Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Ответ Митрополита Агафангела на «обращение», направленное в его адрес Генеральным секретарем Священного Синода Константинопольского Патриархата Митрополитом Мелитоном

Ответ члена делегации Московского Патриархата от УПЦ на переговорах с Константинопольским Патриархатом Митрополита Агафангела на «обращение», направленное в его адрес Генеральным секретарем Священного Синода Константинопольского Патриархата Митрополитом Филадельфийским Мелитоном

Письмо Митрополита Агафангела

08.09.2001. МИТРОПОЛИТ ОДЕССКИЙ И ИЗМАИЛЬСКИЙ АГАФАНГЕЛ: «НАША ПОЗИЦИЯ ПО ВОПРОСУ УКРАИНСКИХ РАСКОЛЬНИКОВ ТВЕРДА И ОПРЕДЕЛЕННА. ТАМ, ГДЕ ВАМИ ВИДИТСЯ «РЕЗКАЯ ПОЗИЦИЯ», ТАМ НАЛИЦО — СОХРАНЕНИЕ ЧИСТОТЫ ПРАВОСЛАВИЯ. ТАМ, ГДЕ ВЫ ВИДИТЕ «ГРУБОСТЬ», ТАМ — ОТСУТСТВИЕ ЛИЦЕМЕРИЯ И ТВЕРДОСТЬ В ВЕРЕ, КАКОВАЯ БЫЛА У СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИРЛИКИЙСКОГО, И СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КИПРИАНА КАРФАГЕНСКОГО»
Пресс-служба Одесской епархии УПЦ распространила ответ Представителя Украинской Православной Церкви на переговорах с Константинопольским Патриархатом Митрополита Одесского и Измаильского Агафангела на «Обращение», направленное в его адрес Генеральным секретарем Священного Синода Константинопольского Патриархата Митрополитом Филадельфийским Мелито-ном

Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященнейшему МЕЛИТОНУ, Митропо-литу Филадельфийскому,
Генеральному секретарю Священного Синода Кон-стантинопольского Патриархата

