Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Епископ Зарайский Меркурий: «В жизни американцев религия занимает второе, а, может быть, даже и третье место»

Управляющий Патриаршими приходами в США епископ Зарайский Меркурий: «В жизни американцев религия занимает второе, а, может быть, даже и третье место».

— Ваше Преосвященство, кто прихожане православных храмов на американском континенте?

В юрисдикцию Московского Патриархата входят тридцать приходов на территории США, один мужской монастырь и один приход в Мексике. Это то, что осталось от Русской митрополии, а впоследствии экзархата. Известно, что в 1970 году Святейший Патриарх Алексий I издал Томос, согласно которому на основе Русской митрополии образовалась Американская Автокефальная Православная Церковь. Часть приходов осталась в лоне РПЦ. Они получили название — Патриаршие приходы в США. В Соединенных Штатах, рядом со Свято-Николаевским кафедральным собором, находится представительство Московского Патриархата в Америке. Его возглавляет управляющий Патриаршими приходами в епископском сане.
Прихожане наших храмов очень разные. До начала второй волны иммиграции ими были потомки первых русских поселенцев в Соединенных Штатах. Затем на этой территории появляются карпаторуссы. Иммигрировали также выходцы из центральной России, которые со временем стали американцами. Последняя волна иммиграции приходится на начало 1990-х годов. В это время территорию Америки заселяли преимущественно выходцы из Украины, России и Белоруссии. Вот они-то, как правило, и посещают сегодня наши храмы. Часть верующих, в зависимости от места жительства, стали прихожанами Американской Автокефальной Церкви.

— Запад — это как отдельная цивилизация. Как Вы уживаетесь среди американцев, как они на Вас смотрят и что говорят?

Я бы не сказал, что в Соединенных Штатах легко жить. Хотя принято считать США демократическим государством. Но американская демократия не соответствует тем представлениям, которые сложились об этом понятии, скажем, в Украине или России. Чаще всего под этим словом понимается перечень прав и свобод, которыми человек вправе пользоваться. И на этом все исчерпывается. Но мы забываем, что демократия — это еще ответственность и уважение прав граждан. Американские власти охотно отстаивают эти свободы. Так что всякое нарушение законодательства в США сразу пресекается. Здесь речь идет о демократических правах. Что же касается религиозных свобод, всем известно, что Америка — это не православная страна. Первенствующее место занимают протестанты. Достаточное влияние имеет епископальная церковь и неплохо «стоят на ногах» католики. В этих условиях в Штатах действует несколько православных юрисдикций.
В конце XIX ст. Русскую епархию в Америке возглавлял святитель Тихон (Белавин) в сане архиепископа Североамериканского и Алеутского. Впоследствии он был избран на Первосвятительский престол. Так вот, святитель Тихон заложил важные основы для создания единой Поместной Православной Церкви в Америке. К сожалению, планы владыки не осуществились. Во-первых, из-за того, что в 1908 году он был отозван в Россию, а во-вторых — из-за революции.
К сожалению, в США существует четкое деление людей по этническому признаку. Так, параллельно действуют Греческая архиепископия, Антиохийский патриархат… Они, хотя и имеют евхаристическое общение между собой, но, к сожалению, до сих пор в США нет единого православного центра.
Говоря о нашей миссии, следует отметить, что проповедовать в Соединенных Штатах непросто по той причине, о которой говорили еще наши старцы: «В богатом и изобильном обществе крайне трудно думать о вечном и спасаться». Когда же человека теснят скорби и проблемы, он как-то мобилизуется, «сжимается» и идет по своему спасительному пути. Когда же требуется, так сказать, «благое произволение», на пути к религии возникают трудности. Поэтому я считаю, что в Соединенных Штатах Америки «жить по-христиански» значительно труднее, чем в других странах.

— Вы упомянули о том, что в США действует множество религиозных конфессий. А какое место занимает религия в жизни американца?

Во всяком случае, не последнее. В Америке религиозная идеология очень влиятельна, и к голосу религиозных лидеров прислушиваются в правительстве и в сенате. Но если говорить о месте религии в личной жизни американцев, то, мне кажется, она находится далеко не на первом месте. Если судить в общем, то можно сказать, что для этих людей наиболее важно позаботиться о своем достатке: заработать денег, получить жилье, дать своим детям возможность получить хорошее образование… Так что религия — это где-то «второе», если не «третье» место. Это, в какой-то степени, происходит потому, что религия в Соединенных Штатах традиционна. Человек привык каждое воскресенье ходить в церковь, вот и ходит, скорее всего, по привычке. Он просто следует традициям своих предков. Это в лучшем случае. Гораздо хуже, когда человек считает, что «верить» и «молиться» вовсе не обязательно.

— Говорят, что у американцев нет своей культуры. Об этом свидетельствует низкопробная и аморальная видео- и аудиопродукция, насаждаемая в Украине…

Говоря об американском народе, имеют в виду пришлых людей разных национальностей, принесших в эту страну свою культуру. Поэтому у всех жителей Соединенных Штатов совершенно разное восприятие мира. Но необходимо нечто, способное «цементировать» общество. И этим «цементом» у американцев служит идея создания сверхдержавы. Часто они говорят: «Все мы разные. Но нас объединяет государство, которое должно быть сильным, богатым и способным обеспечить всем равные права». При этом ничего не говорится о равных возможностях. Поэтому, как мне кажется, мы имеем дело с мифическим образом. Ведь всего того, что мы видим в боевиках и бестселлерах, нет в Соединенных Штатах. Скорее, это вымышленный персонаж, который хотелось бы видеть американцам. Иначе говоря, речь идет о насаждении в обществе образа «супергероя». При этом постоянно делаются акценты на том, что «это наше лицо». Но это мало соответствует действительности.

