой-то поклонился святыням, другой обвенчал детей, третий крестил внуков… Все это становиться достояние светской хроники. Хорошо ли это, ведь вера – дело личное…

Мы не можем запретить любому человеку, в том числе государственному деятелю, распространять информацию о своей жизни и деятельности. Конечно, если он принадлежат к Церкви, и демонстрируют свою причастность к Православию, это повышает его авторитет в глазах верующих. Если мы говорим, что верующий гражданин, это большая ценность для общества и государства, то верующий руководитель ценен вдвойне. От него многое зависит, и если он руководствуется в своих решениях и действиях заповедями Господними, он не может принести вреда своей стране и своему народу.

А как выполняется Указ Президента и правительственная программа о преодолении последствий тоталитаризма и возвращении Церкви экспроприированного имущества?

Практически за два с половиной года со времени выхода президентского Указа ничего не возвращено. Комиссии, согласования…. Чиновники находят множество отговорок, мнимых и реальных препятствий, чтобы Указ не выполнять. Очевидно, что нет просто воли и желания. Украинская Православная Церковь будет выполнять миссию, предначертанную Господом Богом и Спасом нашим Иисусом Христом – вести человека к спасению, будет строить храмы, помогать страждущим, служить народу и Украине, независимо от того, как к ней относятся чиновники и политики. Этим она занимается уже тысячу лет. Те же, кто препятствует Церкви выполнять ее миссию, сами будут нести ответственность перед Богом, и перед народом, и перед собственной совестью. Об каждому из нас необходимо всегда помнить.

Беседу вел Василий Анисимов