Ваше Высокопреосвященство!
Сердечно приветствую Вас и желаю радоваться.
После внимательного ознакомления с разъяснениями, которые были сформулированы в «Обращении Вселенско-го Патриархата» считаю своим архипастырским долгом довести до сведения Вашего Высокопреосвященства и авторов разъяснения следующее.
Я придерживаюсь принципов уврачевания любого рас-кола всеми возможными способами и средствами: указан-ным и особенно подчеркнутым в Вашем документе спосо-бом икономии — снисхождения к согрешившим против единства Святого Православия — и акривии — строгого сле-дования заветам наших славных предшественников, ко-торые определили: «Все замышляющие новизну — ересь или раскол — добровольно облеклись, по словам псалмо-певца /Псал. 108, 17/, в клятву, яко в ризу, хотя бы то бы-ли папы или патриархи, или клирики, или миряне; пусть даже будет это ангел с неба, и он анафема да будет», — такой документ подписан патриархом Вашей Святой Церкви Анфимом и другими 6 мая 1848 года в Окружном Послании /п.320/.
Как Митрополит Украинской Православной Церкви на-деюсь, что эти слова станут основой наших будущих со-вместных действий по искоренению богопротивного рас-кола в Украине.
Сложность церковной ситуации в Украине состоит в том, что, как Вы выразились в своем Послании, «находя-щиеся в расколе с канонической Церковью, но ищущие воссоединения с Ней», вовсе не искали и не ищут воссо-единения, а продолжают упорствовать в своем заблужде-нии.
Священноначалие нашей Церкви проявляло и прояв-ляет многое долготерпение в ожидании обращения рас-кольников. Это долготерпение основано на евангельской любви и сострадательности к погибающим, несмотря на всю их агрессивность. Призывы к любви и миру не раз были направляемы нашим епископатом к раскольникам, но они остаются слепы, глухи и ожесточенны. Нас невоз-можно заподозрить, а тем более обвинить в жестокосер-дии и нелюбви к раскольникам, ибо мы с ними не только общей веры, но и крови.
Вопрос о возникновении автокефалии на Украине не может рассматриваться, так как большинство православ-ных христиан в Украине автокефалии не желают. Требо-вание автокефалии раскольниками проникнуто национа-листическими и политическими мотивами, что основанием для дарования автокефалии быть не может. /Известно ведь, что ересь филетизма осуждена Константинополь-ской Церковью/.
Наша позиция по вопросу украинских раскольников тверда и определенна. Там, где Вами видится «резкая позиция», там налицо — сохранение чистоты Православия. Там, где Вы видите «грубость», там — отсутствие лицеме-рия и твердость в вере, каковая была у святителя Нико-лая, архиепископа Мирликийского, и священномученика Киприана Карфагенского.
Примеры, неудачно приведенные Вами в Вашем По-слании, могут быть применимы человеком в его личном отношении к людям, но вот уже шестнадцать веков во Святой Церкви существуют святые каноны, которые помо-гают не смешивать свет со тьмою, Христа с велиаром /2 Кор.6, 14/.
Как известно, святые каноны Церкви основаны не только на букве Священного Писания. «Духу Святому из-волися» быть им — канонам — такими, какими они опреде-лены святыми Отцами на Вселенских Соборах. В них «ми-лость и истина» встретились, «правда и мир» облобыза-лись. Поэтому следование им — есть следование Священ-ному Писанию и евангельской любви.
«Бог не есть Бог неустройства» /I Кор. 14, 33/. Он через своего апостола повелевает содержать все в Церкви Бо-жией «благопристойно и чинно» /I Кор. 14, 40/. «Благопри-стойно и чинно» в Церкви сохраняется все Святыми кано-нами. В оправдании греха нельзя спекулировать высо-чайшими понятиями любви и всепрощения. Вашим же обращением можно обличить Вас самих. Почему грече-ские новостильные Церкви так жестко относятся к своим братьям грекам-старостильникам? Где же здесь, пропове-дуемый Вашим Высокопреосвященством, дух евангель-ской любви?
Раскол является грехом против Церкви. «Грех есть беззаконие» /I Ин. 3, 4/. Знание Священного Писания и святых канонов Церкви дано нам не для оправдания греха — беззакония, а для сохранения истины. И Вы, как право-славный архиерей, призваны «право править» слово исти-ны, тогда как в данном случае служите оправданию безза-кония и попираете святые каноны Церкви. Православные епархии на Украине — это каноническая территория Рус-ской Православной Церкви. Попытки сепаратных перего-воров с украинскими раскольниками — это угроза для це-лостности канонической территории нашей Церкви. Не-вольно вспоминаются слова Господа: «Кто не дверью вхо-дит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбой-ник» /Ин. 10,17/.
Ваше ошибочное отношение к украинским раскольни-кам мы раньше старались объяснить незнанием ситуации, но сейчас Ваши действия становятся тенденциозными, если не сказать — спланированными. Ведь ни для кого уже не является секретом, что разрушительные действия ми-ровой закулисы в нашей некогда великой стране направ-лены на разрушение Православия. Сепаратизм в Церкви ослабляет и разрушает единство православного мира. Пример Эстонии и Украины показывает, что действиями Константинопольского Патриархата поощряется пагубный для Церкви сепаратизм — раскол.
Подводя итоги вышесказанному, следует с очевидно-стью сказать, что именно Ваша позиция, дорогой Влады-ка, в рассматриваемом вопросе является анти-евангельской, анти-канонической и анти-православной, а Ваша деятельность близка к раскольнической.
Для раскольников Ваше «Обращение» — большое при-обретение и поддержка в попытках подорвать дух брат-ского сотрудничества в искреннем стремлении укрепить Святое Православие в Украине.
Надеюсь, Ваше Высокопреосвященство, что в даль-нейшем Константинопольская Патриархия будет стре-миться к действительному преодолению /а не поощрению/ раскола в Украине, что принесет благословенные плоды «благостояния Святых Божиих Церквей».
С братской во Христе любовью

АГАФАНГЕЛ,
Митрополит Одесский и Измаильский,
постоянный член Священного Синода УПЦ

25 августа 2001 г.