— Под развалинами двух небоскребов в Нью-Йорке в сентябре 2003 года оказался православный храм. Какова его судьба?

Это был православный храм в честь Святителя Николая, Мирликийского чудотворца, который принадлежал греческой общине. В результате террористического акта он был полностью разрушен. Эта церковь широко известна в истории: некоторые русские императоры жертвовали этой общине золоченые евхаристические сосуды и дорогие иконы. Поэтому, когда в Соединенных Штатах произошла эта трагедия, мы, выражая соболезнования греческой архиепископии, сказали, что Русская Православная Церковь готова принять активное участие в воссоздании храма. Недавно я встречался с главой греческим владыкой Димитрием. По его словам, уже разработан проект воссоздания храмового комплекса. В него войдет мемориальная церковь и несколько помещений.

— Какова была реакция православных на решения, принятые правительством в отношении Ирака?

Хочу сразу отметить, что на милитаристские меры американских властей «отреагировали» не только православные. Не смогли смолчать и представители епископальной и католической Церквей, а также лидеры протестантских течений. Последовала реакция неприятия, потому что Церковь не может принять насилие. Естественно, каждый нормальный человек понимает, что государственный режим может кого-то не устраивать. Может быть, правительство Ирака действительно сделало что-то не так. Но установление демократии насильственными методами — преступление против человечества. В связи с этим Национальный Совет Церквей США, в который входят представители всех христианских конфессий и религиозных течений, письменно обратился к президенту Соединенных Штатов Джоржу Бушу с просьбой не предпринимать вооруженного вторжения в Ирак. К сожалению, в этот раз голос Церкви не был услышан.

— В Украине существует проблема засилья тоталитарных сект. Причем многие «духовные» лидеры приехали из Соединенных Штатов. Существует мнение, что эти «миссионерские» визиты осуществляются с целью «сбить» с украинских граждан как можно больше денег и переправить их заграницу

Я не думаю, что на таких странах, как Украина, западные сектанты смогут заработать «реальные» деньги. Вероятнее всего, здесь идея несколько другая — разделить человечество. Как видим, в славянских странах общество более-менее консолидировано. И основным стержнем здесь является именно православная вера, история и культура. «Раздробить!» — это, пожалуй, главная задача, которую ставят перед собой лидеры тоталитарных сект. У разделенного народа нет единого духа. А при отсутствии единства сложно что-то строить. Люди превращаются в «существ», которыми можно легко управлять. Отсюда вытекают коварные замыслы сектантских проповедников: «Сделать общество управляемым».

— Сегодня много говорится о проблемах глобализации, которая осуществляется по американской модели. Что Вы думаете по этому поводу?

Ни для кого не секрет, что Америка именует себя сверхдержавой. Может, это и правильно с точки зрения внутригосударственной политики. Но не должно быть так, чтобы одно государство, каким бы богатым и могучим не было, оказывало силовое давление на другое. Мир полярный, и все существующие мнения должны учитываться. Только на основе общего вектора всех мнений должны приниматься решения в мировом масштабе. И особую роль в этих процессах должна играть Организация Объединенных Наций. По мнению руководителей многих государств, значение ООН в современном обществе, как никогда, возрастает.
Здесь уместно вспомнить о тоталитарных сектах. Мне кажется, что межгосударственная сектантская экспансия — это одна из составляющих внешней политики некоторых государств. Многие дипломаты давно уже осознали всю важность религиозного фактора как для внутренней, так и для внешнеполитической жизни страны. К сожалению, часто мы не придаем этому должного значения. Но многие политики играют на этом. Страна, уважающая историю, культуру и веру своего народа, — сильное государство, способное «постоять за себя» на внешнеполитической арене. Если государство не может защитить права народа, то и он не будет отстаивать интересы совей страны.

— Владыка, Божьей милостью Вы приехали в Украину, посетили многие святыни Украинской Православной Церкви. Какие впечатления у Вас остались после визита?

В этом году время своего отпуска я решил посвятить паломничеству. Визит в Украину нельзя назвать официальным. Скорее, это паломничество по святым местам. В Киеве я не был достаточно долго — около десяти лет. Не случайно я сказал архиепископу Павлу, наместнику Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, что увиденное мной — это подлинное чудо. Мы знаем, что Лавра строилась столетиями. Долгое время она находилась в запустении. Поэтому очень впечатляет, что архипастырскими трудами Блаженнейшего Митрополита Владимира и архиепископа Павла этот древний монастырь возродился прямо «на глазах» — в течение каких-то полуторадесяти лет. Мы видим, что Лавра расцветает с каждым днем.
Хотя, конечно, печалит то, что украинский народ разделен внутри Православия. Тяжело ехать по киевским улицам, встречая на своем пути величественные храмы, в которых «служат» раскольники. По моему мнению, украинский раскол — это «дикость», которая не имеет право на существование среди людей, считающих себя христианами.
Радует, что, как сказал ректор Киевской духовной академии и семинарии отец Николай Забуга, в столичных духовных школах обучается две тысячи ребят со всех регионов Украины, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Авторитет Украинской Православной Церкви все более возрастает в современном мире как на межцерковном, так и на межгосударственном уровне.
Сердечно благодарен Предстоятелю Украинской Православной Церкви Блаженнейшему Митрополиту Владимиру и наместнику Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры архиепископу Павлу за предоставленную мне возможность посетить обитель. Их отеческую теплоту и гостеприимство я увожу с собой в далекую Америку.

Беседу вел Александр Андрущенко